устройство для перекрытия трубопровода
Классы МПК: | F16L55/18 приспособления, применяемые при ремонте труб |
Автор(ы): | Мулюков Ф.Г., Попов В.В., Валеев Р.И., Танатаров Р.А. |
Патентообладатель(и): | Производственное объединение Южных магистральных нефтепродуктопроводов |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-03-04 публикация патента:
27.09.1996 |
Использование: при замене фланцевых задвижек и их прокладок на отводах действующих трубопроводов. Сущность изобретения: создается герметичная камера с помощью присоединения корпуса устройства к задвижке, вводят перекрывающее устройство, фиксируют его и перекрывают герметизаторами, расположенными между прижимом и упором. Для облегчения разгерметизации и расфиксации устройство снабжено клапаном выравнивания давления. Цель изобретения - ликвидация простоя трубопровода и уменьшение потерь транспортируемого продукта путем повышения надежности герметизации отвода. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Устройство для перекрытия трубопровода, содержащее самозаклинивающий фиксирующий механизм и узел герметизации, соединенные приводным механизмом, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит корпус с размещенными в нем приводным механизмом и клапан выравнивания давления, при этом узел герметизации выполнен в виде прижима и упора, установленных с возможностью перемещения друг относительно друга, между ними расположены герметизаторы, причем прижим, размещенный на центральной втулке, соединен с последней штифтом с возможностью осевого перемещения, а клапан выравнивания давления установлен внутри полости центральной втулки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к трубопроводному транспорту жидкостей и может быть использовано при замене фланцевых задвижек и их прокладок на отводах действующих трубопроводов. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является устройство для перекрытия трубопровода, содержащее самозаклинивающий фиксирующий механизм и узел герметизации, соединенные приводным механизмом (а. с. СССР N 1252604, МКИ F 16 L 55/18, опубл. 1986). Недостаток ненадежная герметизация при замене трубопроводной арматуры. Задача изобретения ликвидация простоя трубопровода и уменьшение потерь транспортируемого продукта путем повышения надежности герметизации отвода. Поставленная цель достигается тем, что узел герметизации выполнен в виде прижима и упора, установленными с возможностью перемещения относительно друг друга, между которыми расположены герметизаторы, а в свою очередь прижим, расположенный на центральной втулке, соединен с последней штифтом с возможностью осевого перемещения под действием давления перекачиваемой среды. Для облегчения разгерметизации и расфиксации устройство снабжено клапаном выравнивания давления, установленным внутри полости центральной втулки. На фиг. 1 показан общий вид устройства после его присоединения к задвижке; на фиг.2 сечение А-А фиг.1 узел сопряжения пиноли с корпусом; на фиг. 3 общий вид устройства в загерметизированном и зафиксированном положении; на фиг.4 вид по стрелке Б на фиг.3 расположение башмаков с пружинами. Устройство для замены задвижек и прокладок состоит из корпуса 1 с фланцем для присоединения к задвижке 2. В корпусе 1 располагается ходовой винт 3, приводимый во вращение штурвалом 4. Пиноль 5, благодаря шпонке 6, имеет возможность только поступательно перемещаться относительно корпуса 1. Внутри пиноли 5 расположен ползун 7, управляющий работой подпорных рычагов 8 для предварительного прижатия тормозных башмаков 9 к внутренней стенке трубопровода 10 (или фланца 11). Ползун кинематически связан с винтовой тягой 12, опорой винтовой пары при этом служат сухари 13, соединенные посредством штифтов 14 с пинолью 5. Штифты 14 соединяют пиноль 5 с гильзой 15, имеющей вырезы для расположения перекрещивающихся распорных рычагов 16 и подпорных рычагов 8, соединенных шарнирно с тормозными башмаками 9. Гильза 15 жестко связана с центральной втулкой 17, связанной посредством штифта 18 с прижимом 19, осевое перемещение