устройство ограничения скорости движения транспортного средства
Классы МПК: | B60K31/04 и средствами для сравнения одного электрического параметра, например напряжения, импульса, формы волны, потока и тп, с другим параметром того же типа, причем средства сравнения вырабатывают электрический сигнал, который подается в средства управления |
Автор(ы): | Зырянов И.В., Зырянов Н.В., Дмитриев Е.А. |
Патентообладатель(и): | Якутский научно-исследовательский и проектный институт алмазодобывающей промышленности "Якутнипроалмаз" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-03-04 публикация патента:
10.11.1996 |
Изобретение относится к устройствам ограничения скорости движения транспортного средства, например автосамосвалов. Цель изобретения - повышение надежности. Устройство содержит последовательно соединенные датчик температуры наружного воздуха, первый формирователь команд на корректировку допустимой скорости и последовательно соединенные датчик веса загрузки, второй формирователь команд на корректировку допустимой скорости. Блок вычисления расчетной скорости, одни входы которого соединены соответственно с формирователем команд на корректировку допустимой скорости и с формирователем команд на корректировку допустимой скорости, третий вход блока вычисления соединен с задатчиком скорости, а выход подключен к одному из входов блока сравнения. Датчик фактической скорости движения подключен к входу блока сравнения, выход которого соединен со входом блока регулирования скорости движения, связанного с системой торможения, исполнительным механизмом заслонки на топливопроводе, жестко связанной с педалью акселератора. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Устройство ограничения скорости движения транспортного средства, содержащее задатчик допустимой скорости движения, датчик фактической скорости движения, соединенный его выходом с одним из входов блок сравнения, датчик веса загрузки, подключенный входом к его выходу первый формирователь команд на корректировку допустимой скорости движения, блок регулирования скорости движения, соединенный выходом с исполнительным механизмом заслонки на топливопроводе, жестко связанной с педалью акселератора и системой торможения, отличающееся тем, что оно снабжено датчиком температуры наружного воздуха, подключенным входом к его выходу вторым формирователем команд на корректировку допустимой скорости и связанным первым входом с его выходом блоком вычисления расчетной скорости, второй и третий входы которого соединены соответственно с выходом первого формирователя команд на корректировку допустимой скорости и задатчиком скорости, а выход с другим входом блока сравнения, подключенным выходом к входу блока регулирования скорости движения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области автомобильного транспорта, а именно к устройствам ограничения скорости движения, и может быть использовано для автосамосвалов грузоподъемностью 75 т. работающих при низких отрицательных температурах наружного воздуха (до -60oС) в районах Крайнего Севера. Известно устройство ограничения скорости движения транспортного средства, содержащее задатчик допустимой скорости движения, датчик фактической скорости движения, соединенный его выходом с одним из входов блок сравнения, датчик веса загрузки, подключенный входом к его выходу пеpвый формирователь команд на корректировку допустимой скорости движения, блок регулирования скорости движения, соединенный выходом с исполнительным механизмом заслонки на топливопроводе, жестко связанной с педалью акселератора и с системой торможения. Это известное устройство не обеспечивает надежность работы автомобиля при отрицательных температурах. Цель изобретения повышение надежности работы при отрицательных температурах. Поставленная цель достигается тем, что устройство ограничения скорости движения транспортного средства, содержащее задатчик допустимой скорости движения, датчик фактической скорости, соединенный его выходом с одним из входов блок веса загрузки, подключенный входом к его выходу первый формирователь команд на корректировку допустимой скорости движения, блок регулирования допустимой скорости движения, блок регулирования скорости движения, соединенный выходом с исполнительным механизмом заслонки на топливопроводе, жестко связанной с педалью акселератора и с системой торможения, снабжено датчиком температуры наружного воздуха, подключенным входом к его выходу вторым формирователем команд на корректировку допустимой скорости и связанный первым входом с его входом блоком вычисления расчетной скорости, второй и третий входы которого соединены соответственно с выходом первого формирователя команд на корректировку допустимой скорости и задатчиком скорости, а выход с другим входом блока сравнения, подключенным выходом к входу блока регулирования скорости