мостовой блок многопролетного моста
Классы МПК: | E01D15/127 комбинированные с наземными транспортными средствами для транспортировки, манипулирования или перемещения таких мостов или их секций E01D19/14 пилоны; анкеры; промежуточные опоры |
Автор(ы): | Быстров К.Э., Мазепа Г.В., Моров А.А., Шаповалов В.В. |
Патентообладатель(и): | Конструкторское бюро транспортного машиностроения |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-12-25 публикация патента:
20.08.1996 |
Изобретение относится к области мостостроения, а конкретно - к мостовым блокам многопролетного моста, и может быть использовано при сооружении временных мостовых переправ как в народном хозяйстве, так и в военных целях. Известные мостовые блоки, включающие механизированное пролетное строение с промежуточной опорой для стыкования на ней пролетных строений в линии моста и привод подъема-опускания опоры, размещенный в колеях моста, обладают недостаточными эксплуатационными характеристиками, а именно их конструкция не обеспечивает демонтаж многопролетного моста с обеих сторон переправы без перепассовки троса в трособлочной системе промежуточной опоры при ее передаче с одного мостового блока на другой блок. Целью настоящего изобретения является обеспечение возможности взятия мостовых блоков мостоукладчиком с обеих сторон переправы многопролетного моста, без перепассовки троса трособлочной системы промежуточной опоры. Новым в предлагаемом мостовом блоке является то, что поставленная цель достигается путем выполнения трособлочной системы промежуточной опоры в виде замкнутой системы на каждой паре стоек опоры с образованием приводной тросовой петли как со стороны собственного механизированного пролетного строения, так и со стороны смежного пролетного строения второго мостового блока в линии многопролетного моста. 12 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12
Формула изобретения
1. Мостовой блок многопролетного моста, содержащий двухколейное секционное механизированное пролетное строение с закрепленным на каждой колее крайней его секции приводом подъема-опускания промежуточной опоры козлового типа, включающей раздвижную поперечную несущую балку под концы колей механизированного пролетного строения, шарнирно закрепленные на балке верхними частями, имеющими механизм разводки, две пары составных по длине опорных стоек, нижняя подвижная часть которых попарно связана с составной шпорой, которая средней частью соединена через закрепленный на верхней части стойки приемный блок с концом троса трособлочной системы складывания и раскладывания опор, связанной с подвижным элементом привода подъема-опускания промежуточной опоры, отличающийся тем, что трособлочная система каждой пары стоек промежуточной опоры выполнена в виде замкнутой тросовой системы на смежных стойках для складывания и раскладывания последних и снабжена блоками полиспаста с компенсационным устройством и направляющим и фиксирующим блоками под трос, закрепленными на стойке со стороны концевой секции уложенного механизированного пролетного строения первого пролета и выполненными с возможностью образования между ними в замкнутой трасоблочной системе приводной тросовой петли, связанной с подвижным элеметом привода подъема-опускания промежуточной опоры первого пролета, а также двумя отклоняюще-переводными блоками под трос, закрепленными на противоположной стойке со стороны концевой секции уложенного механизированного пролетного строения второго пролета с возможностью образования между ними в замкнутой трособлочной системе приводной тросовой петли для связи с подвижным элементом привода подъема-опускания промежуточной опоры второго пролетного строения, при этом второй конец троса трособлочной системы закреплен на фиксирующем блоке, который снабжен механизмом регулировки длины троса приводной тросовой петли, выполненным в виде закрепленного через кронштейн на стойке резьбового Г-образного ползуна, один конец которого снабжен приводной гайкой, а другой конец закреплен в одном из шаговых отверстий, выполненных по дуге в теле фиксирующего блока, причем направляющий блок снабжен механизмом стопорения троса, выполненным в виде неподвижно закрепленной на оси блока П-образной обоймы с установленным в поперечной полке резьбовым зажимом, при этом на концах колей концевых секций смежных механизированных пролетных строений первого и второго пролетов съемно закреплены приемно-направляющие блоки под ветви приводной тросовой петли, а конец подвижного элемента привода снабжен захватным роликом под трос петли. 2. Блок по п. 1, отличающийся тем, что ход захватного ролика подвижного элемента привода подъема-опускания промежуточной опоры с момента начала подъема нижней части стоек с грунта до полного поджатия промежуточной опоры к колеям секции пролетного строения определен по зависимостигде Нi высота промежуточной опоры в i-м положении;
