пневматическое гарпунное ружье для спортивной подводной стрельбы
Классы МПК: | F41B11/08 для метания гарпунов |
Патентообладатель(и): | Соловьев Юрий Иванович[UA] |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-07-17 публикация патента:
10.01.1997 |
Использование: пневматические гарпунные ружья для подводной стрельбы. Сущность изобретения: ружье содержит концентрично расположенные пневмоаккумулятор и ствол, причем объем пневмоаккумулятора минимум десятикратно превышает объем ствола. Диаметр гарпуна максимально приближен к внутреннему диаметру ствола, их разность не более 1 - 2 мм. Площадь отверстия ствола для выброса внутриствольной воды не менее, чем вдвое превышает площадь поперечного сечения ствола. На пневмоаккумуляторе с возможностью регулировки по длине и окружности установлена рукоятка. В задней пробке пневмоаккумулятора размещен заправочный клапан, совмещенный с ограничителем хода поршня. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Пневматическое гарпунное ружье для спортивной подводной стрельбы, содержащее трубчатый пневмоаккумулятор с присоединенными к нему головкой-наддульником и задней пробкой с ограничителем хода поршня, размещенный концентрично в пневмоаккумуляторе ствол с отверстием для выброса внутриствольной воды, гарпуном и поршнем, рукоятку, заправочный клапан, спусковой механизм, механизм для укладки и сброса линя, отличающееся тем, что разность между диаметром гарпуна и внутренним диаметром ствола не более чем 1 2 мм, при этом гарпун не соприкасается со стенками канала ствола, площадь отверстия ствола для выброса внутриствольной воды не менее чем вдвое превышает площадь его поперечного сечения, объем пневмоаккумулятора не менее чем в 10 раз превышает внутренний объем ствола, заправочный клапан размещен в задней пробке и совмещен с ограничителем хода поршня, а рукоятка снабжена хомутами крепления и установлена на пневмоаккумуляторе с возможностью регулировки по длине и окружности.Описание изобретения к патенту
Предполагаемое изобретение относится к спортивному оружию, в частности, к пневматическим гарпунным ружьям для спортивной подводной стрельбы. Известно пневматическое гарпунное ружье для спортивной подводной стрельбы, содержащее пневмоаккумулятор, присоединенный к нему тыльник с регулировочной втулкой и заправочным клапаном, находящийся частично вне пневмоаккумулятора ствол с гарпуном, поршнем и надульником-амортизатором, имеющим отверстие для выброса внутриствольной воды, переходную втулку ствола и пневмоаккумулятора, спусковой механизм, с зацеплением шептала за металлический поршень внутри пневмоаккумулятора. ("Спортсмен-подводник", сборник, выпуск N 43, 1976 г. стр. 43 47). Недостатками такого устройства являются сложность конструкции и изготовления, малая длина ствола и гарпуна при большой общей длине ружья, небольшой объем пневмоаккумулятора при относительно большом объеме и внутреннем диаметре ствола, значительно превышающем диаметр гарпуна, малая площадь отверстий для выброса воды, массивный металлический поршень и сложный многодетальный амортизатор поршня в надульнике, смещенный в задний конец ружья центр масс. Известно пневматическое гарпунное ружье для спортивной подводной стрельбы, содержащее ствол с гарпуном и поршнем, присоединенные к нему головку-надульник и тыльник с заправочным клапаном, пневмоаккумулятор, герметично соединенный с надульником и тыльником, спусковой механизм, в котором предусмотрено неполное, порционное заполнение ствола водой при заряжании, путем применения в надульнике специального устройства, состоящего из полости-камеры с манжетным уплотнением для гарпуна, дросселирующего канала полости, в сочетании с хвостовиком гарпуна в виде усеченного конуса (авторское свидетельство СССР N 642000, 1979 г. кл. F 41В 11/08). Недостатком этого устройства также являются сложность конструкции и изготовления, небольшая