уплотнительное устройство проемов кузова транспортного средства
Классы МПК: | B61D19/00 Двери железнодорожных транспортных средств |
Автор(ы): | Григорьев Б.Н., Ермолаев А.А. |
Патентообладатель(и): | Григорьев Борис Николаевич, Ермолаев Александр Аркадьевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1985-10-30 публикация патента:
10.09.1996 |
Использование: изобретение используется на транспорте и относится к уплотнительным устройствам проемов кузова транспортного средства. Сущность изобретения: уплотнительное устройство содержит эластичный уплотняющий элемент, размещенный по периметру проема, прижимные элементы, которые расположены по периметру проема кузова. Прижимные элементы соединены с толкателем, который выполнен со стяжным приспособлением. Установка прижимных элементов по периметру проема, соединение прижимных элементов с толкателями, а также соединение толкателей с дверью проема выполнены с подвижными шарнирами, оси которых образуют между собой треугольник, вершина которого, образованная шарнирным соединением прижимного элемента и толкателя, направлена внутрь транспортного средства. Кроме того, подвижные шарниры выполнены с возможностью поворота относительно друг друга в плоскости, перпендикулярной плоскости проема кузова. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Уплотнительное устройство проемов кузова транспортного средства, содержащее эластичный уплотняющий элемент, размещенный по периметру проема, и прижимные элементы, соединенные с толкателями, отличающееся тем, что толкатель выполнен со стяжным приспособлением, а прижимные элементы расположены по периметру проема кузова, при этом установка прижимных элементов по периметру проема, соединение прижимных элементов с толкателями, а также соединение толкателей с дверью проема выполнены с подвижными шарнирами, оси которых образуют между собой треугольник, вершина которого, образованная шарнирным соединением прижимного элемента и толкателя, направлена внутрь транспортного средства. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что подвижные шарниры выполнены с возможностью поворота относительно друг друга в плоскости, перпендикулярной плоскости проема кузова.Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к уплотнительным устройствам проемов кузовов транспортных средств. Известно уплотнение раздвижных дверей транспортного средства, содержащее эластичный уплотняющий профиль, прижимной элемент и упоры, установленные на двери. Однако конструкция этого уплотнения не дает возможности герметизации двери по всему периметру проема и, в случае отхода двери от дверного проема, производит уплотнение кузова лишь за счет величины сжатия эластичного уплотняющего профиля (см. описание изобретения к а.с. СССР 751686, МКИ В 61 В 19/00, 1980 г.). Известна раздвижная дверь транспортного средства, содержащая створки, трубчатый уплотнитель, заполненный воздухом, размещенный по периметру створок, и соединенный с каждой створкой толкатель привода (см. описание изобретения к а.с. СССР 998190, МКИ В 61 Д 19/02, 1983 г.). Недостатком уплотнительного устройства этой двери является применение трубчатого уплотнителя, заполненного воздухом, нарушение герметичности которого не позволяет уплотнить внутренний объем кузова. Кроме того, соединение двери с толкателем привода уплотнительного устройства затрудняет перемещение двери относительно дверного проема, т.к. при движении двери происходит одновременное поджатие трубчатого уплотнителя к поверхностям створок и дверного проема. Целью предлагаемого изобретения является повышение надежности герметизации внутренней полости кузова транспортного средства путем обеспечения постоянного поджатия уплотняющего элемента. Указанная цель достигается тем, что в уплотнительном устройстве проемов кузова транспортного средства, содержащем эластичный уплотняющий элемент, размещенный по периметру проема, и прижимные элементы, соединенные с толкателями, которые выполнены со стяжным приспособлением, а прижимные элементы расположены по периметру проема кузова, при этом установка прижимных элементов по периметру проема, соединение прижимных элементов с толкателями, а также соединение толкателей с дверью проема выполнены с подвижными шарнирами, оси которых образуют между собой треугольник, вершина которого, образованная шарнирным соединением прижимного элемента и толкателя, направлена внутрь транспортного средства. При этом подвижные шарниры выполнены с возможностью поворота относительно друг друга в плоскости, перпендикулярной плоскости проема кузова. Приведенные отличительные признаки предлагаемого изобретения в ходе патентного поиска не были обнаружены в других источниках информации. Благодаря тому, что толкатель соединен с внутренней стороной двери, а прижимные элементы установлены с возможностью поворота, повышается надежность уплотнения. При отрыве двери или края ее от дверного проема происходит смещение двери в наружную сторону, однако за счет толкателей происходит дополнительный поворот прижимных элементов и дополнительный поджим уплотняющего элемента. Кроме того, выполнение толкателя в виде стяжного устройства позволяет производить регулировку величины поджатия уплотняющего элемента и за счет этого компенсировать разницу в зазорах по дверному проему. Выполнение одного из соединений толкателя быстроразборным создает возможность быстрой установки и съема уплотнительного устройства. Размещение прижимных