механизм поворота платформы землеройно-транспортной машины
Классы МПК: | E02F9/12 поворотные механизмы |
Автор(ы): | Башкиров В.А., Маринов Т.Ц., Перунов С.И. |
Патентообладатель(и): | Воронежское производственное объединение по выпуску тяжелых экскаваторов |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-02-21 публикация патента:
10.08.1996 |
Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации масляных ванн приводов поворота строительно-дорожных машин. Цель изобретения - повышение надежности уплотнение масляной ванны и долговечности уплотнительного элемента. Уплотнение механизма поворота платформы экскаватора содержит редуктор с двигателем, закрепленные на поворотной платформе. Ведущая шестерня кинематически связана с неподвижным зубчатым венцом, который расположен на ходовой раме, на которой закреплена кольцевая обечайка. Венец, нижний лист, ходовая рама и обечайка образуют масляную ванну, в которой находится масло. Ведущая шестерня расположена в масляной ванне. На торце обечайки закреплен изогнутый лист с упором. Между листом и поворотной платформой установлены X-образный уплотнительный элемент с возможностью самоустановки и взаимодействия по двум плоскостям. Он выполнен из эластичного материала. Упор служит для исключения смещения уплотнительного элемента с листа. 3 з. п. ф.-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Механизм поворота платформы землеройно-транспортной машины, включающий размещенную на раме поворотную опору с зубчатым венцом, поворотную платформу с закрепленным на ней редуктором, на выходном валу которого установлена шестерня, кинематически связанная с зубчатым венцом поворотной опоры, расположенные в закрытом корпусе с масляной ванной, имеющем торцевой уплотнительный элемент из эластичного материала, отличающийся тем, что торцевой уплотнительный элемент выполнен Х-образным в сечении и установлен в поджатом состоянии между кольцевыми поверхностями платформы и рамы с возможностью самоустановки и взаимодействия по двум плоскостям при движении платформы относительно рамы, при этом кольцевая уплотняемая поверхность поворотной опоры имеет упор в виде бурта. 2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что бурт размещен с внутренней стороны Х-образного уплотнительного элемента. 3. Механизм по п.1, отличающийся тем, что бурт расположен с внешней стороны Х-образного уплотнительного элемента. 4. Механизм по п.1, отличающийся тем, что Х-образный уплотнительный элемент выполнен армированным.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к механизмам поворота платформы, заключенным в масляную ванну, и может быть использовано для герметизации масляных ванн приводов поворота строительно-дорожных машин, в частности экскаваторов. Известно уплотнение механизма поворота платформы экскаватора, содержащее редуктор с двигателем, закрепленный на платформе, ведущую шестерню, установленную на выходном валу и кинематически связанную с зубчатым венцом, размещенным на ходовой раме, масляную ванну, образованную зубчатым венцом, кольцевой обечайкой, нижним и верхним листом и снабженной V-образным уплотнительным элементом. Такая конструкция уплотнения механизма поворота имеет высокую трудоемкость изготовления в связи с тем, что конструкция содержит верхний и нижний лист масляной ванны. Известно уплотнение механизма поворота платформы экскаватора, содержащее редуктор с двигателем, закрепленный на поворотной платформе, ведущую шестерню, установленную на выходном валу и кинематически связанную с зубчатым венцом, размещенным на ходовой раме, масляную ванну, образованную зубчатым венцом, нижним листом ходовой рамы, кольцевой обечайкой и поворотной платформой, при этом на торец кольцевой обечайки закреплен неподвижно V-образный эластичный уплотнительный элемент. В данной конструкции уплотнение масляной ванны и скольжение при вращении поворотной платформы осуществляется по одной поверхности V-образного уплотнительного элемента. Износ этого элемента происходит также по одной поверхности, что снижает его долговечность. Замена уплотнительного элемента в процессе эксплуатации имеет высокую трудоемкость в связи с тем, что он закреплен на кольцевой обечайке неподвижно. Кроме того, поскольку уплотнительный элемент закреплен неподвижно, он не имеет возможности самоустанавливаться. Изобретение направлено на повышение надежности уплотнения масляной ванны и долговечности уплотнительного элемента. Это достигается тем, что конструкция механизма поворота платформы землеройно-транспортной машины, включающая размещенную на раме