способ получения автомобильного бензина
Классы МПК: | C10G63/02 только из нескольких последовательных ступеней |
Автор(ы): | Каминский Э.Ф., Хавкин В.А., Курганов В.М., Бычкова Д.М., Лощенкова И.Н., Резникова З.А., Емельянов В.Е. |
Патентообладатель(и): | Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-08-03 публикация патента:
20.08.1996 |
Использование: нефтехимия. Сущность, прямогонную бензиновую фракцию подвергают риформингу. Из катализатора риформинга выделяют фракцию НК-85 - 110oС. Эту фракцию подвергают алкилированию олефиновой фракцией С2-C4 при 300-450oС. Из алкилата выделяют фракцию НК-85 - 110oС и смешивают с исходным сырьем алкилирования 1:10-1:1.
Формула изобретения
Способ получения автомобильного бензина, включающий каталитический риформинг прямогонной бензиновой фракции, выделение из катализата риформинга фраками НК-85-110oС, алкилирование указанной фракции, отличающийся тем, что алкилирование проводят олефиновой фракцией С2 C4 при 300 - 450°С, из подученного алкилата выделяют фракцию НК 85 110oC, которую затем смешивают с исходным сырьем алкилирования в соотношении 1:10 1:1.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности, к способу получения автомобильного бензина с улучшенными экологическими характеристиками. Известен способ получения высокооктановых компонентов автобензина путем алкилирования бензола этиленом в присутствии катализатора Н-ZSМ-5. Процесс проводят при температуре 370-480oС, давлении 0,1-3,1 МПа, скорости подачи сырья 20-2000 ч-1, мольном соотношении бензол:этилен от 1 до 20. Конверсия бензола составляет 40-70% Выход этилбензола достигает 90-97% [1]Недостатком данного способа является необходимость использования в качестве исходного сырья бензола высокой степени концентрации или индивидуального углеводорода, что не позволяет применять этот способ при облагораживании более сложных смесей, содержащих наряду с бензолом парафиновые и нафтеновые углеводороды. Другим недостатком является применение в качестве алкилирующего агента этилена дефицитного мономера нефтехимической промышленности. Также известен способ получения автобензина путем ароматизации легких углеводородных фракций С4-C8 в присутствии катализатора с цеолитовым носителем типа "СВК", например ZSM-5. В этом процессе наряду с образованием ароматических углеводородов происходит образование олефиновых углеводородов (этилена, пропилена и др.). Последние сепарируют от катализата и отделяют от метана и этана. После чего этилен и пропилен совместно с ароматизированным концентратом направляют в зону алкилирования, где в присутствии катализатора ZSM-5 происходит алкилирование, приводящее к образованию алкилароматических углеводородов компонентов высокооктанового бензина [2]
Недостатком способа является низкий выход олефинов, что не позволяет алкилировать ароматические углеводороды в достаточной мере. Другим недостатком является образование диолефиновых углеводородов, а следовательно, повышенное коксообразование, что приводит к быстрой дезактивации катализатора. Наиболее близким к заявляемому способу по технической сущности является способ получения высокооктанового бензина, включающий каталитический риформинг прямогонной бензиновой фракции, выделение из катализата риформинга бензольной фракции НК-85oC, которую подвергают алкилированию пропиленом на неподвижном слое катализатора. При этом содержание бензола в указанной фракции уменьшается до 1-2% масс. при адекватном увеличении выхода изопропилбензолов. Октановое число продукта возрастает на 15-16 пунктов, улучшаются экологические характеристики бензина. Согласно известному способу полученный алкилат смешивают с другими фракциями бензина, что обеспечивает получение товарного моторного топлива [3]
Недостатком способа является неполное вовлечение бензола в реакции алкилирования, что с одной стороны не в достаточной мере улучшает экологические характеристики бензина, и с другой стороны не позволяет повысить его октановое число более, чем на 16 пунктов. Другим недостатком известного способа является использование в качестве алкилирующего агента пропилена - ценного нефтехимического продукта. Технической задачей данного изобретения является разработка способа получения высокооктанового автомобильного бензина с улучшенными экологическими характеристиками. Эта задача решается тем, что в способе получения автомобильного бензина, включающем каталитический риформинг прямогонной бензиновой фракции, выделение из катализата риформинга фракции НК-85oC110oС, алкилирование указанной фракции, согласно изобретению, алкилирование осуществляют олефиновой