длина ствола, малообъемный пневмоаккумулятор, при большом объеме и внутреннем диаметре ствола, значительно превышающем диаметр гарпуна, эксплуатационная ненадежность устройства для уплотнения гарпуна в надульнике, что приводит к попаданию большого количества воды в канал ствола с усиленным сопротивлением ее выбросу через недостаточное по площади дросселирующее отверстие при выстреле. Также известно пневматическое ружье для спортивной подводной стрельбы, содержащее пневмоаккумулятор с присоединенными к нему надульником и хвостовиком-регулировочной втулкой с радиальными отверстиями, уплотнительным кольцом на них и заправочным клапаном, расположенный в пневмоаккумуляторе ствол с гарпуном и металлическим поршнем с резьбовым отверстием в его торце, спусковой механизм, в котором для зарядки пневмоаккумулятора сжатым воздухом, используется в качестве насоса ствол с поршнем в сочетании с заправочным клапаном регулировочной втулки, которая используется также и для оперативной регулировки силы выстрела (авторское свидетельство СССР N 996845, 1983 г. кл. F 41В 11/08). К недостаткам такого устройства относятся усложненная конструкция, сниженная эксплуатационная надежность, малообъемный пневмоаккумулятор при увеличенном объеме и внутреннем диаметре ствола, значительно превышающем диаметр гарпуна, небольшая длина ствола, массивный, усложненный металлический поршень, требующий усиленной амортизации в конце ствола, уменьшение упорной части переднего торца поршня, несущего повышенные ударные нагрузки, со снижением его долговечности и износостойкости, возможность повреждения резьбы в торцовом отверстии поршня задним концом гарпуна при заряжании ружья. Оперативная регулировка силы выстрела во время подводной охоты практически не применима, так как при этом теряется удобный момент для прицельного выстрела по подвижной добыче, уходящей из зоны поражения, кроме того, в известных устройствах пневматических подводных ружей сила выстрела недостаточна и не нуждается регулировке. В качестве прототипа выбрано пневматическое ружье для подводной охоты, содержащее трубчатый пневмоаккумулятор с присоединенными к нему головкой, втулкой и задником, приваренную к пневмоаккумулятору полую рукоятку с заправочным ниппелем, расположенный в пневмоаккумуляторе ствол с гарпуном и поршнем, спусковой механизм, механизм для укладки и сброса линя. Трубчатый пневмоаккумулятор выполнен как единый резервуар с приваренной к нему полой рукояткой, предварительно выкроенной, согнутой и сваренной из металлического листа. В отверстие рукоятки, в передне-верхней ее части, впаян заправочный ниппель от автокамеры. Задний обрез трубы пневмоаккумулятора закрыт наглухо приваренным к нему плоским круглым задником, с проточкой для упора заднего конца ствола и выступом-ограничителем хода поршня. Передний конец пневмоаккумулятора закрыт приваренным к нему плоским кольцом, в котором проходит припаянный к краям отверстия кольца передний конец ствола. Ствол установлен концентрично в трубе пневмоаккмулятора, задний конец его упирается в проточку задника, передний его конец выходит за кольцо пневмоаккумулятора. На заднем конце ствола выполнены краевые пазы для прохода воздуха из пневмоаккумулятора, на переднем конце ствола, от начала его обреза резьбовый участок, за которым выполнены четыре отверстия для выброса внутриствольной воды. В стволе размещены гарпун и состоящий из двух частей поршень с уплотнительной резиновой конусной манжетой. На передний конец ствола надета, через свои боковые отверстия, цилиндрической формы втулка-камера с верхним отверстием-окном, в полости которой располагается участок ствола с отверстиями для выброса воды. Втулка поджата к кольцу пневмоаккумулятора головкой ружья, которая навинчена своим задним, резьбовым каналом на резьбовый конец ствола. В головке выполнен осевой продольный сквозной канал для