F16L33/16 с уплотняющими или закрепляющими элементами, использующими давление жидкости или газа
Автор(ы):
Любельский В.И., Слепов Б.Н., Шевченко Н.В., Губина Т.П.
Патентообладатель(и):
АО "ВНИИСТРОЙДОРМАШ"
Приоритеты:
подача заявки: 1994-02-16
публикация патента: 20.07.1996
Использование: в трубопроводной арматуре и может быть использовано в гидро- и пневмоприводах для быстроразъемного соединения трубопроводов. Сущность изобретения: быстроразъемное соединение трубопроводов снабжено жестко прикрепленными к радиально расположенными элементами опорными втулками, выполненными с наружной резьбой для взаимодействия с резьбой соответствующего корпуса. К элементам также прикреплены направляющие втулки, в которых с возможностью возвратно-поступательного перемещения установлены хвостовики подпружиненных клапанов. Опорные втулки упираются в сменные шайбы или осевые упоры. 1 ил.
Быстроразъемное соединение трубопроводов, содержащее два полумуфты, каждая из которых включает в себя корпус с прикрепленным к нему посредством резьбового соединения штуцером, подвижно установленные в корпусах подпружиненные клапаны с цилиндрическими хвостовиками, расположенными с возможностью возвратно-поступательного перемещения в направляющих втулках, которые установлены посредством прикрепленных к ним, радиально расположенных элементов с образованием окон для прохода рабочего агента, и подпружиненное запорное устройство, отличающееся тем, что оно снабжено жестко прикрепленными к радиально расположенным элементам опорными втулками, выполненными с наружной резьбой для взаимодействия с резьбой корпусов и установленными с возможностью осевого перемещения с последующей их фиксацией, и сменными шайбами, при этом торцевые поверхности штуцеров выполнены в виде осевых упоров для опорных втулок, а сменные шайбы установлены между опорными втулками и осевыми упорами.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к области машиностроения, а именно: к трубопроводной арматуре и может быть использовано в гидро- и пневмоприводах для быстроразъемного соединения трубопроводов. Известно быстроразъемное соединение трубопроводов, содержащее две полумуфты, подвижно установленные в них подпружиненные клапаны с цилиндрическими хвостовиками, расположенными с возможностью возвратно-поступательного перемещения в направляющих втулках, которые установлены посредством прикрепленных к ним радиально расположенных элементов с образованием окон для прохода рабочего агента и подпружиненное запорное устройство (1). Однако в известном устройстве не предусмотрено регулирование усилий стыковки. Наиболее близким к заявленному является быстроразъемное соединение трубопроводов, содержащее две полумуфты, каждая из которых включает в себя корпус с прикрепленным к нему посредством резьбового соединения штуцером, подвижно установленные в корпусах подпружиненные клапаны с цилиндрическими хвостовиками, расположенными с возможностью возвратно-поступательного перемещения в направляющих втулках, которые установлены посредством прикрепленных к ним радиально расположенных элементов с образованием окон для прохода рабочего агента и подпружиненное запорное устройство (2). Недостатком этого устройства, также как и вышеназванного, является отсутствие регулирования усилия стыковки. Технический эффект, достигаемый в быстроразъемном соединении трубопроводов заявляемой конструкции заключается в обеспечении регулирования усилий стыковки. Для достижения указанного технического эффекта быстроразъемное соединение трубопроводов, содержащее две полумуфты, каждая из которых включает в себя корпус с прикрепленным к нему посредством резьбового соединения штуцером, подвижно установленные в корпусах подпружиненные клапаны с цилиндрическими хвостовиками, расположенными с возможностью возвратно-поступательного перемещения в направляющих втулках, которые установлены посредством прикрепленных к ним радиально расположенных элементов с образованием окон для прохода рабочего агента, и подпружиненное запорное устройство, снабжено жестко прикрепленными к радиально расположенным элементам опорными втулками, выполненными с наружной резьбой для взаимодействия с резьбой корпусов, и установленными с возможностью осевого перемещения с последующей их фиксацией, и сменными шайбами, при этом торцевые поверхности штуцеров представляют собой осевые упоры для опорных втулок, а сменные шайбы устанавливаются между опорными втулками и осевыми упорами. Такое выполнение быстроразъемного соединения позволяет обеспечить регулирование усилий стыковки. Предложенное быстроразъемное соединение соответствует критериям "новизна" и "изобретательский уровень". На чертеже изображено быстроразъемное соединение в состыкованном положении в разрезе. Быстроразъемное соединение трубопроводов содержит наружную и внутреннюю полумуфты, которые включают в себя корпуса 1 и 2 с прикрепленным к нему посредством резьбового соединения штуцерами 3, 4. В корпусах 1, 2 подвижно в осевом направлении установлены клапаны 5, выполненные с цилиндрическими хвостовиками 6, расположенными с возможностью возвратно-поступательного перемещения в направляющих втулках 7. К втулкам 7 прикреплены с образованием окон для прохода жидкости или газа радиально расположенные элементы 8, к которым в свою очередь жестко прикреплены опорные втулки 9, выполненные с наружной резьбой для взаимодействия с резьбой корпусов 1, 2 и установленные с возможностью перемещения по резьбе с последующей их фиксацией. Торцевые поверхности 10 штуцеров 3 и 4 представляют собой осевые упоры для опорных втулок 9. Между осевыми упорами 10 и опорными втулками 9 устанавливаются сменные шайбы 11. Запорное устройство быстроразъемного соединения состоит из шариков 12, расположенных в гнездах фиксаторной втулки 13 охватывающей полумуфты и взаимодействующих с кольцевой канавкой охватываемой полумуфты. Быстроразъемное соединение трубопроводов работает следующим образом. При стыковке соединения сдвигают фиксаторную втулку 13. При этом шарики 12 входят в кольцевую канавку на охватываемой полумуфте, а клапаны 5 утапливаются в корпусе, освобождая проход для жидкости. Для разъединения полумуфт фиксаторная втулка 13, преодолевая сопротивление пружины 14 смещается в противоположную сторону до упора. Шарики 12 западают в кольцевую проточку фиксаторной втулки. Внутренняя полумуфта вынимается из наружной полумуфты. Изменение усилий стыковки производят следующим образом. Сняв штуцеры 3 и 4 и втулки 9, передвигают по резьбе втулки 9 в сторону полуразъема и устанавливают необходимое количество сменных шайб 11 между опорными втулками 9 и осевыми упорами 10. Опорные втулки 9 упираются в сменные шайбы 11 или осевые упоры 10. Пружины 15 при этом меняют свою жесткость.