устройство для развития опорно-двигательных навыков у детей
Классы МПК: | A47D13/04 устройства для обучения детей ходьбе; ходунки или легкие коляски для ходьбы |
Автор(ы): | Чарковский Игорь Борисович, Самилкин Дмитрий Владимирович, Логинова Инесса Станиславовна |
Патентообладатель(и): | Чарковский Игорь Борисович, Самилкин Дмитрий Владимирович, Логинова Инесса Станиславовна |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-12-30 публикация патента:
10.01.1997 |
Использование: изобретение относится к устройствам для развития опорнодвигательных навыков у детей и позволяет интенсифицировать физическое развитие детей младенческого возраста. Сущность: устройство имеет раму (1) с колесами (5,6 и 8) и средство управления (12). Опорный узел и приводной механизм устройства выполнены в виде размещенной подвижно относительно рамы (1) платформы (13), соединенной с рамой (1) упругими связями (15), при этом кинематическая связь платформы (13) с колесами (5,6) содержит механизм (18-20) одностороннего вращения. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Устройство для развития опорно-двигательных навыков у детей, содержащее раму с колесами и размещенные на раме опорный узел и приводной механизм, кинематически связанный с колесами, и средство управления, отличающееся тем, что опорный узел и приводной механизм выполнены в виде подвижно установленной относительно рамы платформы, соединенной с рамой упругими связями, при этом кинематическая связь платформы с колесами включает механизм одностороннего вращения. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что рама выполнена в виде пространственного каркаса, имеющего по меньшей мере одну вертикальную стойку, при этом концы каждой упругой связи соединены соответственно с платформой и вертикальной стойкой. 3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что вертикальная стойка имеет элемент для прикрепления к нему постромков.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к детским игрушкам и детской мебели, и в частности к устройствам для развития опорно-двигательных навыков у детей. Известны различные устройства для развития опорно-двигательных навыков у детей, такие как различного рода ходунки, компактные манежи, позволяющие ребенку совершать ограниченные перемещения с одновременным обеспечением его безопасности. Эти устройства могут применяться для младенцев грудного возраста. Их основной недостаток заключается в относительной пассивности ребенка, у которого в основном работают мышцы ног. Кроме того, беспорядочные или слабо координированные движения ребенка приводят к столь же неорганизованному перемещению его в пространстве, что не вызывает у ребенка большого стимула к движению и не создает фиксации в его сознании связи между прикладываемыми усилиями и получаемым результатом (например, попадание в интересующее ребенка место). Известно устройство для развития опорно-двигательных навыков у детей, содержащее раму с колесами и размещенные на раме опорный узел, приводной механизм, кинематически связанный с колесами, и средство управления. Такое устройство представляет собой велосипед, педальный автомобиль и т.п. Оно способно в значительной мере улучшать опорно-двигательные навыки у детей и развивает мышечную систему ног. Следует отметить, что подобные устройства не могут использоваться для детей в возрасте до полутора лет, так как у них не развита способность координации, необходимая для приведения таких устройств в движение и для управления ими. Кроме того, такие устройства развивают в основном мышцы ног. В основу изобретения положена задача создания устройства для развития опорно-двигательных навыков у детей, у которого связи между его основными составными частями изменены таким образом, чтобы преобразовывать беспорядочные движения ребенка в направленное движение устройства. Поставленная задача решается тем, что устройство для развития опорно-двигательных навыков у детей имеет раму с колесами и размещенные на раме опорный узел, приводной механизм, кинематически связанный с колесами, и средство управления. В соответствии с изобретением, опорный узел и приводной механизм выполнены в виде размещенной подвижно относительно рамы платформы, соединенной с рамой упругими связями, а кинематическая связь платформы с колесами содержит механизм одностороннего вращения. При такой конструкции устройства обеспечивается раннее развитие опорно-двигательных навыков у детей при безопасности ребенка, позволяя ему свободно перемещаться в пространстве. Кроме того, такое устройство обеспечивает развитие не только ножных мышц, но и мышц тазобедренного и даже плечевого пояса. Это происходит благодаря тому, что ребенок, стоя на