фракцией С2-С4 при температуре 300-450oС, из полученного алкилата выделяют фракцию НК-85oC11oС, которую затем смешивают с исходным сырьем алкилирования в соотношении 1:10 1:1. Риформинг прямогонной бензиновой фракции осуществляют при температуре 480-520oC, давлении 2-4 МПа, объемной скорости, подачи сырья 0,5-2,0 час-1, на платиновом катализаторе типа АП-64, серии КР и др. Процесс алкилирования осуществляют на катализаторе, содержащем в своей основе высококремнеземный цеолит типа ЦВМ и связующее окись алюминия. Новым в заявляемом способе является то, что алкилирование осуществляют олефиновой фракцией С2-C4 при температуре 300-450oС, из полученного алкилата выделяют фракцию НК-85oC110oС, содержащую 1,0-3,0% масс бензола, которую затем смешивают с исходным сырьем алкилирования в соотношении 1:10 1:1. Избыток указанной фракции непосредственно вовлекают в товарный бензин. Полученный в результате алкилирования алкилат содержит менее 1% бензола, его октановое число повышается на 20 пунктов. Указанный продукт смешивают с другими компонентами для получения товарных высокооктановых бензинов. Ниже приведены примеры, иллюстрирующие настоящее изобретение. Пример 1. Прямогонную бензиновую фракцию 105-180oС подвергают каталитическому риформингу при температуре 480oС, давлении 2,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5 час-1 на платиновом катализаторе, содержащем 0,5% платины. Полученный риформат ректифицируют с получением двух фракций: НК-85oC и 85-180oC. Фракцию НК-85oС, характеризующуюся содержанием бензола 12% масс и октановым числом 65 по моторному методу, алкилируют этилен-пропиленовой фракцией при температуре 350oС на катализаторе, содержащем 50% цеолита НЦВМ и 50% окиси алюминия. В результате получают фракцию НК-182oС, которую, в свою очередь, разделяют на фракцию НК-85oС (октановое число 72, содержание бензола - 3,0% масс.) и фракцию 85-182oC (октановое число 84, содержание бензола -менее 0,5% масс. ). Фракцию НК-85oС смешивают с исходным сырьем алкилирования в соотношении 1: 5 и направляют в зону алкилирования, вследствие этого содержание в ней бензола уменьшается до 0,5% масс. Полученная фракция 85-182oС используется как компонент автомобильного бензина АИ-93. Пример 2. Прямогонную бензиновую фракцию 85-165oС подвергают каталитическому риформингу при температуре 500oС, давлении 3 МПа, объемной скорости подачи сырья 1 час-1 на платиновом катализаторе, содержащем 0,3% платины и 0,1% рения на окиси алюминия. Полученный риформат ректифицируют с получением двух фракций: НК-100oС и 100-165oС. Фракцию НК-100oС, характеризующуюся содержанием 18% масс. бензола и октановым числом 69 по моторному методу, подвергают алкилированию пропиленовой фракцией при температуре 300oС на катализаторе, содержащем, масс. 70% цеолита НЦВМ и 30% окиси алюминия. В результате получают фракцию НК-172oС, которую, в свою очередь, разделяют на фр. НК-100oС (октановое число 70, содержание бензола 4% мас.) и фракцию 100-172oС (октановое число 86, содержание бензола менее 0,5% мас.). Фракцию НК-100oС смешивают с исходным сырьем в соотношении 1:1 и направляют на алкилирование, вследствие этого содержание в ней бензола уменьшается до 1% мас. Полученная фракция 100-172oС используется как компонент автомобильного бензина АИ-91. Пример 3. Прямогонную бензиновую фракцию 85-180oС подвергают каталитическому риформингу при температуре 520oС, давлении 4 МПа, объемной скорости подачи сырья 2 час-1 на платиновом катализаторе, содержащем 0,4% платины и 0,2% рения на окиси алюминия. Полученный риформат ректифицируют с получением двух фракций: НК-110oС и 110-180oС. Фракцию НК-110oС, характеризующуюся cодержанием 15% мас. бензола и октановым числом 67 по моторному методу, подвергают алкилированию этилен-пропилен-бутиленовой фракцией при температуре 450oС на катализаторе, содержащем, мас. 60% цеолита НЦВМ и 40% окиси алюминия. В результате получают фракцию НК-185oС, которую, в свою очередь, разделяют на фр. НК-110oС (октановое число 71, содержание бензола 5% мас.) и фр. 110-185o (октановое число 82, содержание бензола 0,5% мас.). Фракцию НК-110oС смешивают с исходным сырьем в соотношении 1:10 и направляют на алкилирование, вследствие этого содержание в ней бензола уменьшается до 2%
Полученная фракция 110-185oС используется как компонент автомобильного бензина АИ-91. Таким образом, применение данного способа позволяет получить высокооктановый компонент автобензина с низким содержанием бензола, что положительно влияет на его экологические характеристики.
Класс C10G63/02 только из нескольких последовательных ступеней