топливный насос высокого давления для двигателя внутреннего сгорания
Классы МПК: | F02M59/44 конструктивные элементы и принадлежности, не отнесенные к группам 59/02 |
Автор(ы): | Гвоздев А.Д., Скепский В.П., Бакал А.П., Терентьев В.Е., Купчинов Н.А. |
Патентообладатель(и): | Гвоздев Александр Дмитриевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-11-24 публикация патента:
10.10.1996 |
Использование: двигателестроение, в частности топливовпрыскивающая аппаратура для дизельных двигателей. Сущность изобретения: плунжерная пара содержит втулку с наполнительным и отсечным окнами и размещенный во втулке с возможностью возвратно-поступательного и поворотного перемещений плунжер с перепускными каналами и управляющими кромками для взаимодействия с наполнительными и отсечными окнами втулки. Наполнительное и отсечное окна расположены с одной стороны, причем наполнительное окно имеет нижнее расположение по отношению к надплунжерному. Золотниковая часть головки плунжера выполнена симметрично. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Топливный насос высокого давления для двигателя внутреннего сгорания, содержащий плунжерную пару в виде втулки с наполнительным и отсечным окнами и плунжера, выполненного с перепускными каналами и управляющими кромками, взаимодействующими с наполнительным и отсечным окнами, причем втулка выполнена с односторонним расположением окон, а золотниковая часть плунжера выполнена симметричной, отличающийся тем, что наполнительное и отсечное окна выполнены со смещением относительно друг друга в вертикальной плоскости, причем наполнительное окно расположено ниже отсечного.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно к области двигателей внутреннего сгорания, а именно к топливовпрыскивающей аппаратуре для дизельных двигателей, и может быть использовано в топливных насосах высокого давления преимущественно для транспортных дизелей. Известна плунжерная пара топливного насоса высокого давления, имеющая втулку с окнами, диаметрально расположенными и смещенными относительно друг друга в вертикальной плоскости, и плунжер с симметричным исполнением рабочих кромок, перепускных каналов и технологических проточек (см. авторское свидетельство СССР N 675200, F 02 M 59/44, опубл. 26.07.79 г.). Основными недостатками данной плунжерной пары являются:1. в процессе топливоподачи из-за перераспределения давления в зазоре между втулкой и плунжером, обусловленного влиянием окон, возникают радиальные силы, действующие на боковую поверхность плунжера, что приводит к радиальному смещению плунжера во втулке;
2. смещение плунжера приводит к увеличению зазора в зоне одного из окон, что вызывает резкое возрастание утечек топлива. 3. изготовление плунжерных пар с минимальными зазорами для увеличения плотности приводит к частым отказам топливных насосов на начальном этапе эксплуатации. Известно, что плотность плунжерной пары зависит от соотношения геометрических параметров золотниковой части, определяющих длины наикратчайших линий перетекания и периметры стоков топлива. Суммарные утечки топлива в плунжерной паре определяются выражением:
Q=Qn+Qo+Qd (1)
где Qn утечки топлива в наполнительное окно;
Qo утечки топлива в отсечное окно;
Qd утечки топлива в дренаж или картер привода насоса. Решающее влияние на плотность оказывает величина зазора между плунжером и втулкой в зоне расположения окон втулки, т.к. величина утечек q пропорциональна третьей степени величины зазора .
Фактический зазор определяется положением плунжера во втулке, обусловленным действием сил от давления топлива на боковую поверхность плунжера, монтажными и рабочими нагрузками, качеством исполнения и состоянием прецизионных поверхностей и т.д. Учитывая воздействие этих факторов, можно выбрать такую форму золотниковой части плунжера с соответствующим расположением окон во втулке, при которой плунжерная пара будет иметь наибольшую плотность. Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является повышение эксплуатационной надежности и экономичности транспортных двигателей. Указанный технический результат достигается тем, что во втулке 1 фиг. 1 наполнительное 3 и отсечное 4 окна имеют одностороннее расположение, причем наполнительное окно находится ниже отсечного. При этом уменьшаются периметры стока для наполнительного окна и в дренаж, что приводит к уменьшению составляющих Qn и Qd уравнения 1 и утечек в целом. А симметричное относительно плоскости лапок исполнение рабочих кромок, перепускных каналов и технологических проточек золотниковой части плунжера 2 приводит к смещению плунжера под действием давления топлива к окнам и, следовательно, к уменьшению зазора в зоне окон. На фиг. 2 приведены графики изменения плотности известной и предлагаемой плунжерных пар, полученные по результатам расчетов по известным методикам. Таким образом, существенными отличиями заявляемого объекта являются:
1. одностороннее расположение во втулке наполнительного и отсечного окон со смещением относительно друг друга в вертикальной плоскости, по отношению к надплунжерному пространству, причем наполнительное окно расположено ниже отсечного. 2. симметричное исполнение золотниковой части плунжера. Совокупность всех изложенных признаков обеспечивает достижение поставленной цели, т.е. повышение надежности и долговечности плунжерной пары путем: изменения конструкции плунжерной пары; уменьшения дросселирования топлива в процессе топливоподачи по зазорам плунжерной пары; улучшения теплоотвода в золотниковой части; увеличения технологического зазора при изготовлении плунжерных пар при сохранении заданной плотности. Следовательно, можно сделать вывод, что заявляемый объект соответствует критериям "существенные отличия" и "новизна".
Класс F02M59/44 конструктивные элементы и принадлежности, не отнесенные к группам 59/02
насос высокого давления и сборный толкатель - патент 2524476 (27.07.2014) | |
плунжерная пара - патент 2413865 (10.03.2011) | |
плунжерная пара - патент 2406870 (20.12.2010) | |
плунжерная пара - патент 2390650 (27.05.2010) | |
плунжерная пара - патент 2312247 (10.12.2007) | |
система подачи топлива в дизель - патент 2260146 (10.09.2005) | |
плунжерная пара - патент 2258831 (20.08.2005) | |
плунжер тнвд - патент 2108480 (10.04.1998) | |
плунжер топливного насоса высокого давления многотопливного дизеля - патент 2100639 (27.12.1997) | |
топливоподающий узел высокого давления - патент 2097597 (27.11.1997) |