прохода гарпуна и, пересекающее его частично, поперечное сквозное отверстие для поворотного шептала, боковые наружные косые пазы для дужки-рычага шептала, к нижнему концу головки припаян передний зуб-скоба механизма укладки и сброса линя. Спусковой механизм состоит из поворотного цилиндрического шептала с центральным полукруглым пазом, дугообразного рычага, тяги, с окончанием ее в виде спускового крючка, расположенной на переднем конце тяги пружины. Тяга расположена в направляющих кольцах, припаянных к пневмоаккумулятору, на заднем конце тяги припаяно кольцо-втулка, надетая на корпус заправочного ниппеля рукоятки ("Спортсмен-подводник". Сборник. Выпуск N 60, 1980 г. стр. 34 38). В таком устройстве ружья устранены некоторые недостатки устройств-аналогов, уменьшено количество деталей, несколько увеличен объем пневмоаккумулятора, устранены сложные надульники-амортизаторы, применен участок гидроторможения поршня в конце ствола, струя воды, выбрасываемая из ствола, направлена вверх. Однако, к недостаткам этого устройства-прототипа относятся: сложность изготовления с большим количеством сварочных и паяльных работ, эксплуатационная ненадежность и недостаточная прочность паяных соединений заправочного ниппеля с отверстием в тонкостенной рукоятке и ствола с отверстием в кольце пневмоаккумулятора, ненадежность работы заправочного ниппеля от автокамеры, нерасчитанного на повышенное давление, усложненная конструкция насоса для заправки пневмоаккумулятора сжатым воздухом, с дополнительным резиновым шлангом, а также: малая баллистическая длина ствола, малая длина, диаметр и вес гарпуна, небольшой объем пневмоаккумулятора при относительно большом объеме и внутреннем диаметре ствола, значительно превышающем диаметр гарпуна, малая площадь отверстий ствола для выброса внутриствольной воды, смещенный к заднему концу и вниз центр масс ружья, что и приводит к ослаблению силы и скорости, снижению точности выстрела. Причинами этого являются: малое время воздействия поршня на гарпун, короткий путь разгона гарпуна, значительное сопротивление увеличенного количества внутриствольной воды, выталкиваемой поршнем через дренажные отверстия ствола малой площади, и, следовательно, ослабленной струи направленной вверх воды. Кроме того, в малообъемном пневмоаккумуляторе быстро нарастает давление и усилие при заряжании, быстро снижается давление и сила действия на гарпун в конце выстрела, укороченный и легкий гарпун неустойчив при полете в заданном направлении в воде, передний конец короткого и легкого ружья со смещенным назад и вниз центром масс, слабой струей выбрасываемой вверх из ствола воды, значительно сильнее подбрасывается вверх при выстреле из-за отдачи. Опыт спортивной подводной стрельбы показал, что основное значение для улучшения силы, скорости и точности выстрела имеет, кроме величины давления в пневмоаккумуляторе, баллистическая длина ствола, соответствующая ей длина гарпуна, а также его вес. Однако, наиболее характерными общими недостатками, как устройства-прототипа, так и устройств-аналогов, являются небольшая длина ствола и гарпуна, малообъемный пневмоаккумулятор в сочетании со стволом большого внутреннего диаметра, значительно превышающем диаметр гарпуна, недостаточная площадь отверстий ствола для выброса внутриствольной воды. Цель предлагаемого изобретения улучшение баллистических качеств, повышение эксплуатационной надежности и удобства, упрощение конструкции. Поставленная цель достигается тем, что в пневматическом гарпунном ружье для спортивной подводной стрельбы, содержащем трубчатый пневмоаккумулятор с присоединенными к нему головкой-надульником и задней пробкой с ограничителем хода поршня, размещенный концентрично в пневмоаккумуляторе ствол с отверстием для выброса внутриствольной воды, гарпуном и поршнем, рукоятку, заправочный клапан, спусковой механизм, механизм для укладки и