способ ремонта элементов конструкции

Классы МПК:B23P6/04 исправление трещин или поломанных металлических деталей или изделий, например отливок
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственный российский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт подъемно-транспортного машиностроения
Приоритеты:
подача заявки:
1993-06-24
публикация патента:

Использование: ремонт и восстановление металлоконструкций, изготовленных из металлопроката и литья толщиной не более 40 мм, в том числе строительных конструкций мостов, элементов и узлов подъемно-транспортных и дорожно-строительных машин. Сущность изобретения: способ заключается в том, что в конце трещины сверлят отверстие, после чего производят разделку трещины и ее заварку, при этом отверстие сверлят на расстоянии от конца трещины, равном 0,4 - 0,5 его диаметра, в направлении по касательной к радиусу кривизны участка дуги вблизи конца трещины, а разделку трещины производят под углом 50oспособ ремонта элементов конструкции, патент № 2072289способ ремонта элементов конструкции, патент № 2072289способ ремонта элементов конструкции, патент № 207228975o. После заварки трещины отверстие рассверливают до диаметра, зависящего от толщины элемента конструкции. После заварки трещины производят также многократное, но не менее трех, нагружение конструкции с превышением напряжения в элементе на 25% от номинального и однократное нагружение конструкции до номинального уровня напряжений в элементе. Разделку трещины производят с переменным углом разделки по ее длине. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Способ ремонта элементов конструкции, изготовленной из металлопроката, заключающийся в том, что в конце трещины сверлят отверстие, после чего производят разделку трещины и ее заварку, отличающийся тем, что отверстие сверлят на расстоянии от конца трещины, равном 0,4-0,05 его диаметра, в направлении по касательной к радиусу кривизны участка дуги вблизи конца трещины, а разделку трещины производят под углом 50способ ремонта элементов конструкции, патент № 2072289 способ ремонта элементов конструкции, патент № 2072289способ ремонта элементов конструкции, патент № 2072289способ ремонта элементов конструкции, патент № 2072289 75способ ремонта элементов конструкции, патент № 2072289 причем после заварки трещины отверстия рассверливают до диаметра, зависящего от толщины элемента конструкции.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что после заварки трещины производят многократное, но не менее трех, нагружения конструкции с превышением напряжения в элементе на 25% от номинального и однократное нагружение до номинального уровня напряжений в элементе.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что разделку трещины производят с переменным углом разделки по ее длине.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ремонта конструкций, изготовленных из металлопроката и литья толщиной не более 40мм, в том числе строительных конструкций мостов, элементов и узлов подъемно-транспортных и дорожно-строительных машин.

Известен способ ремонта элементов конструкции толщиной 5 25 мм в случае появления трещин, заключающийся в том, что ограничивают распространение трещины путем сверления отверстия вблизи конца трещины, после чего кромки трещины разделывают под сварку и трещину заваривают по всей длине, причем выполненное отверстие не заваривают. Конец и начало выполненного шва зачищают любым механическим способом [1]

Недостатком данного способа является то, что не указаны правила выбора диаметра выполняемого отверстия в зависимости от толщины элемента и не учитывается уровень и характер распределения остаточных сварочных напряжений, величина которых при определенных условиях может достигать на определенных участках шва предела текучести, что может привести к значительному снижению усталостной прочности элемента конструкции.

Известны также способы ремонта элементов конструкции, заключающиеся в том, что ограничивают распространение трещин засверливанием их конца с последующей установкой в выполненное отверстие болта [2] или группы болтов вблизи конца трещины [3] с последующей их затяжкой с целью создания поля (полей), сжимающих напряжений. К недостаткам данных способов можно отнести то, что они приемлемы только для очень ограниченного количества металлоконструкций, т. к. требуют свободного доступа к дефектным участкам элементов с обеих сторон, а для полного восстановления несущей способности элементов металлоконструкций установка усиливающей накладки (пластины) на дефектное место невозможна.

Целью настоящего изобретения является повышение качества ремонта и восстановление несущей способности элементов конструкции и увеличение их срока службы.

Для достижения поставленной цели отверстие сверлят на расстоянии от конца трещины, равном 0,4 0,5 его диаметра, в направлении по касательной к радиусу кривизны участка дуги вблизи конца трещины, а разделку трещины производят под углом 50oспособ ремонта элементов конструкции, патент № 2072289способ ремонта элементов конструкции, патент № 2072289способ ремонта элементов конструкции, патент № 207228975o, причем после заварки трещины отверстие рассверливают до диаметра, зависящего от толщины элемента конструкции. После заварки трещины производят многократное, но не менее трех, нагружение конструкции с превышением напряжения в элементе на 25% от номинального и однократное нагружение конструкции до номинального уровня напряжений в элементе. Разделку трещины производят с переменным углом разделки по ее длине.

На фиг. 1 изображен участок элемента конструкций с трещиной;

на фиг. 2 разделка трещины в сечении А А на фиг. 1;

на фиг. 3 то же, в сечении Б-Б.