Н1 минимальная высота опоры;
В расстояние между шарнирами соединения подвижных стоек со шпорами;
li расстояние между блоками полиспаста в i-м положении;
l1 расстояние между блоками полиспаста при поджатых одна к другой стойках;
R высота шпоры;
А длина опорной стойки;
угол поворота опорной стойки из положения поджатых одна к другой стоек;
r радиус вращения опорных стоек;
Sn ход захватного ролика подвижного элемента привода, соответствующий перемещению сложенной промежуточной опоры до ее поджатия к колеям секции механизированного пролетного строения. 3. Блок по п. 1, отличающийся тем, что на каждой колее концевой секции механизированного пролетного строения съемно закреплен ручной захват образования приводной тросовой петли в замкнутой трособлочной системе, выполненный в виде металлического стержня с закрепленным на конце крюком под трос.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к мостовым блокам многопролетного моста, и может быть использовано при сооружении временных мостовых переправ. Известен мостовой блок многопролетного моста (см. Тяжелый механизированный мост ТММ-3М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Типография газеты "Страж Балтики", 1985, с.40 50), включающий двухколейное механизированное пролетное строение, промежуточную опору и привод подъема-опускания промежуточной опоры, закрепленный на крайних секциях пролетного строения, при этом промежуточная опора выполнена козлового типа и предназначена для стыкования на ней пролетных строений и передачи от них давления на грунт, причем опора включает поперечную раздвижную несущую балку, две пары верхних наружных и внутренних стоек, шарнирно связанных с балкой и снабженных механизмом развода, две пары нижних стоек, подвижно закрепленных с возможностью фиксации в верхних стойках и снабженных соединенными через шарниры шпорами. На балке закреплен конец троса, который через направляющий ролик верхней части стойки пропущен через ролик среднего шарнира шпоры и выведен на направляющие ролики к барабану тросовой лебедки, расположенной на колее механизированного пролетного строения. При наматывании троса на лебедку нижние опоры поднимаются и вместе с верхними стойками складываются, а затем поворачиваются на балке и подтягиваются к колеям пролетного строения моста. При опущенном тросе стойки опускаются под собственным весом и разводятся механизмом развода. Недостатком известного мостового блока является то, что его тросороликовая система несовершенна, т.к. при стравливании троса приводит к петлеобразованию и скручиванию (заедание ветвей троса), что снижает эксплуатационные характеристики мостового блока при построении мостовой переправы. Целью настоящего изобретения является обеспечение возможности взятия мостовых блоков собственным мостоукладчиком с обеих сторон многопролетной переправы при демонтаже многопролетного моста. Поставленная цель достигается за счет того, что трособлочная система каждой пары стоек промежуточной опоры выполнена в виде замкнутой системы на смежных стойках для складывания и раскладывания последних и дополнительно снабжена направляющим и фиксирующим блоками под трос, закрепленными на стойке со стороны концевой секции уложенного механизированного пролетного строения первого мостового блока и выполненными с возможностью образования между ними в замкнутой трособлочной системе приводной тросовой петли, связанной с подвижным элементом привода подъема-опускания опоры первого мостового блока, а также двумя отклоняюще-переводными блоками под трос, заправленными на противоположной стойке со стороны концевой секции уложенного механизированного пролетного строения второго мостового блока с возможностью образования между ними в замкнутой трособлочной системе приводной тросовой петли, для связи с подвижным элементом привода опоры второго мостового блока, при этом второй конец троса трособлочной системы закреплен на фиксирующем блоке, который снабжен механизмом регулировки образования длины приводной тросовой петли, выполненным в виде закрепленного через кронштейн на стойке резьбового Г-образного ползуна, один конец которого снабжен приводной