платформе, совершает движения практически всеми частями тела. На Фиг. 1 представлено схематическое пространственное изображение предлагаемого устройства для развития опорно-двигательных навыков у детей;на Фиг. 2 увеличенное изображение узла I на фиг.1, иллюстрирующее кинематическую связь платформы с колесами. Предлагаемое устройство для развития опорно-двигательных навыков у детей (фиг. 1) имеет раму 1, которая может иметь любую конструкцию, определяемую дизайном изделия. Как видно на фиг.1, рама 1 имеет стойку 2 и кронштейн 3. Однако она может также иметь и основание, которое на фигуре представлено балкой 4 и которое служит для более надежного крепления опорных колес. В любом случае конструкция рамы 1 не имеет непосредственного отношения к изобретению. Рама 1 имеет колеса 5, 6, установленные на оси 7 и колесо 8, прикрепленное к балке 4 посредством шарнира 9. Колесо 8 установлено в вилке 10 и связано рулевой стойкой 11 с рулем 12. Такие устройства управления хорошо известны специалистам, они широко применяются в велосипедах и потому их конструкция здесь подробно не рассматривается. Описанная выше рама на колесах может перемещаться при вращении колес 5, 6 и 8. В соответствии с изобретением предлагаемое устройство имеет опорный узел в виде платформы 13, установленной подвижно относительно рамы 1. Платформа 13 прикреплена к рычагам 14 (фиг.1,2) и связана с кронштейном 3 упругими связями 15 (фиг.1). Рычаги 14 соединены с колесами 5, 6 посредством механизмов одностороннего вращения (храповые механизмы, обгонные муфты, электромагнитные приводы и т.п.). Такие механизмы хорошо известны специалистам и не требуют особого описания. Их основной функций является преобразование возвратно-поступательного движения платформы 13 в однонаправленное вращение колес 5 и 6. На кронштейне 3 укреплен элемент для крепления постромков, например перекладина 16, к которой подвешены постромки 17 для фиксации ребенка с целью обеспечения его безопасности. На фиг. 2 подробно показан механизм одностороннего вращения. Рычаг 14 соединен с ведущей полумуфтой 17, которая связана с ведомой полумуфтой 19 обгонной муфты шариками 20. Ведомая полумуфта 19 соединена с колесом 5. Предлагаемое устройство работает следующим образом. Ребенка ставят на платформу 13, укладывают его руки на руль 12 (с возможной гибкой или легко разрываемой фиксацией рук, например, с помощью замков-липучек. Ребенка фиксируют за плечи или за пояс постромками 17. Затем ребенка движениями или иными действиями, например, вызывая подражание, стимулируют к совершению элементарных движений (подпрыгивание, приседания, повороты и т. п. ), т.е. действия, при которых происходит изменение положения центра масс ребенка. Такие действия приводят к качанию платформы 13, в результате чего рычаги 14, поворачиваются. При повороте рычага 14 поворачивается ведомая полумуфта 18, которая поворачивает ведомую полумуфту 19 через шарики 20. При этом происходит поворот колеса 5. Далее платформа 13 возвращается в исходное положение упругими связями 15. При этом рычаги 14 поворачиваются в противоположную сторону, вызывая поворот ведущих полумуфт 18. Однако поворота колес 5,6 в противоположном направлении не происходит, так как шарики 20 свободно перекатываются между полумуфтами 18,19. Такая работа муфты обгонного хода хорошо известна специалистам. В результате описанных выше повторяющихся но неупорядоченных движений ребенка, рама 1 перемещается на колесах 5, 6 в одном направлении, заданном положением руля 12, который может быть первоначально зафиксирован. Ребенок видит, что он движется в определенном направлении, например, к одному из родителей. В конце концов ребенок осознает связь между своими беспорядочными физическими усилиями и перемещением в определенном направлении, т.е. в его сознании фиксируется целесообразность совершаемых им действий. После этого у ребенка появляется стимул к усилению или соразмерению своих действий с получаемым результатом и может возникнуть навык управления не только интенсивностью упражнений, но и направлением движения устройства с помощью руля 12. Выше описан предпочтительный вариант выполнения предлагаемого устройства, однако очевидно, что возможно различные изменения и модификации, не выходящие за пределы существа и объема изобретения. Так, например, возможны другие конфигурации рамы с фиксацией ребенка посредством элементов самой рамы. Можно использовать другие устройства управления, более привлекательные для ребенка. Наконец, можно преобразовывать движения ребенка во вращение колес с помощью любых видов механических, электрическими и/или гидравлических передач. Это может оказаться полезным, например, для детей с физическими недостатками.