поворотную опору с зубчатым венцом, поворотную платформу с закрепленным на ней редуктором, на выходном валу которого установлена шестерня, кинематически связанная с зубчатым венцом поворотной опоры, расположенные в закрытом корпусе с масляной ванной, имеет X-образный в сечении торцовый уплотнительный элемент из эластичного материала. Этот элемент установлен в поджатом состоянии между кольцевыми поверхностями платформы и рамы с возможностью самоустановки и взаимодействия по двум плоскостям при движении платформы относительно рамы. При вращении поворотной платформы обеспечивается самоустановка X-образного уплотнительного элемента, т. е. этот элемент самопроизвольно определяет свое оптимальное местоположение. Это обеспечивает повышение надежности уплотнения масляной ванны. Скольжение и взаимодействие X-образного элемента с кольцевыми поверхностями поворотной платформы и рамы осуществляется попеременно в зависимости от величины силы трения, возникающей в месте контакта уплотнения с кольцевыми поверхностями, т. е. скольжение происходит попеременно по двум поверхностям. В результате этого повышается долговечность уплотнительного элемента. Для исключения смещения X-образного уплотнительного элемента за пределы кольцевых поверхностей выполнен упор в виде бурта, расположенного с внешней или внутренней стороны уплотнительного элемента. Кроме того, уплотнительный элемент может быть выполнен армированным. Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 изображен механизм поворота землеройно-транспортной машины, разрез; на фиг. 2 с буртом, размещенным с внешней стороны уплотнительного элемента; на фиг. 3 с армированным уплотнительным элементом. Позиции на чертеже обозначают:1 Редуктор; 2 двигатель; 3 поворотная платформа; 4 шестерня; 5 - выходной вал редуктора; 6 поворотная опора с зубчатым венцом; 7- рама; 8 - кольцевая обечайка; 9 закрытый корпус с масляной ванной; 10 X-образный уплотнительный элемент из эластичного материала; 11 кольцевая уплотняемая поверхность рамы; 12 упор в виде бурта, размещенный с внутренней стороны уплотнительного элемента; 13 кольцевая уплотняемая поверхность платформы; 14 упор в виде бурта, размещенный с внешней стороны уплотнительного элемента; 15 армированный уплотнительный элемент. Механизм поворота платформы землеройно-транспортной машины содержит размещенную на раме 7 поворотную опору с зубчатым венцом 6, поворотную платформу 3, на которой закреплен редуктор 1. На выходном валу 5 редуктора 1 установлена шестерня 4, кинематически связанная с зубчатым венцом 6. На нижнем листе рамы 7 закреплена кольцевая обечайка 8. Неподвижный зубчатый венец 6, нижний лист ходовой рамы 7 и кольцевая обечайка 8 образуют закрытый корпус масляной ванны 9. Ведущая шестерня 4 и зубчатый венец 6 расположены в корпусе с масляной ванной 9. На торце кольцевой обечайки 8 закреплен кольцевой лист с упором в виде бурта 12, образующий кольцевую уплотняемую поверхность рамы 11. Упор в виде бурта 12 расположен на кольцевом листе с внутренней стороны от уплотнительного элемента. Между кольцевыми уплотняемыми поверхностями рамы 11 и платформы 13 расположен торцевой X-образный в сечении уплотнительный элемент 10 из эластичного материала в поджатом состоянии с возможностью самоустановки и взаимодействия по двум кольцевым плоскостям при движении платформы 3 относительно рамы 7. Упор в виде бурта 12 служит для исключения смещения уплотнительного элемента 10 за пределы кольцевых поверхностей. В варианте, изображенном на фиг. 2, упор в виде бурта 14 выполнен на кольцевом листе с внешней стороны уплотнительного элемента 10. В варианте, изображенном на фиг. 3, представлен армированный уплотнительный элемент 15. Уплотнение механизма поворота платформы экскаватора работает следующим образом. При включении двигателя 2 крутящий момент передается через выходной вал 5 редуктора 1 ведущей шестерне 4. Шестерня 4, обкатываясь по неподвижному зубчатому венцу 6, приводит во вращение платформу 3, при этом происходит смазывание зубчатого зацепления. X-образный уплотнительный элемент, расположенный между уплотняемыми поверхностями рамы 11 и платформы 13, осуществляет уплотнение масляной ванны 9 от вытекания из нее масла. Это достигается тем, что X-образный уплотнительный элемент при вращении платформы 3 самоустанавливается за счет его эластичных свойств. Скольжение X-образного элемента по кольцевым поверхностям осуществляется попеременно о кольцевые поверхности 11 или 13 в зависимости от величины трения между этими поверхностями.
Класс E02F9/12 поворотные механизмы