гайкой, а другой закреплен в одном из шаговых отверстий, выполненных по дуге в теле фиксирующего блока, причем направляющий блок снабжен механизмом стопорения троса, выполненным в виде неподвижно закрепленной на оси блока П-образной обоймы с установленным в поперечной полке резьбовым зажимом, при этом на концах колей концевых секций смежных механизированных пролетных строений первого и второго мостовых блоков съемно закреплены приемонаправляющие блоки под ветви приводной тросовой петли с возможностью зацепления петли с подвижным элементом привода подъема-опускания промежуточной опоры через захватный ролик, кроме того, на каждой колее концевой секции механизированного пролетного строения закреплен ручной захват для образования приводной тросовой петли в замкнутой трособлочной системе, выполненной в виде металлического стержня с закрепленным на одном конце крючком под трос, причем ход захватного ролика привода определяется по зависимости:где
Hi высота промежуточной опоры в i-м положении;
Н1 минимальная высота опоры;
B расстояние между шарнирами соединения подвижных стоек со шпорами;
li расстояние между блоками полиспаста в i-м положении;
li расстояние между блоками полиспаста при поджатых друг к другу стойках;
R высота шпоры;
A длина опорной стойки;
угол поворота опорной стойки из положения поджатых друг к другу стоек;
r радиус вращения опорных стоек;
Sn ход захватного ролика подвижного элемента привода, соответствующий перемещению сложенной промежуточной опоры до ее поджатия к колеям секции механизированного пролетного строения. Анализ отличительных признаков предлагаемого изобретения и обеспечиваемых ими технических результатов показал, что:
выполнение на каждой паре стоек замкнутой трособлочной системы, замыкающейся на стойках, обеспечило целостность узлов промежуточной опоры с заранее выбранной длиной троса;
снабжение трособлочной системы дополнительными и фиксирующими направляющими блоками под трос, выполненными с механизмами регулировки и стопорения, а также отклоняюще-переводными блоками позволило обеспечить образование приводной тросовой петли как цельного элемента опоры, а также поочередного образования тpосовой петли (при необходимости) на обеих смежных стойках каждой пары промежуточной опоры. В целом все отличительные признаки повысили технические и эксплуатационные характеристики мостового блока многопролетного моста, обеспечив возможность демонтажа последнего с обеих сторон переправы. Изобретение поясняется чертежами, где изображено на:
фиг.1 общий вид мостового блока (вид сбоку);
фиг.2 то же, что и на фиг.1, вид спереди;
фиг.3 сечение А А на фиг.1, где изображено соединение поперечной балки промежуточной опоры с колеями концевой секции механизированного пролетного строения и с верхними частями опорных стоек;
фиг.4 промежуточное положение мостового блока при его складывании (раскладывании) в момент полного поджатия опорных стоек друг к другу;
фиг. 5, 6 конструкция фиксирующего блока с механизмом регулировки длины троса приводной тросовой петли;
фиг. 7, 8 изображена конструкция направляющего блока под трос с механизмом стопорения троса;
фиг.9 общая схема трособлочной замкнутой системы складывания и раскладывания каждой пары стоек промежуточной опоры;
фиг.10 расчетная схема элементов промежуточной опоры мостового блока;
фиг. 11 общий вид на первый и второй мостовые блоки многопролетного моста (штриховой линией показана приводная тросовая петля при передаче опоры на второй мостовой блок;
фиг.12 то же, что и на фиг.11, вид в плане. Мостовой блок многопролетного моста содержит (см. фиг.1, 2, 3) двухколейное механизированное пролетное строение 1, у которого секции связаны шарниром 2 и снабжены механизмом раскрывания 3 и промежуточной опорой козлового типа, предназначенной для стыкования на ней крайних секций механизированных пролетных строений 1 смежных мостовых блоков в линии многопролетного моста и передачи от них давления на грунт (см. фиг.11). Промежуточная опора включает поперечную раздвижную несущую балку 4 (фиг. 1, 2, 3), на концах которой шарнирно через кольцо 5 с возможностью вращения навешены две пары составных по длине опорных стоек 6 и 7 (фиг.2). Каждая пара стоек 6 и 7 в верхней части выполнена двухветьевой с расходящимися кверху ветвями наружными "а" и внутренними "б", которые снабжены силовым, например пружинным, механизмом разводки 8 и объединены в нижней части переходным основанием 9, в котором с возможностью продольного перемещения и фиксации установлена нижняя