система топливопитания и регулирования газотурбинного двигателя

Классы МПК:F02C9/26 управление топливоподачей
Патентообладатель(и):Савченко Валентина Яковлевна
Приоритеты:
подача заявки:
1992-11-25
публикация патента:

Использование: автоматическое регулирование газотурбинных двигателей. Сущность изобретения: система содержит временное устройство 1, соединенное через пружину 23 и множительное устройство, состоящее из рычагов 15, 22 и каталки 16 с чувствительным элементом 12, замеряющим давление воздуха, редуцируемое в камере 13 и корректируемое корректором 14 по давлению воздуха на входе в компрессор, причем каретка 16 соединена с чувствительным элементом 18, замеряющим разность давлений воздуха полного и статического за компрессором через усилитель 33, на штоке 19 которого установлена следящая втулка 20, связанная с рычагом управления двигателем через рычаг 21. Кроме того, рычаг 22 множительного устройства соединен с управляющим элементом управления дозаторами 25 и соединен со стабилизатором 26 через пружину стабилизатора 27. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Система топливопитания и регулирования газотурбинного двигателя, содержащая временное устройство, состоящее из сервопоршня со штоком, на котором установлена следящая втулка, связанная с рычагом управления режимами двигателя, полости катаракты со стабилизирующим управляющим элементом, регулятор режима двигателя по степени повышения давления воздуха в компрессоре, состоящий из чувствительных элементов, замеряющих давление воздуха на входе и выходе компрессора, рычажного множительного устройства, выполненного в виде рычагов и каталки, дозатор топлива, связанный с управляющим элементом, который связан с множительным устройством, отличающаяся тем, что временное устройство соединено через пружину и множительное устройство с чувствительным элементом, замеряющим давление воздуха за компрессором, редуцируемое и корректируемое по давлению воздуха на входе в компрессор, каретка множительного устройства соединена с введенным чувствительным элементом, замеряющим разность полного и статического давлений воздуха за компрессором через усилитель, на штоке которого установлена дополнительно следящая втулка, соединенная с датчиком режима, например, с рычагом управления режимами двигателя.

Описание изобретения к патенту

Известна система регулирования с временной программой подачи топлива на приемистости и сбросе, обеспечивающая расходуемую программу по времени с корректировкой по давлению воздуха на входе в компрессор [Gт=f/система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 20650661P1/], описанная в руководстве по эксплуатации двигателя АИ-25, устанавливаемого на самолет ЯК-40, состоящая из временного устройства, содержащего сервопоршень со штоком, на котором установлена следящая втулка, связанная с рычагом управления двигателем, полость катаракты со стабилизирующим элементом, регулятора режима двигателя, связанного с дозатором через управляющий элемент, автомата запуска и корректора по давлению воздуха на входе в компрессор [1]

Недостатком этой системы является то, что программа регулирования чувствительна к сорту топлива. При изменении сорта топлива необходима корректировка программы. Эту систему нельзя использовать для регулирования многотопливных двигателей, т.е. работающих на жидком и газообразном топливах, т.к. при переходе на газообразное топливо необходима дополнительная программа расхода газа. Программы не унифицированы. Система конструктивно сложна за счет того, что автомат запуска, автомат приемистости и сброса выполнены автономными узлами.

Известна система регулирования с наиболее оптимальной временной программой регулирования подачи топлива на приемистости и сбросе, подача топлива в зависимости от времени, давлений воздуха на вход выходе компрессора /Gт=f/система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 20650661P1, P2/, описанная в руководстве по эксплуатации двигателя Д-36, устанавливаемого на самолете ЯК-42, содержащая временное устройство, состоящее из сервопоршня со штоком, на котором установлена следящая втулка, связанная с рычагом управления двигателем /система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066руд/, полости катаракты со стабилизирующим элементом. автомат запуска, содержащий чувствительные элементы, замеряющие давление воздуха на входе и выходе компрессоре и обеспечивающий программу расхода топлива от давления воздуха на входе и выходе компрессора /Gт f/P1, P2/, выполненное отдельным устройством, регулятор режима двигателя по степени повышения давления в компрессоре, состоящий из чувствительных элементов, замеряющих давление воздуха на входе и выходе компрессора, рычажного множительного устройства, выполненного в виде рычагов и каталки, дозатора, связанного с управляющим элементом регулятора режима двигателя [2]