которого предназначено для срабатывания герметизаторов 20 путем их прижатия к упору 21, шарнирно закрепленному к распорным рычагам 16. Количество герметизаторов 20 могут быть 2 и более и при этом между герметизаторами 20 должны располагаться промежуточные кольца 22. Центральная втулка 17 с прижимом 19 соединена штифтом 18 с возможностью осевого перемещения относительно друг друга, кроме того при разгерметизации устройства штифт 18 открывает клапан 23. Соединение пиноли 5 с гильзой 15 осуществлена посредством штифтов 14 через паз, позволяющий после фиксации устройства тормозными башмаками 9 произвести поступательное перемещение цепочки: сухари 13 штифты 14 гильза 15 центральная втулка 17 штифт 18 прижим 19 при неподвижных подпорных рычагах 8, сжимая пружину 24. Для придания устойчивого положения тормозным башмаком 9 они соединены между собой пружинами 25. Для контроля надежного перекрытия, а также сбора транспортируемого продукта из корпуса 1 устройства служит патрубок 26 с вентилем. Устройство работает следующим образом. Корпус 1 устройства герметично закрепляется к фланцу закрытой задвижки 2, затем задвижка 2 открывается. Поворотом ходового винта 3 с помощью интервала 4 пиноль 5 вводится до установления тормозных башмаков 9 в фланце 11 или в трубопроводе 10. Благодаря наличию между шпоночным пазом корпуса 1 и шпонкой 6 зазора происходит протекание продукта и выравнивание давления. Поворотом с помощью специального ключа винтовой тяги 12 перемещается ползун 7 и подпорные рычаги 8 приводят в контакт тормозные башмаки 9 с внутренней стенкой трубопровода 10 или фланца 11. Дальнейшее вращение винтовой тяги 12 приводит к перемещению сухарей 13 с штифтами 14 и гильзой 15, центральной втулки 17 и прижима 19 с штифтом 18 вправо (на фиг.3), преодолевая силу сопротивления пружины 24 и герметизаторов 20 относительно неподвижного упора 21. Благодаря замкнутой силовой цепочке с увеличением силы, действующей на прижим 19, увеличивается и сила, действующая на подпорные рычаги 8 и распорные рычаги 16, расположенные под углом самозаклинивания, благодаря чему происходит надежная фиксация устройства. Для проверки надежности герметизации и сбора транспортируемого продукта в какую-либо емкость открывают вентиль, установленный на патрубок 26, при этом давление из правой полости (на фиг.3) сбрасывается, и прижим 19 получает дополнительное перемещение. Данное перемещение через промежуточное кольцо 22 передается равномерным усилием всем герметизаторам 20. Таким образом, срабатывает принцип самозаклинивания фиксирующего механизма и "самозахлопывания" герметизирующего механизма. Для выполнения операций по замене задвижки или прокладки снимается штурвал 4, корпус 1 устройства, устанавливается штурвал 4 на место, ходовой винт 3 полностью завинчивается в пиноль 5 с целью исключения повреждений резьбовой поверхности, штурвал 4 снова снимается. После выполнения необходимых технологических операций производится повторная сборка корпуса 1, штурвала 4 и поворотом специального ключа в сторону, противоположную процессу фиксации и герметизации, гильза 15 совместно с центральной втулкой 17 и штифтом 18 перемещается влево, при этом штифт 18 открывает клапан 23, после выравнивания давления дальнейший поворот винтовой тяги 12 производит разгерметизацию, после выборки "мертвого" хода в пазу прижима 19 производит расфиксацию распорных рычагов 16. Вывод устройства из трубопровода в пространство за клин задвижки производится поворотом штурвала 4. При этом устойчивое положение тормозных башмаков 9 обеспечивается пружинами растяжения 25. Местоположение механизма фиксации или герметизации определяется расстоянием от торца ходового винта 3 до торца винтовой тяги 12, которое можно замерять специальным ключом для вращения винтовой тяги 12. Использование предполагаемого изобретения позволит осуществлять замену задвижек и прокладок на отводах действующих трубопроводов без их остановки, сократить потери транспортируемого продукта.Класс F16L55/18 приспособления, применяемые при ремонте труб