зубчатое колесо
Классы МПК: | F16H55/18 приспособления для регулирования зазора между зубьями колес |
Автор(ы): | Борисенко Л.А. |
Патентообладатель(и): | Могилевский машиностроительный институт |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-12-17 публикация патента:
10.10.1996 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в ответственных высокоточных передачах, для приводов исполнительных органов роботов. На ступице 1 концентрично ее оси свободно установлен набор из дисков 2, снабженных зубьями. Этот набор представляет разрезное зубчатое колесо. Ступица снабжена фланцем 3, в котором в отверстиях, равномерно размещенных по окружности, защемлены концы торсионных стержней 4. Другими концами торсионные стержни посредством призматических цапф 5 установлены свободно в соответствующих отверстиях 6 дисков 2. Для прохода стержней через диски 2 в последних выполнены отверстия 7. Набор дисков 2 зафиксирован от продольного смешения пальцами 8. Торсионные стержни 4 установлены в таком порядке, что после реализации эффекта памяти формы, стержни 4, идущие к разным дискам 2, имеют противоположные направления закрутки. Зубчатое колесо работает следующим образом. После установки зубчатого колеса на место и прошествии некоторого времени срабатывает эффект памяти формы и диски 2 разворачиваются в разные стороны. При этом диски 2 несколько сдвигаются в призматических соединениях, а оси торсионных стержней 4 искривляются - это является результатом сложного напряженного состояния стержней 4. Выбирается боковой зазор в зацеплении. Часть дисков 2 работает левыми рабочими профилями зубьев, часть - правыми. Сменив порядок присоединения торсионных стержней 4 к дискам 2, можно восстановить качественные параметры зубчатого колеса за счет включения в работу неизношенных профилей зубьев. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Зубчатое колесо, содержащее ступицу и по меньшей мере два зубчатых диска, установленных подвижно и соосно на ступице, торсионный элемент с элементами крепления на одном из концов, отличающееся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, торсионный элемент выполнен в виде набора торсионных стержней с элементами крепления, выполненными в виде цапф на каждом стержне, зубчатые диски выполнены с призматическими отверстиями, ступица снабжена фланцем, выполненным в виде диска с концентричными отверстиями, в которых жестко закреплены цапфы торсионных стержней, последние свободными концами установлены в призматических отверстиях зубчатых дисков, а торсионные стержни изготовлены из материала, обладающего памятью формы.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в ответственных высокоточных передачах, например, для привода исполнительных органов роботов. Известен зубчатый элемент передачи, содержащий диски, установленные с возможностью окружного смещения на ступице, и эксцентричные пальцы, взаимодействующие с нечетными дисками /1/. Недостатком данного устройства является отсутствие упругой связи между дисками и ступицей, следствием чего является повышенная виброактивность передачи, а также отсутствие возможности самокомпенсации бокового зазора по мере износа зубьев. Наиболее близким по технической сущности является устройство, в котором два зубчатых колеса зубчатой передачи установлены соосно с возможностью относительного углового разворота и связаны торсионным валом, снабженным механизмом закрутки /2/. Недостатком данного устройства является то, что в одном из направлений силовой поток проходит, минуя торсионный вал, а значит, не используются его упругие свойства, усложнено устройство закрутки, снижена нагрузочная способность зубьев. Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и точности. Для достижения этой цели в зубчатом колесе, содержащем ступицу и по меньшей мере два зубчатых диска, установленных подвижно и соосно на ступице, торсионный элемент выполнен в виде набора торсионных стержней с элементами крепления, выполненными в виде цапф на каждом стержне, зубчатые диски выполнены с призматическими отверстиями, ступица снабжена фланцем, выполненным в виде диска с концентричными отверстиями, в которых жестко закреплены цапфы торсионных стержней, последние свободными концами установлены в призматических отверстиях зубчатых дисков, а торсионные стержни изготовлены из материала, обладающего памятью формы. На чертеже представлен общий вид предлагаемого зубчатого колеса. На ступице 1 концентрично ее оси свободно установлен набор из зубчатых дисков 2. Ступица 1 снабжена фланцем 3, в котором в отверстиях, равномерно размещенных по окружности, жестко закреплены концы торсионный стержней 4. Другими концами торсионные стержни посредством призматических цапф 5 установлены свободно в соответствующих отверстиях 6 зубчатых дисков 2. Для прохода стержней через диски 2 в последних выполнены отверстия 7. Набор дисков 2 зафиксирован от продольного смещения пальцами 8. Торсионные стержни 4 установлены в таком порядке, что после реализации эффекта памяти формы, стержни 4, идущие к разным дискам 2, имеют противоположные направления закрутки. Зубчатое колесо работает следующим образом. После установки зубчатого колеса на место и выполнения термической обработки "на память" торсионных стержней 4, зубчатые диски 2 разворачиваются в разные стороны. При этом диски 2 несколько сдвигаются в призматических соединениях, а оси торсионных стержней 4 искривляются это является результатом сложного напряженного состояния стержней 4. Таким образом выбирается боковой зазор в зацеплении. Часть дисков 2 работает левыми рабочими профилями зубьев, часть правыми. Сменив порядок присоединения торсионных стержней 4 к дискам 2, можно восстановить качественные параметры зубчатого колеса за счет включения в работу неизношенных профилей зубьев. Технико-экономические преимущества изобретения сводятся к повышению точности, долговечности и качества работы передачи, включающей такое зубчатое колесо. Это в конечном счете уменьшает затраты на изготовление, эксплуатацию оборудования, в приводе которого используется предлагаемое зубчатое колесо.Класс F16H55/18 приспособления для регулирования зазора между зубьями колес
планетарный редуктор с беззазорным зацеплением - патент 2506481 (10.02.2014) | |
зубчатое колесо - патент 2502004 (20.12.2013) | |
устройство для безлюфтовой передачи крутящего момента и способ его монтажа - патент 2325571 (27.05.2008) | |
безлюфтовая зубчатая передача - патент 2287732 (20.11.2006) | |
способ измерения зазора между зубьями колес - патент 2199687 (27.02.2003) | |
зубчатое колесо - патент 2186272 (27.07.2002) | |
зубчатая передача - патент 2055255 (27.02.1996) | |
кинематическая передача - патент 2037700 (19.06.1995) | |
шевронная зубчатая передача - патент 2010135 (30.03.1994) |