Недостаток этой системы в том, что программа запуска, приемистости и сброса чувствительна к сорту топлива и требует подрегулировки программы, не универсальна, т. е. эти программы запуска, приемистости и сброса нельзя использовать для многотопливных двигателей, работающих на жидком и газообразном топливах, т.е. при переходе с жидкого на газообразные топливо должна быть другая программа. Кроме того, система конструктивно сложна, т.е. автомат запуска, автомат приемистости и сброса, регулятор режима выполнены отдельными узлами.

Поставленная задача упростить систему, обеспечить инвариантность по сорту топлива и использовать одно счетно-решающее устройство для обеспечения программы запуска, приемистости и сброса и установившегося режима для двигателя, работающего как на жидком, так и на газообразном топливе.

Техническая задача решается следующим образом.

Временное устройство соединено через пружину и множительное устройство с чувствительным элементом, замеряющим давление воздуха за компрессором, редуцируемое и корректируемое по давлению воздуха на входе в компрессор, введенным в систему воздушным редуктором, каретка множительного устройства соединена с чувствительным элементом, замеряющим разность давлений воздуха за компрессором полного и статического через усилитель, на штоке которого установлена следящая втулка, соединенная с датчиком режима двигателя, например, система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066руд или с датчиком частоты вращения, управляющий элемент дозатора соединен с рычагом множительного устройства. Такое подсоединение элементов позволило сократить часть элементов и обеспечить нечувствительность к сорту топлива, т. е. обеспечить астатическую по расходу топлива программу регулирования на запуске, приемистости и сбросе, при этом расход топлива изменяется до тех пор, пока не обеспечится программа на запуске: система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066к=P2/P1=f/система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066/, на приемистости система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066 и сбросе система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066к=f/система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 20650661/, на установившихся режимах система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066к=P2/P1=f/система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066р/,

где система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066к степень повышения давления воздуха в компрессоре;

P*2 полное давление воздуха за компрессором;

Р2cт статическое давление воздуха за компрессором;

Р1 давление воздуха на входе в компрессор;

система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066 время изменения параметров двигателя;

система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066 параметр, характеризующий расход воздуха через двигатель.

Эти программы не требуют коррекции от сорта топлива и его вида. С этой программой можно работать как на жидком, так и на газообразном топливе.

Упрощение системы за счет использования и тех же чувствительных элементов, замеряющих давления воздуха на входе и выходе компрессора для регулирования запуска, приемистости и сброса и установившихся режимов.

На чертеже показана предлагаемая система.

Система содержит временное устройство 1, состоящее из сервопоршня 2 с управляемой полостью 3, штоком 4, на котором установлена следящая втулка 5, связанная с рычагом управления 6 режима двигателя, замкнутой полости катаракты 7, сообщенной через дроссель 8 со сливом и полостью стабилизатора 9, подпружиненного пружиной 10, который сообщает управляющую полость 3 со сливом через управляющий золотниковый элемент 11, регулятор режима, состоящий из чувствительного элемента 12, замеряющего давление воздуха на выходе компрессора, редуцируемого в редукционной камере 13 с корректором 14 по давлению воздуха на входе в компрессор. Чувствительный элемент 12 соединен с рычагом 15 множительного устройства, каретка 16 которого соединена с усилителем 17 чувствительного элемента 18, замеряющего разность давлений воздуха полного и статического за компрессором. На шток 19 усилителя 17 установлена следящая втулка 20, соединенная с рычагом 21 управления двигателем, а второй рычаг 22 множительного устройства соединен со штоком 4 временного устройства через пружину 23 с исполнительным элементам 24 дозатора 25 со стабилизатором 26, соединенного с исполнительным элементом 24 через пружины 27, 28. Усилитель 17 соединен с чувствительным элементом 18 через пружину 29 и рычаг 30, на котором установлена заслонка 31 сопла, соединяющего управляемую полость 32 усилителя 17 со сливом. На входах в полости 3 и 32 установлены дроссели 33 и 32 соответственно.

