шкворневой узел

Классы МПК:B62D7/18 поворотные кулаки; шкворни 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Пермские моторы"
Приоритеты:
подача заявки:
1993-06-28
публикация патента:

Изобретение относится к автомобилестроению и тракторостроению и может быть использовано в шкворневых узлах для поворота управляемых колес транспортного средства. Целью изобретения является упрощение конструкции и разборки шкворневого узла. Шкворневой узел содержит цапфу, несущую деталь, шкворень, установленный в отверстиях ушек цапфы и несущей детали. На средней части шкворня выполнена резьба. Конец шкворня снабжен многогранником, с помощью которого обеспечивается поворот шкворня по резьбе ушек. Ушки выполнены в виде клеммовых зажимов, на концах которых выполнены отверстия для размещения в них болтов. Монтаж шкворневого узла обеспечивается следующим образом. Нижний и верхний шкворни вводятся в отверстия несущей детали и вворачиваются по резьбе ушек. В отверстии ушек вставляются болты и стягиваются гайками. Демонтаж шкворневого узла производится в обратной последовательности. При износе поверхности ушек и несущей детали, между ними образуется увеличенный зазор. Для его устранения ослабляется верхний болт, с помощью гаечного ключа поворачивается верхний шкворень до получения соответствующего зазора. Затем болт затягивается. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Шкворневой узел, преимущественно механизма поворота колеса транспортного средства, содержащее поворотную цапфу с разнесенными вдоль оси поворота ушками, выполненными в виде клеммовых зажимов с соосными отверстиями в них, несущую деталь с отверстием и шкворень, установленный в отверстиях ушек цапфы и несущей детали, на котором с одной стороны размещен резьбовой элемент, отличающийся тем, что в соосных отверстиях ушек выполнена резьба с возможностью закрепления шкворней по сопрягаемым резьбовым поверхностям, на концах которых выполнен многогранник.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к автомобилестроению и тракторостроению и может быть использовано в шкворневых узлах для поворота управляемых колес транспортного средства.

Известен шкворневой узел управляемого колеса транспортного средства, содержащий поворотную цапфу и пальцы, один из которых выполнен вильчатым с проушинами, имеющими соосные отверстия и упорные поверхности, а другой выполнен со сквозным отверстием, в котором установлен болт, имеющий на одном конце головку, взаимодействующую с внешней торцовой упорной поверхностью одной проушины первого элемента через неподвижный упор, между гайкой и внешней торцовой поверхностью второй проушины узел снабжен неподвижным упором [1]

Известный шкворневой узел обеспечивает надежность конструкции, но имеет ряд недостатков, отсутствующих в предлагаемом изобретении. Одним из недостатков является сложность сборки разборки конструкции. Требуется производить запрессовку шкворня в подшипниковые втулки и упорный подшипник. После некоторого периода эксплуатации шкворневой узел ржавеет, соединительные части "прикипают" друг к другу. При разборке приходится применять специальный инструмент с нанесением ударов молотком через болт по шкворню. Также при изготовлении известного шкворневого узла используется большее количество металла.

Известен шкворневой узел, содержащий поворотную цапфу с разнесенными вдоль оси поворота ушками с соосными отверстиями в них, несущую деталь с отверстием и шкворень, установленный в отверстиях ушек цапфы и несущей детали, на котором с одной стороны размещен резьбовой элемент [2]

Известен шкворневой узел, преимущественно механизма поворота колеса транспортного средства, содержащий поворотную цапфу с разнесенными вдоль оси поворота ушками, выполненными в виде клеммовых зажимов с соосными отверстиями в них, несущую деталь с отверстием и шкворень, установленный в отверстиях ушек цапфы и несущей детали, на котором с одной стороны размещен резьбовой элемент [3]

Недостатком известного шкворневого узла является сложность конструкции и большая трудоемкость разборки после работы в неблагоприятных условиях.

Задача, на решение которой направлено данное изобретение, является упрощение конструкции и разборки шкворневого узла.

Технический результат изобретения достигается за счет того, что шкворневой узел, содержащий поворотную цапфу с разнесенными вдоль оси поворота ушками с соосными отверстиями в них, несущую деталь с отверстием и шкворень, установленный в отверстиях ушек цапфы и несущей детали, на котором с одной стороны размещен резьбовой элемент, в соосных отверстиях ушек выполнена резьба с возможностью закрепления шкворней по сопрягаемым резьбовым поверхностям, на концах которых выполнен многогранник, а каждое ушко выполнено в виде клеммового зажима.

За счет того, что в соосных отверстиях ушек выполнена резьба, обеспечивается упрощение сборки-разборки шкворневого узла.

В предлагаемом изобретении отсутствуют дорогостоящие подшипники, шкворневой узел выполнен с минимальными зазорами. В предлагаемом техническом решении при сборке и разборке шкворневого узла не требуется запрессовки, при этом обеспечивается надежное закрепление шкворней в отверстиях ушек цапф, имеющих минимальные зазоры. При разборке требуется применять только гаечный ключ: для отворачивания гайки стяжного болта и отворачивания шкворня. Также на изготовление его требуется меньшее количество металла. Кроме того, обеспечивается плавная регулировка места расположения торцев шкворня относительно оси карданного вала.

Заявленное конструкторское решение поясняется чертежами.

На фиг. 1 показан шкворневой узел (разрез).

На фиг. 2 вид А на фиг. 1.

Шкворневой узел содержит цапфу 1, несущую деталь 2, шкворень 3, установленный в отверстиях ушек 4 цапфы 1 и несущей детали 2. На средней части шкворня 3 выполнена резьба. Конец шкворня 3 снабжен многогранником 5, с помощью которого обеспечивается поворот шкворня 3 по резьбе 6 ушек 4. Ушки 4 выполнены в виде клеммовых зажимов, на концах которых выполнены отверстия для размещения в них болтов 7.

Монтаж шкворневого узла обеспечивается следующим образом.

Нижний и верхний шкворни 3 вводятся в отверстия "Б" несущей детали 2 и вворачиваются по резьбе 6 ушек 4. В отверстия ушек 4 вставляются болты 7 и стягиваются гайками 8. Демонтаж шкворневого узла производится в обратной последовательности.

При износе поверхностей ушек 4 и несущей детали 2 между ними образуется увеличенный зазор "В". Для его устранения ослабляется верхний болт 7, с помощью гаечного ключа поворачивается верхний шкворень 3 до получения соответствующего зазора, затем болт 7 затягивается.

Класс B62D7/18 поворотные кулаки; шкворни 

узел подвески колеса автомобиля -  патент 2523860 (27.07.2014)
литой поворотный кулак рулевого управления и содержащее его транспортное средство -  патент 2487038 (10.07.2013)
вездеход -  патент 2468957 (10.12.2012)
узел поворотного кулака для тяжелых автомобилей коммерческого назначения (его варианты) -  патент 2087361 (20.08.1997)
шкворневой узел -  патент 2043233 (10.09.1995)
поворотный узел управляемого колеса транспортного средства -  патент 2025368 (30.12.1994)
Наверх