сброса линя, разность между диаметром гарпуна и внутренним диаметром ствола не более, чем один-два миллиметра, при этом гарпун не соприкасается со стенками канала ствола, площадь отверстия для выброса внутриствольной воды не менее, чем вдвое превышает площадь его поперечного сечения, объем пневмоаккумулятора не менее, чем десятикратно превышает внутренний объем ствола, заправочный клапан размещен в задней пробке и совмещен с ограничителем хода поршня, а рукоятка снабжена хомутами крепления и установлена на пневмоаккумуляторе с возможностью регулировки по длине и окружности. Техническая сущность и принцип действия предлагаемого пневматического гарпунного ружья поясняются чертежом, на котором:на фиг. 1 показано предлагаемое пневматическое ружье в сборе, в заряженном состоянии, боковой разрез;
на фиг. 2 головка-надульник, боковое сечение;
на фиг. 3 головка-надульник, поперечный разрез через расположение косых вертикальных пазов и поперечного сквозного отверстия под шептало;
на фиг. 4 поворотное цилиндрическое шептало, продольный разрез. Предлагаемое пневматическое гарпунное ружье для спортивной подводной стрельбы состоит из трубчатого пневмоаккумулятора 1, герметично присоединенных к нему головки-надульника и задней пробки, расположенного концентрично в пневмоаккумуляторе ствола 2 с гарпуном 3 и поршнем, рукоятки с хомутами ее крепления, спускового механизма, механизма для укладки и сброса линя. Перечисленные конструктивные элементы выполнены следующим образом. Пневмоаккумулятор 1 выполнен из трубы с толщиной стенки не менее 2 мм, края переднего и заднего его обрезов скошены кнутри в виде фаски, под углом 60o, для поджатия уплотнений. На переднем и заднем его концах выполнены участки внутренней резьбы для присоединения головки и задней пробки. Головка 4 состоит из корпуса 5, упорной шайбы 6, шайбы-уплотнителя 7, поджимного винта шайбы-уплотнителя 8, присоединенных к корпусу 5 мушки 9 и переднего зуба 10 механизма сброса линя. Корпус 5 головки 4 цилиндрической формы, равного диаметра с пневмоаккумулятором 1, с конусным сужением и концевой воронкой 11. По центральной оси корпуса 5 выполнен сквозной канал 12 для прохода гарпуна, переходящий в канал 13 для ствола, который переходит в широкий резьбовый канал 14 присоединительного штуцера 15. На обеих боковых поверхностях корпуса 5 в проекции канала 12 выполнены вертикальные косые пазы 16 с уклоном книзу. В пазах 16 корпуса 5 выполнено сквозное поперечное отверстие 17 для цилиндрического шептала, пересекающее перпендикулярно канал 12, с центром его оси по верхнему краю канала 12. В верхней части корпуса 5, позади пазов 16, выполнено глухое резьбовое отверстие 18 для присоединения мушки 9, за которым выполнено поперечное отверстие 19 для выброса внутриствольной воды, соединенное с полостью канала 12. Снизу корпуса 5, впереди пазов 16, выполнено глухое резьбовое отверстие 20 для присоединения переднего зуба 10 механизма сброса линя. У начала присоединительного штуцера 15 на корпусе 5 снаружи выполнен круговой паз 21 для уплотнительного кольца. В канале 14 присоединительного штуцера 15, размещается резиновая шайба-уплотнитель 7, с ввинченным в канал 14 ее поджимным винтом 8, которая уплотняет зазор между наружной стенкой ствола 2 и стенкой ствола 2 и стенкой канала 13 корпуса 5. В переднем конце канала 13 установлена упорная шайба 6 ствола и поршня, выполненная из закаленной нержавеющей стали, с фаской по краю ее отверстия, скошенной кнутри под углом 45; для упора головки поршня. К резьбовым отверстиям 18 и 20 корпуса 5 присоединены мушка 9 и передний зуб 10 механизма укладки и сброса линя. Задняя пробка 22 состоит из корпуса 23, корпуса клапана 24, клапана 25, пружины клапана 26, уплотнителя 27. Корпус 23 цилиндрической формы, равного диаметра с пневмоаккумулятором 1, передняя часть его выполнена в виде присоединительного штуцера 