Система работает следующим образом.

При включении двигателя рычаг 6 управления режимами двигателя устанавливается на режим "Малый газ", втулка 5 перемещается вверх, перекрывает отверстие, соединяющее управляющую полость 3 сервопоршня 2 временного механизма 1. Давление в полости 3 повышается и сервопоршень 2 перемещается вверх, перезатягивая пружину 23. Скорость перемещения сервопоршня 2 ограничивается дросселем 8 и перепадом на нем, который определяется затяжкой пружины 10 стабилизатора 9. При превышении заданной скорости перепад на дросселе 8 увеличивается и соответственно увеличивается перепад на стабилизаторе 9, который от увеличения перестановочной силы перемещается влево, перемещая управляющий золотник 11 влево, сообщая управляющую полость 3 сервопоршня 2 со сливом, давление в полости 3 падает, усилие перемещения уменьшается и уменьшается скорость временного механизма.

Таким образом изменение усилия Рпр пружины 23 до заданного режима по рычагу управления двигателем производится по заданному времени, т. е. Pпр=f/система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066/. Усилие пружины 23 уравновешивается усилием от чувствительных элементов 12, замеряющих редуцируемое редуктором 13 Рк Kсистема топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066P2 и корректируемое корректором 14 давление воздуха за компрессором Рк Kсистема топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066P2, где К К1/P1, т.к. входное сечение редуктора корректируется по Р1. Таким образом, программа запуска равна K2P2/P1=f/система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066/, где К2, зависящий от эффективных площадей чувствительных элементов, коэффициента K1, жесткости пружины и передаточного отношения множительного устройства. Отношение давления Р2/P1 характеризует степень повышения давления воздуха в компрессоре /система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066к/. Таким образом K2система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066к=f/система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066/, в программе запуска отсутствует расход топлива, следовательно, программа астатична по расходу топлива. При отклонении этой программы, например, выше заданной усилие от чувствительных элементов 12 преодолевает усилие пружины 23 и через рычаги 15 и 22 воздействует на управляющий элемент 24, открывая сечение под маятником управляющего элемента 24, сообщая управляемую полость дозатора 25 со сливом и изменяя положение дозатора 25 в сторону уменьшения расхода топлива. Уменьшение расхода топлива продолжается до тех пор, пока не восстановится программа P2/P1=f/система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066/. Изменение расхода топлива стабилизируется стабилизатором 26, гидравлически связанным с дозатором. На запуске до режима "Малый газ" следящая втулка 20 не перемещается и усилитель 17 стоит на гидроупоре. Программа запуска не корректируется по разности давлений полного и статического за компрессором /P*2-P2ст/. При достижении сервопоршня 2 положения, когда отверстие открывается следящей втулкой 5 и сообщает управляющую полость 3 со сливом, давление в управляющей полости падает и сервопоршень 2 останавливается. При этом затяжка пружины 23 соответствует значению "Малого газа". При превышении система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066к выше заданной величины, т.е. Рк увеличивается, усилие /Qч.э./ на чувствительных элементах 12 повышается, преодолевая усилие от пружины 23, перемещает рычаг 15 и соответственно рычаг 22 через каталку 16, передавая перемещение управляющему элементу 24. Управляющий элемент 24 открывает сопло под маятником, сообщая управляющую полость дозатора 25 на уменьшение расхода топлива, поддерживая система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066 "Малого газа".

Таким образом запуск производится по временной программе с ограничением параметров двигателя, т.е. система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066к=P2/P1=f/система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066/ и при достижении режима поддерживает система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066.