Способ ремонта элементов конструкции, изготовленной из металлопроката, осуществляется следующим образом. В разгруженном элементе 1 конструкции с трещиной 2 в направлении ее распространения по касательной 3 к радиусу кривизны R участка дуги вблизи конца трещины 2 сверлят отверстие 4 диаметром d1 10 12 мм с центром на расстоянии (0,4 0,5)способ ремонта элементов конструкции, патент № 2072289d1 от выявленной визуальным способом конца трещины 2 (фиг. 1). Кромки засверленной трещины разделывают под сварку любым механическим способом (фиг. 2, 3) вплоть до выполненного ранее отверстия d1, причем для обеспечения более благоприятного распределения остаточных сварочных напряжений после заварки трещины 2 угол a разделки кромок может выполняться переменным для элементов конструкции 1 толщиной не более 16 мм: от a 50oспособ ремонта элементов конструкции, патент № 20722895o у свободной кромки 5 элемента 1 (фиг. 1) до a 75oспособ ремонта элементов конструкции, патент № 20722895o (фиг. 3) вблизи конца трещины 2 (фиг. 1) с плавным измерением по ее длине или a 50oспособ ремонта элементов конструкции, патент № 20722895o на длине (0,3 0,4)способ ремонта элементов конструкции, патент № 2072289lтр. от свободной кромки 5 элемента 1 и a 75oспособ ремонта элементов конструкции, патент № 20722895o на длине (0,7-0,6)способ ремонта элементов конструкции, патент № 2072289lтр. или постоянной для элементов 1 толщиной 16 40 мм и равный a 50oспособ ремонта элементов конструкции, патент № 20722895o, где lтр. максимальная длина выявленной визуальным или другим способом трещины.

Заварка трещины производится любым доступным способом с обеспечением необходимых прочностных и пластических характеристик соединений. Для уменьшения остаточных напряжений после сварки и удаления возможных дефектов в зоне окончания выполненного шва необходимо:

1. произвести нагружение всей конструкции таким образом, чтобы напряжения в элементе 1 с заваренной трещиной 2 превысили номинальные на 25%

2. после трехкратного нагружения элемента металлоконструкции в процессе четвертого нагружения до уровня номинального напряжения, незаваренное отверстие 4 диаметром 10 12 мм рассверлить до соответствующего диаметра d2, определяемого толщиной элемента 1 с трещиной 2 (фиг. 1):

d2 16 мм при d < 8 мм;

d2 0,033способ ремонта элементов конструкции, патент № 2072289способ ремонта элементов конструкции, патент № 20722892 + 14 мм при 16способ ремонта элементов конструкции, патент № 2072289dспособ ремонта элементов конструкции, патент № 20722898;

d2=24 при 40способ ремонта элементов конструкции, патент № 2072289d>16 мм с последующей проверкой условий прочности;

3. рассверленное отверстие 4 не заваривают, а его кромки обрабатывают механическим способом для снятия заусенцев и тому подобных дефектов с целью повышения усталостной прочности элементов металлоконструкции.

После выполнения прочностного расчета, в случае необходимости, производят усиление элемента конструкции, например путем установки пластин, перекрывающих трещину. Если выявленная трещина имеет максимальную длину lтр., не превышающую (5 10)способ ремонта элементов конструкции, патент № 2072289d, где d толщина элемента конструкции, то после заваривания трещины последующее рассверливание отверстия 4 диаметром d1 до диаметра d2 может быть проведено без предварительного нагружения элемента конструкции 1.

Вышеописанный способ ремонта элементов конструкции эффективен в работе. Он позволяет практически полностью восстановить несущую способность конструкции с повышением ее долговечности не менее чем на 30% по сравнению с известными, используемыми в настоящее время, способами ремонта конструкций с трещинами.

Класс B23P6/04 исправление трещин или поломанных металлических деталей или изделий, например отливок

способ задержки развития дефектов в конструкциях и устройство "токмач" для его осуществления -  патент 2519386 (10.06.2014)
способ формирования износостойкого покрытия деталей -  патент 2510319 (27.03.2014)
способ восстановления изделий из титановых сплавов -  патент 2509640 (20.03.2014)
способ задержки развития дефектов в конструкциях и устройство "кыскыч" для его осуществления -  патент 2500512 (10.12.2013)
способ ремонта трещин металлоконструкций -  патент 2466843 (20.11.2012)
способ ремонта металлоконструкций с открытыми поверхностными трещинами и устройство для его осуществления -  патент 2446932 (10.04.2012)
способ ремонта трещин металлоконструкций -  патент 2444425 (10.03.2012)
способ ремонта чаши шлаковоза -  патент 2438847 (10.01.2012)
способ формирования комбинированного минерального поверхностного слоя на металлических деталях, защищающего их от воздействия агрессивных сред и с заданными триботехническими свойствами -  патент 2421548 (20.06.2011)
способ восстановления плужных лемехов -  патент 2412793 (27.02.2011)
Наверх