28 с наружной резьбой. По центральной оси корпуса 23 выполнены заднее резьбовое отверстие 29, для присоединения насоса и переднее резьбовое отверстие 30, в котором размещен полый корпус клапана 24, выполненный в виде стакана с наружной резьбой, в полости его расположен клапан 25, грибовидной формы, с утолщенной головкой и надетой на его шток пружиной 26. На передней, торцовой стенке корпуса клапана 24 выполнены, как одно целое с корпусом 24, ограничитель 31 хода поршня в виде узкого цилиндрического выступа, а также цилиндрический выступ 32, который входит в задний конец канала ствола, фиксируя ствол соосно с пневмоаккумулятором 1 в центре его. В торцовой передней стенке корпуса 24, с обеих сторон ограничителя 31 хода поршня, также выполнены сквозные отверстия 22 для прохода в пневмоаккумулятор 1 закачиваемого воздуха. На дно отверстия 30 уложен резиновый уплотнитель 27 с центральным отверстием. Переднее резьбовое отверстие 30 корпуса 23, соединено с задним резьбовым отверстием 29, каналом 34, для прохода воздуха, которое запирает клапан 25. Между присоединительным штуцером 28 и наружной частью корпуса 23 на его поверхности выполнен круговой паз 35 для уплотнительного кольца. Ствол 2 выполнен из тонкостенной трубки с полировкой его канала, расположен концентрично внутри пневмоакумулятора 1. Передний конец его располагается в каналах 14 и 13 корпуса 5 головки 4, зазор между его наружным диаметром и стенкой канала 13 корпуса 5 головки 4, уплотнен резиновой шайбой-уплотнителем 7. Передний обрез ствола 2 упирается в шайбу 6 в канале 13 корпуса 5 головки 4. На переднем конце ствола 2, сверху, выполнено поперечное отверстие 36 для выброса внутриствольной воды, совмещаемое по месту и размерам с аналогичным отверстием 19 корпуса 5 головки 4. Отрезок ствола 2 от переднего края отверстия 36 до его обреза является участком гидроторможения поршня, после перекрытия им отверстия 36. Задний конец ствола 2 упирается в торцовую стенку корпуса клапана 24 и фиксирован его выступом 32, ограничитель 31 хода поршня, расположен при этом по центру канала ствола 2. На заднем обрезе ствола 2 выполнены два краевых оппозитных паза 37, для прохода сжатого воздуха из пневмоаккумулятора 1 в канал ствола 2 и обратно. Впереди краевых пазов 37 на поверхность ствола 2 надета трехлопастная центрирующая шайба 38. Поршень 39 состоит из корпуса 40 и уплотнительной манжеты 41. Корпус 40 поршня 39 состоит из корпуса 40 и уплотнительной манжеты 41. Корпус 40 поршня 39 выполнен из ударопрочного капролона, цилиндрической формы, с участком уменьшенного диаметра в центре и гнездом-воронкой в заднем торце, в которое вкладывается конусная резиновая уплотнительная манжета 41, с диаметром по краю ее конуса на 2 мм превышающим внутренний диаметр ствола 2. По краям головки поршня 39 выполнена фаска под углом 45o, соответствующая фаске по краю отверстия упорной шайбы 6 головки 4. Гарпун 3 выполнен из цилиндрического металлического прутка, на переднем его конце выполнены резьбовый участок для присоединения наконечника, поперечное сквозное отверстие 42 для крепления линя и круговая проточка 43 в виде обратного конуса, для зацепления шепталом спускового механизма. На резьбовый участок гарпуна 3 навинчен наконечник 44 гарпуна 3. Рукоятка 45 состоит из корпуса 46 и крепежных хомутов 47. Корпус 46 выполнен из прочной пластмассы. Торцовая поверхность верхней, присоединительной части корпуса 46 выполнена в виде продольного ложа, для укладки пневмоаккумулятора 1. В переднем 48 и заднем 49 плечах присоединительной части корпуса 46 выполнены сквозные поперечные отверстия 50 для крепежных болтов и гаек с прижимными пластинами хомутов. Защитная скоба 51 рукоятки 45 выполнена как единая часть корпуса 46, в горизонтальной ее ветви имеется сквозной продольный паз 52 для заднего зуба механизма укладки и сброса линя, а также продольный