способ открытой разработки наклонных и крутопадающих месторождений
Классы МПК: | E21C41/26 способы открытой разработки полезных ископаемых; системы разработок |
Автор(ы): | Фролов Александр Владимирович, Антоненко Леонид Кузьмич, Беломоин Сергей Витальевич, Ларин Владимир Федорович, Ножин Арнольд Федорович |
Патентообладатель(и): | Фролов Александр Владимирович, Антоненко Леонид Кузьмич, Беломоин Сергей Витальевич, Ларин Владимир Федорович, Ножин Арнольд Федорович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-09-07 публикация патента:
10.08.1996 |
Использование: открытая разработка наклонных и крутопадающих месторождений с внутренним отвалообразованием. Цель: повышение эффективности разработки месторождений. Сущность изобретения: отработку месторождения осуществляют двумя очередями: с внешним отвалообразованием в первой очереди и с внутренним - во второй. Отработку карьера первой очереди производят на фланге месторождения. При этом в его торцевой части формируют постоянный борт и создают временно нерабочий борт со стационарными транспортными коммуникациями. Затем производят отработку карьера второй очереди, в процессе которой вскрышные породы отсыпают во внутренний отвал на участке, примыкающем к постоянному борту карьера, и создают на отвале новые транспортные коммуникации, обеспечивающие выезд из карьера. После этого производят доработку карьера до проектной границы без разноса его бортов для проведения съездов. Положительный эффект: способ обеспечивает ускоренное создание выработанного пространства для размещения внутреннего отвала, сокращение объема горных работ по проведению вскрывающих выработок и ликвидацию потерь полезного ископаемого в целиках под внутренним отвалом. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Способ открытой разработки наклонных и крутопадающих месторождений, включающий вскрытие рабочих горизонтов наклонными съездами, отработку карьера по простиранию месторождения с консервацией его рабочих бортов и переносом транспортных коммуникаций двумя очередями, с внешним отвалообразованием в первой очереди и с внутренним во второй, формирование на внутреннем отвале транспортных коммуникаций, обеспечивающих выезд из карьера, и доработку карьера до проектной границы без разноса его бортов для проведения съездов, отличающийся тем, что отработку карьера первой очереди производят на фланке месторождения, при этом постоянный борт формируют в его торцевой части и создают нерабочий борт со стационарными транспортными коммуникациями, а отсыпку внутреннего отвала производят на участке, примыкающем к постоянному борту карьера.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке наклонных и крутопадающих месторождений полезных ископаемых. Известен способ открытой разработки наклонных и крутопадающих месторождений полезных ископаемых, включающий разработку вскрыши и полезного ископаемого в направлении падения залежи с внешним отвалообразованием при углах наклона борта в лежащем боку месторождения, рассчитанных для полной проектной глубины карьера [1]Однако известный способ характеризуется увеличенным объемом вскрыши в конечных контурах карьера и большими территориями, занятыми внешними отвалами. Известен также способ открытой разработки наклонных и крутопадающих месторождений полезных ископаемых, включающий отработку карьера с внешним отвалообразованием в первой очереди и с внутренним отвалообразованием во второй очереди [2]
Обеспечивая сокращение территорий, занятых внешними отвалами, данный способ характеризуется низкой эффективностью разработки, обусловленной большими объемами вскрышных работ из-за низких углов погашения нерабочих бортов к карьеру. Цель изобретения повышение эффективности разработки за счет уменьшения объемов вскрышных работ путем увеличения углов погашения нерабочих бортов карьера. Поставленная цель достигается тем, что в способе открытой разработки наклонных и крутопадающих месторождений полезных ископаемых, включающем отработку карьера с внешним отвалообразованием в первой очереди и с внутренним отвалообразованием во второй очереди, отработку первой очереди карьера приводят с постановкой одного из его бортов во временно нерабочее положение и созданием на нем стационарных транспортных коммуникаций, а при отработке карьера второй очереди, в процессе формирования внутреннего отвала создают на нем новые транспортные коммуникации, обеспечивающие выезд карьера, после чего производят доработку карьера до проектной границы и постановку его бортов в нерабочее положение под предельными углами погашения. Постановка одного из бортов карьера во временно нерабочее положение с созданием на нем стационарных транспортных коммуникаций при отработке карьера первой очереди и создание на внутреннем отвале в процессе его формирования новых транспортных коммуникаций, обеспечивающих выезд из карьера, при отработке карьера второй очереди, с последующей его доработкой до проектной границы и постановкой бортов в нерабочее положение под предельными углами погашения, в совокупности с известными признаками, изложенными в ограничительной части формулы, обеспечивают заявляемому объекту положительный эффект согласно цели изобретения. Способ поясняется чертежами, где на фиг.1 показана отработка карьера первой очереди с постановкой одного из его бортов во временно нерабочее положение; на фиг.2 и 3 отработка карьера второй очереди с формированием внутреннего отвала; на фиг.4 план карьера второй очереди на конец отработки. Способ осуществляется следующим образом. Первоначально, также как и в способе-прототипе, производят отработку карьера первой очереди до уровня горизонта-1 с постановкой его бортов на участке 2 в предельное положение. При этом горные работы на другом его участке 3 останавливают, не доходя до проектного контура карьера 4, и формируют временно нерабочий борт, на котором создают стационарные транспортные коммуникации 5. Вскрышные породы в процессе отработки карьера первой очереди транспортируют по стационарным транспортным коммуникациям 5 и временным съездам 6, расположенным в рабочей зоне карьера на участке 7, и складируют во внешние отвалы (на схемах не показаны). После этого начинают отработку карьера второй очереди, в процессе которой вскрышные породы транспортируют по стационарным транспортным коммуникациям 5 и временным съездам 6 из рабочей зоны на участке 7 в отработанную часть карьера первой очереди и отсыпают их во внутренний отвал 8. В процессе формирования отвала на нем создают новые транспортные коммуникации 9, обеспечивающие выезд из карьера, после чего возобновляют горные работы на участке 43 и производят доработку карьера до проектной границы 4 и постановку его бортов в нерабочее положение под предельными углами погашения. Технические преимущества заявляемого объекта по сравнению с прототипом заключаются в следующем:
постановка одного из бортов карьера во временно нерабочее положение и создание на нем стационарных транспортных коммуникаций позволяет при отработке карьера первой очереди сформировать борт на участке размещения внутреннего отвала под предельными углами погашения и обеспечивает отработку этого участка с минимальным объемом вскрышных работ;
создание на внутреннем отвале новых транспортных коммуникаций позволяет ликвидировать стационарные транспортные коммуникации, расположенные на временно нерабочем борту, и обеспечивает возможность доработки карьера второй очереди до предельных границ с постановкой его бортов под предельными углами погашения и в результате этого также совершает объемы вскрышных работ. Совокупность приведенных технических преимуществ заявляемого объекта обеспечивает ему положительный эффект согласно цели настоящего изобретения.
Класс E21C41/26 способы открытой разработки полезных ископаемых; системы разработок