часть 10 стоек 6 и 7, которая опирается через шаровый шарнир 11 на опорную плиту 12. Опорные плиты в каждой паре объединены между собой опорными планками 13 через шарниры 14 и трос 15, образуя шпору 16. Каждая пара опорных стоек 6 и 7 снабжена трособлочной системой для раскладывания, складывания и поджатия к колеям секции пролетного строения 1 стоек 6 и 7. Система выполнена в виде (фиг.1, 2, 9) блоков полиспаста 17 и 18, подвижно закрепленных на наружных ветвях "а" противолежащих стоек 6 и 7 и снабженных, например, пружинными компенсаторами 19, закрепленными под блоками 17 и 18. Над блоками полиспаста 17 закреплен направляющий блок 20, над которым вверху закреплен фиксирующий блок 21, а над блоками полиспаста 18 закреплены отклоняюще-переводные блоки 22, над которыми закреплен приемный блок 23. Трос 24 трособлочной системы одним концом связан с серединой троса 15 шпоры 16 и последовательно запасован в приемный блок 23, от него в отклоняюще-переводные блоки 22, затем в блоки полиспаста 18, 17, от которых - в направляющий блок 20 и своим вторым концом посредством клина 25 закрепляется на фиксирующем блоке 21 (фиг.5). Таким образом, каждая пара стоек 6, 7 снабжена замкнутой трособлочной системой. Однако, ввиду подвижности блоков 17, 18 в зависимости от необходимой длины опор, трос 24 имеет расчетную длину, при которой в замкнутой системе образуется излишек троса 24, который во избежание путаницы формируется в приводную тросовую петлю "к" или "p". Для формирования петли "к" необходимо от блока 20 вытянуть излишки длины троса 24 и зафиксировать (застопорить) его на нем, для этого блок 20 снабжен механизмом стопорения троса 24, содержащим П-образную обойму 26, неподвижно закрепленную на оси 27 блока 20, при этом в поперечной полке обоймы 26 ввинчен винт 28 (фиг.7, 8), на конце которого закреплен клиновый зажим 29. Образованная петля "к" является приводной тросовой петлей, длина которой в зависимости от необходимости регулируется механизмом регулировки, содержащим (фиг.5, 6) кронштейн 30, приваренный к наружной ветви "а" стойки, в котором выполнено отверстие со сферической втулкой 31 с установленным в ней Г-образным резьбовым ползуном 32, один конец которого снабжен приводной гайкой 33, а другой, изогнутый, введен в одно из шаговых отверстий 34, выполненных по дуге в теле фиксирующего блока 21, и закреплен гайкой 35 со шпинтом 36. Таким образом, каждая пара стоек 6, 7 промежуточной опоры готова для соединения с концевой секцией механизированного пролетного строения 1. При этом концы каждой секции пролетного строения 1 снабжены опорными крючками 37 (фиг. 3), которые заводятся между проушинами 38, приваренными к балке 4, поджимаются к ней и стопорятся пальцами 39, при этом каждая колея секции пролетного строения 1 снабжена (фиг.1, 9) приемо-направляющими блоками 40 под ветви приводной тросовой петли "к" или "р", причем каждая колея секций пролетного строения 1 снабжена приводом подъема-опускания промежуточной опоры (на чертеже не показан), у которого подвижный элемент 41 снабжен захватным роликом 42 под трос 24 петли "к" или "р" (у второго мостового блока), для образования которой на колеях пролетного строения 1 съемно закреплен ручной захват 43, выполненный в виде металлического стержня с закрепленным на конце крюком под трос 24. Ход захватного ролика 42 (фиг.1) является в мостовом блоке постоянной величиной независимо от высоты выдвижения опор 6, 7, при этом разница в длине троса 24 при минимальной и максимальной высоте опор 6, 7 выбирается за счет изменения угла их раскрывания a, т.к. длина шпор В является постоянной величиной и определяется изменением размера li, т.е. расстоянием между блоками полиспаста 17, 18, что регламентируется по выбранной зависимости (фиг. 10)
где
Hi высота опоры в i-м положении;
H1 минимальная высота опоры;
B расстояние между шарнирами соединения подвижных стоек со шпорами;
li расстояние между блоками полиспаста в i-м положении;
l1 расстояние между блоками полиспаста при поджатых друг к другу стойках;
R высота шпоры;
A длина опорной стойки;
угол поворота опорной стойки от их поджатого положения;
r радиус вращения опорных стоек;