Далее при увеличении режима выше "Малого газа" рычаги 6 и 21 управления режимами двигателя перемещают следящие втулки 5 и 20 вверх и вправо соответственно. При этом сервопоршень 2 перемещается вверх по времени, возможно с другой скоростью, за счет открытия дополнительного дросселя по положению сервопоршня 2 или система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066руд рычага управления двигателем. Работа временного устройства аналогична работе его на запуске. Разница в том, что на приемистости вступает в работу корректор по разности давлений полного и статического воздуха за компрессором, т.е. переместив следящую втулку 20 и перекрыв отверстие, соединяющее управляющую полость 32 со сливом, сервопоршень 17 усилителя управляется чувствительным элементом 18, замеряющим /P*2-P2ст/ - разность давлений. Если усилие на чувствительном элементе 18 больше усилия пружины обратной связи 29, то сопло заслонки 31 закрывается, давление в управляющей полости 32 растет и сервопоршень 17 перемещается, перезатягивая пружину обратной связи 29 и восстанавливая равновесие рычага 30. Таким образом, каждому значению разности давлений P*2-P2ст соответствует свое положение сервопоршня 17 и соответственно положение каталки 16 множительного устройства. Положение каталки 16 меняет передаточное отношение /i/ множительного устройства, т.е. между усилием пружины 23 и усилием на чувствительных элементах 12 система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066; Рпр Qч.э.система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066Kсистема топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066i; система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066, сделав преобразование функции система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066. Следовательно, программа приемистости выше режима "Малый газ" корректируется по разности давлений /P*2-P2ст/, обеспечивая программу система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066.

Параметр система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066 определяет косвенно расход воздуха через двигатель, следовательно, программа приемистости обеспечивает нарастание расхода воздуха через двигатель по времени с коррекцией по высоте, программа приемистости также исключает замер расхода топлива, т.е. программа астатична по расходу топлива. Пo достижении заданного режима следящими втулками 6 и 20 сервопоршни 2 и 17 останавливаются гидроупорами и дальнейшая коррекция по /P*2-P2ст/ прекращается, а пружина 23 задает определенный режим по система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066к. Обработка система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066к на любом режиме аналогична режиму "Малый газ".

При сбросе режима следящие втулки 5 и 20 устанавливаются, например, на режим "Малый газ", отверстия следящих втулок 5 и 20 открываются и сообщают управляющие полости 3 и 32 сервопоршней 2 и 17 со сливом. Сервопоршень 17 корректора перемещается на уменьшение режима по времени /система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 20650661/, определяемого дросселем 34. Таким образом, сброс режима производится по программе система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066к=f/система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 20650661/P*2-P2ст//. При установлении сервопоршней 2 и 17 на гидроупоры следящих втулок 5 и 20 режим двигателя поддерживается ограничителем система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066. Таким образом, одними и теми же элементами осуществляется запуск по программе система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066к=f/система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066/ с ограничением система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066, приемистость по программе система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066 с ограничением система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066к=f/система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066руд/, где система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066 характеризует расход воздуха через двигатель, ввиду малости значения /P*2-P2ст/ до режима "Малый газ" коррекция на запуске не используется, сброс по программе система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066к=f/система топливопитания и регулирования газотурбинного   двигателя, патент № 2065066/. Такая программа инвариантна к сорту топлива и позволяет переходить на работу двигателя с жидкого топлива на газообразное без изменения программы.

Класс F02C9/26 управление топливоподачей

способ поэтапного изменения подачи топлива в устройстве с камерой сгорания -  патент 2526410 (20.08.2014)
устройство для управления положением дозирующего узла регулятора газа или жидкости (варианты) -  патент 2513545 (20.04.2014)
двухканальная система топливопитания и регулирования газотурбинного двигателя -  патент 2504677 (20.01.2014)
способ управления расходом топлива в двухтопливную камеру сгорания судовой газотурбинной установки -  патент 2500911 (10.12.2013)
устройство для управления раходом топлива в газотурбинный двигатель -  патент 2500910 (10.12.2013)
способ управления расходом топлива в газотурбинный двигатель -  патент 2497001 (27.10.2013)
способ управления турбовинтовой силовой установкой самолета -  патент 2493051 (20.09.2013)
система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя -  патент 2490493 (20.08.2013)
способ управления расходом топлива в газотурбинный двигатель -  патент 2489592 (10.08.2013)
способ управления газотурбинным двигателем со свободной турбиной для электростанций малой и средней мощности -  патент 2476971 (27.02.2013)
Наверх