глухой паз 53 для размещения нижней части спускового крючка. Вертикальные взаимопроникающие пазы 54 и 55 в корпусе 46 для размещения спускового крючка и его штока с пружиной, соединены с верхнеторцовым продольным пазом 56, для тяги спускового механизма. Плоские крепежные хомуты 47 рукоятки 45 выполнены из листовой нержавеющей стали, охватывают пневмоаккумулятор 1 и стягиваются с двух сторон на плечах 48 и 49 корпуса 46 рукоятки 45 болтами и гайками с прижимными пластинами, через отверстия 50. Спусковой механизм состоит из цилиндрического поворотного шептала 57, дугообразного рычага 58, тяги 59, спускового крючка 60, штока 61, пружины 62. Цилиндрическое поворотное шептало 57 размещено в поперечном сквозном отверстии 17 головки 4, выполнено из закаленной нержавеющей стали. В центре корпуса шептала 57 выполнен полукруглый паз 63, на высоту радиуса шептала 57, геометрически совпадающий с верхней стенкой сквозного канала 12 головки 4. На обоих концах шептала 57 выполнены вертикальные сквозные отверстия 64 для концов дугообразного рычага 58 и торцовые резьбовые отверстия 65 для фиксирующих болтов. К вертикальным отверстиям 64 шептала 57 присоединен дугообразный рычаг 58, с возможностью его перемещения в границах пазов 16 головки 4. Нижняя часть рычага 58 подвижно соединена с передним концом тяги 59, задний конец которой на резьбе соединен с верхней частью спускового крючка 60, который имеет форму прямоугольной пластины и размещен с возможностью свободного хода в вертикальном пазу 54 рукоятки 45. На заднем торце спускового крючка 60 укреплен на резьбе шток 61, с надетой на него пружиной 62, размещенной в пазу 55 рукоятки 45 и со сжатием упирающейся в торцовую заднюю стенку паза 55 рукоятки 45. Нижняя часть спускового крючка 60 расположена, с возможностью перемещения, в продольном пазу 53 скобы 51 рукоятки 45, на ее переднем конце выполнен клиновидный выступ 66 с углом скоса 30 35o для зацепления с задним зубом механизма для укладки и сброса линя. Механизм для укладки и сброса линя состоит из переднего неподвижного зуба 10, с выступом под углом 45o и сквозным поперечным отверстием для крепления линя, который присоединен к резьбовому отверстию 20 головки 4 и заднего поворотного зуба 67, представляющего собой двуплечий углообразный рычаг, закрепленный на оси в сквозном пазу 52 скобы 51 рукоятки 45. Верхнее плечо заднего зуба 67 находится в зацеплении с клиновидным выступом 66 спускового крючка 60, с возможностью выхода из зацепления при смещении спускового крючка 60 назад. На выступ переднего зуба 10 и нижнее плечо зуба 67 укладываются петли линя. Выбор предлагаемых размеров и диаметров пневмоаккумулятора, ствола, гарпуна, дренажного отверстия ствола, их соотношения, а также пределы их значений обосновываются нижеследующими разъяснениями. Возможность большего увеличения длины ствола и гарпуна, что привело бы к дальнейшему улучшению силы и точности выстрела, ограничена анатомическими данными большинства подводных стрелков заряжание ружья станет невозможным. Поэтому выбранные длины ствола (не менее 750 мм), гарпуна с наконечником (не менее 800 мм) и ружья (не более 800 мм) являются оптимальными и обеспечивают высокую силу, дальность и точность боя. Возможность большего приближения диаметра гарпуна к внутреннему диаметру ствола, что уменьшает количество внутриствольной воды и ее сопротивление ходу поршня, ограничена размерами упорной шайбы 6, внутренний диаметр которой должен быть меньше на 2 1 мм внутреннего диаметра ствола, так как при увеличении внутреннего диаметра шайбы 6, не обеспечивается необходимая ширина площади упора для головки поршня и возможно заклинивание головки поршня в отверстии шайбы 6. Кроме того, зазор между внутренним диаметром упорной шайбы 6 и диаметром гарпуна не может быть менее 0,1 мм. Поэтому диаметр гарпуна может быть приближен к внутреннему диаметру