движения. На чертеже представлена блок схема устройства ограничения скорости движения транспортного средства. Устройство содержит последовательно соединенные датчик 1 температуры наружного воздуха, формирователь 2 команд на корректировку допустимой скорости и последовательно соединенные датчик 3 и формирователь 4 команд на корректировку допустимой скорости. Блок 5 вычисления расчетной скорости, первый и второй входы которого соединены соответственно с формирователем 2 команд на корректировку допустимой скорости и с формирователем 4 команд на корректировку допустимой скорости, третий вход блока 5 вычисления соединен с задатчиком 6 скорости, а выход подключен к одному из входов блока 7 сравнения. Датчик 8 фактической скорости движения подключен к другому входу блока 7 сравнения выход которого соединен со входом блока 9 регулирования скорости движения, соединенного с системой торможения 10, исполнительным механизмом заслонки 11 на топливопроводе, жестко связанной с педалью акселератора 12. Устройство работает следующим образом. В формирователе 2 команд на корректировку допустимой скорости устанавливают порог срабатывания равный заданному значению отрицательной температуры. Датчик 1 измеряет фактическую температуру воздуха и подает на вход формирователя 2. При положительной температуре (t0) на первый вход блока 5 вычисления подается сигнал в виде напряжения, при котором допустимая скорость движения самосвала не корректируется независимо от степени загрузки машины. В формирователе 4 команд на корректировку допустимой скорости устанавливают порог срабатывания, равный определенному значению фактического веса перевозимой горной массы. При этом реализуется следующее соотношение, если Мфакт 0,8 Мном (где Мфакт фактически перевозимая горная масса груза, Мном номинальная грузоподъемность машины), то необходимо осуществлять коррекцию допустимой скорости при отрицательных температурах. Коэффициент 0,8 характеризует разброс степени использования грузоподъемности (по нижней границе) машины в производственных условиях, согласно технико-экономическим показателям горных предприятий. Величина данного коэффициента определяется тем, что при меньшем коэффициенте эксплуатации машин нецелесообразно по экономическим соображениям. В блок 5 вычисления закладывается программа, по которой производится вычисление расчетной скорости движения.Vдоп допустимая скорость движения, км/час,
Vt величина снижения скорости движения,
Величина Vt определяется с учетом параметра потока отказов при конкретной отрицательной температуре и величина параметра потока отказов при температуре 0oC.
где t величина приращения параметра потока отказов при отрицательных температурах. Она устанавливается методом статистического анализа по корреляционной связи параметров потока отказов от температуры по формуле
где t параметр потока отказов,
t=0 базовое значение параметра потока отказов при температуре 0oС. При загрузке автосамосвала меньше чем 0,8 Мном независимо от температуры наружного воздуха с формирователя 4 команд на корректировку допустимой скорости на второй вход блока 5 вычисления поступает сигнал в виде напряжения, при котором допустимая скорость движения автосамосвала не корректируется. На вход блока 5 вычисления поступает сигнал с датчика 6 скорости величиной равной заданной допустимой скорости движения машины. Величина допустимой скорости на задатчике 6 устанавливается специалистом по технологическим дорогам ежемесячно перед выездом машин на линию (в зависимости от ровности дорожного полотна). То есть блок 5 вычисления начинает свою работу при условии Мф 0,8 Мном, температура менее ОoС. При груженом автосамосвале и отрицательной температуре наружного воздуха с формирователя 2 скорости и формирователя 4 скорости поступают значения температуры наружного воздуха и веса загрузки на первый и второй входы блока 5 вычисления, а с задатчика 6 величина заданной допустимой скорости движения. Блок 5 вычисления в соответствии с заданным алгоритмом вычисляет автосамосвала и она поступает в блок 7 сравнения, на другой вход которого поступает фактическая скорость (Vф) из датчика фактической скорости. На выходе блока 7 появляется сигнал в виде напряжения положительной и отрицательной полярности на который реагирует блок 9 регулирования скорости движения. При положительной полярности, т.е. когда Vф > Vр исполнительный механизм прикрывает заслонку 11 на топливопровод до тех пор, пока фактическая скорость не снизится до расчетной, даже если водитель будет нажимать на педаль акселератора 12, стремясь поддержать более высокую скорость. При отрицательной полярности напряжения, т.е. Vф <V блок 9 регулирования скорости движения способствует полному открыванию заслонки. При движении под уклон, т.е. когда Vф > Vp и заслонка на топливопроводе полностью закрыта, срабатывает система торможения 10.