теплоизоляция криогенных устройств
Классы МПК: | F17C3/04 при помощи изолирующих слоев |
Автор(ы): | Воротников И.А., Зашляпин Р.А., Иванов Ю.И., Насибулин И.К., Павленко С.Т., Черемных О.Я. |
Патентообладатель(и): | Уральский научно-производственный комплекс криогенного машиностроения |
Приоритеты: |
подача заявки:
1986-03-12 публикация патента:
20.08.1996 |
Сущность изобретения: железнодорожная цистерна жидкого водорода, содержащая сосуд, оболочку и комбинированную многослойно-порошковую изоляцию между ними в виде чередующихся слоев изолирующего и экранирующего материалов на сосуде и теплоизолирующего порошка, заполняющего свободное пространство. При этом толщина чередующихся слоев изолирующих и экранирующих материалов многослойной изоляции при данной плотности ее укладки связана зависимостью x = 5
/
, где Х - толщина многослойной изоляции, мм, b - термическая усадка сосуда при заливке в него хранимой жидкости, мм, s - величина обжатия многослойной изоляции давлением засыпки порошка на 1 см ее толщины при данной плотности укладки, мм. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4


Формула изобретения
Теплоизоляция криогенных устройств, содержащая размещенные на внутреннем сосуде чередующиеся слои изолирующего и экранирующего материалов и заполняющего оставшееся свободное пространство теплоизолирующего порошка, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности экономичности, общую толщину слоев экранирующего и изолирующего материалов определяют из соотношения
где X толщина, мм;
b термическая усадка сосуда при заливе в него хранимой жидкости, мм;
s величина обжатия слоев изоляции давлением засыпки порошке на 1 см ее толщины при данной плотности укладки, мм.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области хранения и транспортировки криогенных жидкостей, а именно к конструкции крупногабаритной железнодорожной цистерны для жидкого водорода. Применение комбинированной изоляции, сочетающей в одном вакуумном изолирующем пространстве многослойную экранную и порошковую изоляции обусловлено несколькими соображениями. Во-первых, засыпка порошка уменьшает приток тепла через зазоры в стыках между отдельными пакетами (матами) многослойной изоляции и через торцы пакетов, во-вторых, тепловой поток дополнительно уменьшается вследствие заполнения порошком свободного пространства, не занятого многослойной изоляцией. Этот эффект может быть существенным, так как свободное пространство имеет часто по конструктивным. С другой стороны, и экранная изоляция снижает эффективность порошковой за счет изменения градиента температур и толщины слоя изоляции. Когда одна граничная поверхность имеет температуру 300 K, а другая 20 K средней эффективный коэффициент теплопроводности вакуумно-порошковой изоляции меньше, чем в интеграле 300-76 К, характерном для случая комбинированной изоляции из-за термического сопротивления многослойной изоляции (1). В известных железнодорожных цистернах с комбинированной многослойной-порошковой изоляцией до сих пор не обращалось внимание на то, что неизбежная термическая усадка сосуда при заливе в него хранимой жидкости, может при определенных условиях снизить обжатие экранов многослойной изоляции, и что в пристенной области изолирующей полости имеется более глубокий вакуум, обусловленный низкой температурой стенки, наличием адсорбера и термического зазора между сосудом и изоляцией. Цель изобретения повысить эффективность комбинированной многослойно-порошковой изоляции за счет разграничения условий работы экранов и порошка в одном изолирующем объеме. Поставленная цель достигается тем, что в предлагаемой железнодорожной цистерне, содержащей сосуд, оболочку и комбинированную многослойно-порошковую изоляцию, выполненную в виде чередующихся слоев изолирующего и экранирующего материалов на сосуде и теплоизолирующего порошка, заполняющего свободное изолирующее пространство, толщина чередующихся слоев изолирующих и экранирующих материалов на сосуде при данной плотности ее укладки связана соотношением:
где Х толщина многослойной изоляции, мм
b термическая усадка сосуда при заливе в него хранимой жидкости, мм. s обжатие многослойной изоляции давлением засыпки порошка на 1 см ее толщины при данной плотности укладки, мм. На фиг.1 показана предлагаемая цистерна, в разрезе, общий вид, на фиг.2
даны сечения изолирующей полости: а) многослойная изоляция в свободной укладке без порошка, б) многослойная изоляция, сжатая порошком, в) многослойная и порошковая изоляция после термической усадки сосуда, на фиг.3 представлена схема термической усадки сосуда в случае ее крепления на опорах, расположенных под углом, на фиг.4 показана зависимость остаточного давления в изолирующей полости от толщины комбинированной изоляции при нахождении жидкости в сосуде. Железнодорожная цистерна состоит из сосуда 1, оболочки 2, вакуумного изолирующего пространства 3, чередующихся слоев изолирующего и экранирующего материалов 4 (многослойной изоляции), теплоизолирующего порошка 5, заполняющего свободное пространство, адсорбента 6. Пример подбора комбинированной многослойно-порошковой изоляции для предлагаемой железнодорожной цистерны. Сосуд цистерны выполнен из алюминиевого сплава, диаметр 2,6 метра, многослойная изоляция содержит 16-20 экранов на см. Порошок засыпается под разряжением 100-120 мм рт.ст. при этом прогиб многослойной изоляции толщиной 1 см 3,5 мм. Общая толщина многослойной изоляции, обеспечивающая ее разгрузку от давления при засыпке порошка составит:

где:

g = 5,2 термоусадка алюминиевого сплава на 1 м длины при температуре 20 o K, мм
Dc 2,6 диаметр сосуда, м

Класс F17C3/04 при помощи изолирующих слоев