ствола не более, чем с разностью 2 1 мм, следовательно, толщина водяного цилиндра между стенкой канала ствола и поверхностью гарпуна составляет 1,0 0,5 мм, и не может быть меньше, чем 0,5 мм. Выбранный размер увеличенной площади отверстия ствола для выброса воды, с двойным превышением площади его поперечного сечения, в сочетании с уменьшенным количеством воды в стволе, обеспечивает выброс ее из ствола с большой скоростью. Большее, чем предлагаемое увеличение площади дренажного отверстия, что привело бы к дальнейшему уменьшению сопротивления внутриствольной воды, приводит к чрезмерному увеличению размеров головки ружья с незначительным приростом скорости выброса воды. Выбранные величины и соотношение объемов пневмоаккумулятора и ствола обеспечивают уменьшение разности давлений в начале и в конце заряжания и выстрела до 2 кг/см2, так как общий объем пневмоаккумулятора и ствола уменьшается и увеличивается при этом только на величину объема ствола. Дальнейшее увеличение объема пневмоаккумулятора с уменьшением объема ствола, что привело бы, согласно закону Бойля Мариотта, к дальнейшему уменьшению перепадов давления при заряжании и выстреле, ограничено пределом уменьшения внутреннего диаметра ствола, который должен быть больше диаметра гарпуна на 1 2 мм, уменьшение диаметра гарпуна нецелесообразно, так как это снижает его вес, прочность, дальность и точность его полета, кроме того, дальнейшее увеличение объема пневмоаккумулятора ведет к чрезмерному увеличению его длины, диаметра и веса, что не соответствует анатомическим данным основной массы подводных стрелков. Предлагаемым пневматическим гарпунным ружьем пользуются следующим образом. Заправка пневмоаккумулятора 1 сжатым воздухом производится через отверстие 29 задней пробки 22 отдельным несложным малогабаритным насосом, создающим высокое давление. После заправки пневмоаккумулятора 1, поршень 39, отжимаемый сжатым воздухом, переходит в стволе 2 в крайнее переднее положение, упираясь головкой в шайбу 6. При заряжании ружья, гарпун 3, с предварительным нажатием на спусковой крючок 60, вводится в ствол 2, упирается задним торцом в головку поршня 39 и перемещает его из крайнего переднего положения в стволе 2, в задний его конец, до касания манжетой 41 ограничителя 31 хода поршня, при этом край манжеты 41 не выходит за край пазов 37 ствола 2. Затем, слегка подавая гарпун 3 кпереди, отпускают спусковой крючок 60; шептало 57, толкаемое пружиной 62 через тягу 59, поворачиваясь, фиксирует задним краем своего паза 63 гарпун 3 за выступ его круговой проточки 43. Укладывается линь гарпуна 3 на передний зуб 10 и задний зуб 67 механизма укладки и сброса линя. При нажатии на спусковой крючок 60 для выстрела, тяга 59, перемещая назад нижний конец дугообразного рычага 58, поворачивает шептало 57, задний край его паза 63 выходит из зацепления с выступом кольцевой протоки 43 гарпуна 3, освобождая его, сжатый воздух пневмоаккумулятора 1, входя через пазы 37 в канал ствола 2, толкает вперед поршень 39, который с большой скоростью выталкивает из канала ствола 2 гарпун 3 и внутриствольную воду через увеличенное дренажное отверстие 36 ствола 2. В конце канала ствола 2, поршень 39 перекрывает дренажное отверстие 36 ствола 2, прекращая выброс внутриствольной воды и встречая резко увеличивающееся сопротивление остаточной воды в канале ствола 2, что снижает скорость и силу удара поршня 39 в упорную шайбу 6. Сброс линя гарпуна 3 происходит до освобождения гарпуна 3 шепталом 57, при этом, верхнее плечо заднего зуба 67 механизма сброса линя, скользя по уходящему назад клиновидному выступу 66, спускового крючка 60 выходит из зацепления с ним, нижнее плечо зуба 67, поворачиваясь на оси и уходя вперед, сбрасывает с себя петли линя, одновременно петли линя сбрасываются и с выступа переднего зуба 10 механизма сброса линя.
Класс F41B11/08 для метания гарпунов