опорно-поворотное устройство телескопического компенсатора крепления канатов натяжителей морского стояка
Классы МПК: | E21B7/12 подводное бурение |
Автор(ы): | Швецов Валерий Валентинович, Маслов Виктор Иванович |
Патентообладатель(и): | Швецов Валерий Валентинович, Маслов Виктор Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-07-21 публикация патента:
27.09.1996 |
Использование: изобретение относится к морскому бурению на нефть и газ с плавучих буровых установок (ПБУ) может применено в опорно-поворотном устройстве телескопического компенсатора морского стояка. Опорно-поворотное устройство содержит поворотное кольцо, на наружной поверхности которого расположены узлы крепления каната с отбойными направляющими ребрами. В нижней части направляющего ребра расположен улавливатель коуша с возможностью фиксации последнего в верхнем /монтажном/ и нижнем /рабочем/ положениях. При подсоединении натяжителей коуш с канатами заводится снизу, охватывая узел крепления каната, а улавливатель коуша находится в верхнем положении. После подсоединения улавливатель коуша переводится в нижнее положение. Самоустановка коуша с подсоединенными канатами осуществляется за счет свободного разворота торовой рабочей поверхности коуша относительно торовой поверхности узла крепления каната, чем исключается перегиб канатов в местах подсоединения в стесненных условиях размещения спаренных натяжителей. Использование изобретения повышает надежность и улучшает эксплуатационные свойства опорно-поворотного устройства телескопического компенсатора морского стояка. 1 з. п.ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Опорно-поворотное устройство телескопического компенсатора крепления канатов натяжителей морского стояка, содержащее поворотное кольцо с узлами крепления, установленное на морском стояке плавучей буровой установки, и канаты натяжителей, закрепленные канатными замками на узлах крепления, отличающееся тем, что канатные замки выполнены в виде коушей, нижняя рабочая часть каждого узла крепления имеет круговую выемку, выполненную в виде поверхности тора, ось вращения которого расположена в одной плоскости с осью поворотного кольца и перпендикулярна ей, причем радиус круговой выемки больше радиуса ответной контактирующей поверхности коуша, а торец узла крепления имеет отбойное направляющее ребро с установленным на нем улавливателем коуша. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что улавливатель коуша выполнен в виде одноплечего рычага с возможностью фиксации его в верхнем и нижнем положениях.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к морскому бурению с плавучих установок в частности к опорно-поворотному устройству телескопического компенсатора, крепления канатов натяжителей морского стояка. Известно опорно-поворотное устройство /каталог фирмы "HUGHES OFFSHORE DIVISION OFHUGHES TOOL COMPANY LTD, 1983) в качестве прототипа, содержащее поворотное кольцо с двухрядным расположением узлов крепления, выполненных в виде кронштейнов, в отверстиях которых установлены съемные оси, обеспечивающие через коушы подсоединения канатов натяжителей морского стояка. Недостаток указанного опорно-поворотного устройства заключается в невозможности обеспечения соосного расположения канатов сдвоенных или строенных натяжителей относительно жестко закрепленных на поворотном кольце кронштейнов, что приводит к перегибу канатов в местах подсоединения и снижению ресурса эксплуатации канатов. Кроме того, наличие съемных тяжеловесных осей затрудняет подсоединение канатов непосредственно на буровой установке, что снижает безопасность выполнения монтажных работ и увеличивает время их выполнения. Технический результат состоит в том, что канатные замки выполнены в виде коушей, нижняя рабочая часть каждого узла крепления имеет круговую выемку, выполненную в виде поверхности тора, ось вращения которого расположена в одной плоскости с осью поворотного кольца и перпендикулярна ей, причем радиус круговой выемки больше радиуса ответной контактирующей поверхности коуша, а торец узла крепления имеет отбойное направляющее ребро с установленным на нем улавливателем коуша, последний выполнен в виде одноплечевого рычага и установлен с возможностью фиксации его в верхнем и нижнем положениях. Такое выполнение устройства позволяет в стесненных условиях размещения спаренных натяжителей, обеспечить соосное расположение канатов в канатном замке (коуша) благодаря самоустановке последнего, а наличие улавливателя коуша исключает возможность выпадания коуша из зацепления с грузозахватным устройством, что в совокупности повышает надежность и эксплуатационные свойства. На фиг. 1 показан общий вид устройства, на фиг. 2 вид А (на фиг. 1); на фиг. 3 вид Б (на фиг. 2); на фиг. 4 вид В (на фиг. 3). Опорное-поворотное устройство телескопического компенсатора 1 содержит поворотное кольцо 2 (фиг. 1), на котором по наружной поверхности расположены узлы крепления 3, контактирующие с канатными замками (коушами) 4, последние через канаты 5 связаны с натяжителями 6. В торце узла крепления 3 (фиг. 3) расположено отбойное направляющее ребро 7, служащее защитой устройства и направлением при монтаже и демонтаже телескопического компенсатора. В нижней части отбойного направляющего ребра 7 расположен улавливатель коуша 8, выполненный в виде одноплечевого рычага, шарнирно закрепленного с помощью оси 9 с возможностью фиксации пальцем 10 соответственно в отверстии 11 в нижнем (рабочем) и в отверстии 12 в верхнем (монтажном) положениях. Устройство работает следующим образом. При подсоединении канатов 5 (фиг. 1) натяжителей 6 коуш (фиг. 4) с канатом 5 заводится снизу охватывая узел крепления 3. При этом одноплечий рычаг 8 (фиг. 3) находится в верхнем фиксированном положении. После подсоединения коуша с канатом одноплечий рычаг 8 переводится в нижние положение и фиксируется пальцем 10 в отверстии 11. Самоустановка коуша 4 с подсоединенными канатами 5 осуществляется за счет свободного разворота торовой рабочей поверхности 13 коуша 4 относительно торовой поверхности 14 узла крепления 3, чем исключается перегиб канатов в местах подсоединения и повышается его долговечность при эксплуатации.Класс E21B7/12 подводное бурение