однофазный синхронный самозапускающийся двигатель
Классы МПК: | H02K21/18 с подковообразным сердечником якоря H02K1/14 сердечники статора с явными полюсами |
Автор(ы): | Белоглазов А.А., Слободянюк В.С. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "Красногорский завод им.С.А.Зверева" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-09-01 публикация патента:
10.01.1997 |
Изобретение относится к однофазным двухполюсным синхронным двигателям. Сущность изобретения: однофазный синхронный самозапускающийся двигатель содержит U-образный статор (1) с обмоткой возбуждения в виде катушек (2 и 3). Цилиндрический ротор (7) выполнен диаметрально намагниченным и закреплен на валу (8). Дуги сконцентрированной намагниченности ротора поверхности (14, 15) имеют угловую величину 50-80 градусов. Полюсные наконечники статора выполнены с такой же угловой протяженностью. Изобретение позволяет увеличить фиксирующий момент. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Однофазный синхронный самозапускающийся двигатель, содержащий статор с магнитопроводом V-образной формы, имеющим полюсные наконечники и продольный паз на одной из дуг, с однофазной обмоткой, размещенной на магнитопроводе, и цилиндрический ротор в виде диаметрально намагниченного постоянного магнита, отличающийся тем, что полюсные наконечники статора и полюса ротора выполнены с равной угловой протяженностью в пределах 50-80o.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электрическим машинам переменного тока, преимущественно малой мощности и более конкретно к однофазным двухполюсным синхронным двигателям, которые находят широкое применение в реле времени, микронасосах, бытовых приборах (электроточилки, машинки для массажа и стрижки волос, соковыжималки). Известен однофазный синхронный самозапускающий двигатель, имеющий несимметричный статор V-образной формы с катушками возбуждения, ротор из постоянных магнитов (воздушный зазор ступенчатой формы) патент ФРГ кл. Н 02 К 21/14 N 3518694. Наиболее близким к заявляемому решению по технической сущности является однофазный синхронный самозапускающийся двигатель ЕПВ N 358805, Н 02 К 21/18, содержащий статор с магнитопроводом V-образной формы, имеющим полюсные наконечники и продольный паз на одной из дуг, и цилиндрический ротор в виде диаметрально намагниченного постоянного магнита. Известно, что при обесточенной обмотке статора в двигателе создается фиксирующий момент, удерживающий ротор в нужном положении до поступления импульса противоположной полярности. Максимальный фиксирующий момент определяет динамические показатели однофазного синхронного двигателя время схождения в синхронизм и др. Фиксирующий момент максимален при угле несимметрии = 45. Угол же несимметрии у известного однофазного синхронного самозапускающегося двигателя составляет величину порядка 15-20o, что не обеспечивает оптимального фиксирующего момента. Задачей заявляемого технического решения является увеличение фиксирующего момента. Поставленная задача достигается тем, что в однофазном синхронном самозапускающемся двигателе, содержащем статор с магнитопроводом V-образной формы, имеющим полюсные наконечники и продольный паз на одной из дуг, с однофазной обмоткой, размещенной на магнитопроводе, и цилиндрический ротор в виде диаметрально намагниченного постоянного магнита, согласно изобретению полюсные наконечники статора и полюса ротора выполнены с равной угловой протяженностью в пределах 50-80 градусов. В результате равенства полюсных дуг стержней статора и дуг сконцентрированной (максимальной) намагниченности полюсов ротора и минимального воздушного зазора между ними повышается эффект "прилипания" ротора к статору при отключенном напряжении на катушке статора, т.е. увеличивается фиксирующий момент. На чертеже представлен общий вид однофазного синхронного самозапускающегося двигателя. Однофазный синхронный самозапускающийся двигатель содержит V-образный статор 1 с обмоткой возбуждения (катушки 2, 3), расположенный на стержнях 4, 5. Стержень 4 имеет высечку 6. Цилиндрический ротор 7, диаметрально намагниченный, закреплен на валу 8, являющемся валом двигателя. Направление намагниченности ротора (Вм) показано стрелкой (полюса N, S). Воздушный зазор между рабочей поверхностью ротора 9 и рабочими поверхностями 10, 11, 12, 13 полюсов статора выполнен ступенчатым. Причем, -минимальный воздушный зазор между рабочей поверхностью ротора 9 и рабочими поверхностями 10, 11 стержней полюсов статора; 2d- максимальный воздушный зазор между рабочей поверхностью ротора 9 и рабочими поверхностями 12, 13 стержней полюсов статора. Дуги сконцентрированной намагниченности ротора поверхности 14, 15 имеют угловую величину порядка 50-80o зона оптимальной намагниченности. Для выбранного направления тока в катушках статора показано направление индукции статора Вс и индукции ротора Вм. Изготовлен опытный образец двигателя с выходной мощностью 20 Вт с ротором из феррита бария 3БА1 (анизотропный). Двигатель работает следующим образом. При обесточенной обмотке статора в двигателе создается фиксирующий или реактивный момент, удерживающий ротор в нужном положении. Фиксирующий момент соответствует максимальному значению статического момента нагрузки, при котором ротор двигателя не приходит во вращение. На фиг.1 при обесточенной обмотке ось полюсов ротора, а следовательно, и сам ротор расположены напротив минимального воздушного зазора. За два полупериода питающего напряжения ротор совершает полный оборот. Магнитный оси статора и ротора сдвинуты на угол g. При подаче напряжения на обмотку статора ротор приходит во вращение, стремясь занять положение, при котором магнитное сопротивление результирующему потоку будет минимальным, а магнитные оси статора и ротора параллельными, что и обуславливает процесс пуска двигателя.Класс H02K21/18 с подковообразным сердечником якоря
бесколлекторный синхронный генератор с постоянными магнитами - патент 2303849 (27.07.2007) | |
магнитная цепь для вращающегося устройства - патент 2236743 (20.09.2004) |
Класс H02K1/14 сердечники статора с явными полюсами