элементов по контуру проема кузова дает возможность равномерного поджатия уплотняющего элемента. Крепление прижимных элементов по контуру проема кузова с возможностью поворота создает такие условия, что при снятии толкателя упругий элемент занимает исходное положение, обеспечивая необходимый зазоp между поверхностями уплотняющего элемента и двери. Причем этому способствует и то, что подвижные соединения толкателей и прижимных элементов в плоскости, перпендикулярной плоскости проема двери, образуют треугольник, вершина которого направлена внутрь транспортного средства. Анализ существенных признаков уплотнительного устройства показывает, что они выгодно отличают предлагаемое изобретение от прототипа и обусловливают соответствие этого технического решения критерию "новизна". Кроме того, признаки изобретения по сравнению с признаками наиболее близких аналогов, а именно по сравнению с а.с. СССР 751686 "Уплотнение раздвижных дверей" имеет существенные отличия от них и позволяет:надежнее герметизировать внутреннюю полость кузова транспортного средства за счет установки уплотнения по периметру проема кузова;
обеспечить отслеживание перемещений двери от проема кузова, автоматически обеспечивая постоянное поджатие уплотняющего элемента. Сравнительный анализ свойств заявленного устройства и известных аналогичных решений установили, что у заявленного решения имеются свойства, не совпадающие со свойствами этих известных решений. Авторы не обнаружили решений со сходными признаками и в научно-технической литературе, и в технической документации. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует критерию "существенные отличия". Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где: на фиг. 1 изображено транспортное средство с дверьми, закрывающими проемы кузова; на фиг. 2 транспортное средство с открытыми проемами кузова (двери открыты); на фиг. 3 сечение А-А на фиг. 1 (уплотнительное устройство в рабочем положении); на фиг. 4 сечение Б-Б на фиг. 1 (уплотнительное устройство в исходном положении). Уплотнительное устройство размещено на кузове 1 транспортного средства, имеющим в своей конструкции сдвижные и откидные двери 2 и 3, закрывающие проемы 4 кузова 1. Упругие уплотняющие элементы 5 размещены и закреплены по периметру проема 4 кузова 1. Прижимные элементы 6 размещены вдоль уплотняющих элементов 5 с внутренней стороны кузова 1 транспортного средства и закреплены на шарнирах 7 по всему периметру проема 4 кузова 1. К шарниру 8, установленному на прижимном элементе 6, одним концом прикреплен толкатель 9, представляющий собой стяжное устройство, другой конец которого взаимодействует посредством быстроразборного шарнира 10 с дверью 2 или 3. Оси шарниров 7, 8 и 10, соединенные между собой, представляют треугольник, находящийся в плоскости, перпендикулярной плоскости проема 4 кузова 1. Причем вершина треугольника (шарнир 8) направлена внутрь кузова 1 транспортного средства. В исходном положении толкатели 9 размещены в гнездах 11 пола, а сверху и сбоку проема 4 кузова 1 установлены в фиксаторах 12 типа "лира". Уплотнительное устройство может быть установлено на проеме 4 кузова 1, закрываемом как сдвижными, так и обычными откидными дверями 2, 3. Предлагаемое уплотнительное устройство работает следующим образом. В период загрузки транспортного средства проемы 4 кузова 1 открыты: дверь 2 сдвинута, а дверь 3 открыта (фиг. 2). Уплотнительное устройство находится в исходном положении, а уплотняющие элементы 5, в силу своей упругости, занимают положение, показанное на фиг. 4. При этом обеспечивается зазор "а", необходимый для перемещения сдвижной двери 2. Прижимные элементы 6 повернуты вокруг осей шарниров 7 таким образом, чтобы их поверхности "Б", контактирующие с поверхностями уплотняющих элементов 5, заняли вертикальное положение. Толкатели 9, повернутые вокруг осей шарниров 8, размещены в гнездах 11 пола кузова 1 транспортного средства, а также установлены в фиксаторах 12 сбоку и сверху внутри кузова 1. При закрытых дверях 2 и 3 уплотнительное устройство переводится в рабочее положение в следующем порядке. Толкатели 9 из исходного положения поворачиваются вокруг шарниров 8 и, удлинившись, крепятся шарнирами 10 к двери. При затяжке толкателей 9 происходит поворот прижимных элементов 6 вокруг осей шарниров 7. При этом прижимные элементы 6 поверхностями "Б" прижимают уплотняющий элемент 5 к поверхности двери 2 или 3, сводя зазор "а" к нулю. Поджатие упругого элемента 5 производится до установленного предела. Применение предлагаемого уплотнительного устройства проемов кузова транспортного средства по сравнению с прототипом, а именно с уплотнением раздвижной двери по авт. свид. СССР 998190 позволяет:
надежнее герметизировать внутреннюю полость кузова транспортного средства за счет обеспечения постоянного и равномерного поджатия уплотняющего элемента;
исключить применение полого, гибкого герметичного уплотняющего элемента;
обеспечить необходимый зазор между взаимодействующими поверхностями уплотняющего элемента и, например, сдвижной двери во время ее закрывания и открывания;
обеспечить отслеживание перемещений двери от проема кузова, автоматически обеспечивая постоянное поджатие уплотняющего элемента;
обеспечить возможность дополнительного крепления двери к проему кузова за счет использования взаимодействующих толкателей и прижимных элементов.
Класс B61D19/00 Двери железнодорожных транспортных средств