Sn ход захватного ролика, соответствующий перемещению сложенной опоры до ее поджатия к колеям секции пролетного строения 1 (фиг.4). Работа. После запасовки троса 24 в блоки замкнутой трособлочной системы каждой пары стоек 6, 7 с выводом приводной тросовой петли "к" и ее фиксацией промежуточная опора присоединяется к колеям секций пролетного строения 1, для чего опорные крючья 37 вводятся между проушинами 38 и стопорятся относительно друг друга пальцами 39, при этом петлю "к" своими ветвями заводят на блоки 40 колей пролетного строения 1 и соединяют захватным роликом 42 подвижного элемента 41 привода. В этом положении мостовой блок считается собранным с последующим взятием его на мостоукладчик для постановки в линию многопролетного моста через препятствие. При постановке мостового блока в линию многопролетного моста подвижный элемент 41 перемещается в сторону промежуточной опоры, которая под собственным весом отходит от колей секции пролетного строения 1 и занимает вертикальное положение. Для выполнения этой операции необходимо трос 24 расстопорить на фиксирующем блоке 20 путем раскручивания винта 28 и отвода зажима 29 от троса 24. При отходе опоры от колей пролетного стpоения трос 24 в замкнутой трособлочной системе стоек 6, 7 постоянно стравливается, а появившаяся слабина его начинает выбираться блоками полиспаста 17, 18 ввиду расхождения стоек под действием силового пружинного механизма разводки 8, а также из-за изменения угла a при изменении длины l до момента выправления в одну линию элементов 12, 13 и 15 шпоры 16 и окончательной постановки ее на грунт. В этом положении секции пролетного строения 1 полностью раскрыты, лежат в одной линии, работа привода закончена, а замкнутая трособлочная система находится в положении свободно натянутого троса 24 с закрепленной петлей "к" на захватном ролике 42. При этом балка 4 находится в положении приема второго мостового блока, т.е. его свободного конца секции моста, которая своими опорными крючьями 37 входит между проушинами 38 балки 4 и стопорится пальцами 39. Таким образом, наводится многопролетный мост, состоящий как минимум из двух мостовых блоков и одного крайнего механизированного пролетного строения 1 без промежуточной опоры, при этом конструкция мостовых блоков позволяет производить демонтаж многопролетного моста мостоукладчиком при его заезде как с одной, так и с другой стороны переправы. Рассмотрим второй вариант, когда демонтаж производится с противоположной стороны. Для взятия мостового блока со стороны его промежуточной опоры необходимо отсоединить петлю "к" от ролика 42 и перевести ее в паз крюка ручного захвата 43, после чего со стороны секции пролетного строения 1 второго мостового блока путем его ручного захвата 43 зацепить трос 24 между отклоняюще-переводными блоками 22 и, ослабляя трос 24 петли "к" путем натягивания троса 24 между блоками 22,формировать петлю "р" до полного выбора троса 24 петли "к". Образованную петлю "р" укладывают ветвями на блоки 40 второго мостового блока и зацепляют на ролик 42 подвижного элемента 41 привода подъема-опускания промежуточной опоры, при этом вынимают связующие пальцы 39 из отверстий опорных крючьев 37 первого пролетного строения 1 и проушин балки 4. В данном положении промежуточная опора становится принадлежностью второго мостового блока, а пролетное строение 1 используют в качестве крайнего пролета при последующем построении переправы. Путем вышеописанного действия второй мостовой блок передает свою промежуточную опору крайнему механизированному пролетному строению (при двух мостовых блоках и одном механизированном пролетном строении). При взятии мостового блока происходит движение захватного ролика 42 в сторону от промежуточной опоры, при этом приводная тросовая петля "к" (или "р" в зависимости от того, с какой стороны берем) начинает удлиняться за счет вытягивания одной ветви троса 24, которая через блок 20, блоки полиспаста 17, 18, блоки 22 и 23 перемещается вперед, при этом складывая шпору 16 каждой пары стоек в одну линию с последующим вводом подвижной стойки в неподвижную и поджатием стоек друг к другу, после чего, перемещая дальше ролик 42 на величину Sn, сложенные стойки поджимаются к колеям секции пролетного строения 1 с последующей укладкой всего мостового блока на мостоукладчик для дальнейшего использования при построении нового многопролетного моста. Таким образом, предложенная конструкция мостового блока улучшает его эксплуатационные качества, ускоряет процесс демонтажных работ, а главное, обеспечивает взятие на мостоукладчик мостового блока в любом порядке как с одной, так и с другой стороны переправы. 2 4 6 8
Класс E01D15/127 комбинированные с наземными транспортными средствами для транспортировки, манипулирования или перемещения таких мостов или их секций
Класс E01D19/14 пилоны; анкеры; промежуточные опоры