клапанный механизм газораспределения двигателя внутреннего сгорания
Классы МПК: | F01L1/28 с соосными клапанами; механизмы, в которых один и тот же клапан открывает как впускные, так и выпускные окна |
Автор(ы): | Алексеенко А.Ф., Алексеенко С.А. |
Патентообладатель(и): | Тольяттинский политехнический институт |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-04-09 публикация патента:
10.02.1997 |
Использование: двигателестроение. Сущность изобретения: в корпусе 1 головки цилиндра с впускным и выпускным каналами соосно размещены наружный выпускной 3 и внутренний впускной 4 клапаны с приводом 27 и 28, пружинами 14, 15, маслоотражательным колпачком 26, разделительными перегородками 7, 8. Клапан выполнен из материала с меньшим удельным весом, чем клапан 4. Перегородки 7 и 8 выполнены с вентиляционным каналом-перемычкой 30. Между рычагом 26 и опорой 13 установлена демпферная пружина 29. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Клапанный механизм газораспределения двигателя внутреннего сгорания, содержащий головку цилиндра с впускным и выпускным каналами, цилиндрической втулкой и седлом клапана, соосно расположенные наружный выпускной и внутренний впускной клапаны с приводом посредством рычагов, нажимного колпачка и возвратных пружин, при этом корпус наружного выпускного клапана снабжен разделительной перегородкой, отличающийся тем, что пружины клапана объединены в единую группу, действующую как одна пружина, между рычагами с внутренней стороны нажимного колпачка размещен упругий элемент, выпускной клапан выполнен из материала меньшей плотности по отношению к впускному клапану, а нижняя зона разделительной перегородки снабжена вентиляционным каналом, с обеих сторон сообщенным с выпускным каналом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроению. Известны механизмы газораспределения поршневых двигателей внутреннего сгорания с соосным расположением клапанов (пат. США N 4539950, авт. св. СССР N 1574846). Известен механизм газораспределения двигателя внутреннего сгорания (авт. св. СССР N 1760137, кл. F 01 L 1/28, 1992), содержащий головку цилиндра с впускным и выпускным каналами, цилиндрической втулкой и седлом клапана, соосно расположенные наружный выпускной и внутренний впускной клапаны с приводом посредством рычагов, нажимного колпачка и возвратных пружин, при этом корпус наружного выпускного клапана снабжен разделительной перегородкой зон впуска и выпуска, окно впуска в тарелке выпускного клапана по высоте расположено ниже его клапанного пояска, а седло клапана выполнено заодно с цилиндрической втулкой и снабжено окнами, совпадающими по контуру с впускным и выпускным каналами. Недостатком механизма является наличие двух групп клапанных пружин для клапанов впуска и выпуска, что усложняет конструкцию и ведет к неравномерности динамических сил в системе: кулачок распредвала рычаг стержень клапана в процессе открывания-закрывания выпускного клапана. В результате для преодоления сжатия собственной пружины клапана выпуска прибавляется преодоление силы сжатия впускного клапана. Кроме того, на динамическую неуравновешенность оказывает влияние повышенная масса выпускного клапана в силу его конструктивных особенностей. Неодинаковость масс клапанов впуска и выпуска может быть устранена за счет применения материалов с меньшим удельным весом, например сплавов типа ВТ-3, ВТ-5, а также металлокерамики и углепластиков, обладающих высокой термической и механической стойкостью. Недостаточно высокие антифрикционные свойства титановых сплавов ВТ-3, ВТ-5 и др. могут быть повышены до уровня конструкционных сталей типа 18ХНТ, 20ХН3А и др. путем ионно-диффузионного насыщения имплантируемой в поверхности трения твердой фазы (карбиды V, Gr, Al, и др.). К недостатку механизма также относится возможность нарушения процесса безотрывности скользящего контакта в системе: рычаг стержень впускного клапана, что может привести к образованию ударных нагрузок в указанных деталях механизма и, как следствие, к снижению эксплуатационных свойств механизма в целом. Для устранения указанных недостатков в клапанный механизм введены соответствующие конструктивные и технологические изменения и дополнения, что позволяет упростить конструкцию, повысить его динамическую уравновешенность. Цель изобретения повышение динамической уравновешенности клапанного механизма путем упрощения его конструкции, введения упругого замыкания кинематической связи обоих клапанов и выполнения их равными по массе. Указанная цель достигается тем, что в клапанном механизме газораспределения двигателя внутреннего сгорания, содержащем головку цилиндра с впускным и выпускным каналами, цилиндрическую втулку и седло клапана, соосно расположенные наружный выпускной и внутренний впускной клапаны с приводом посредством рычагов, нажимный колпачок и возвратные пружины, при этом корпус наружного выпускного клапана снабжен разделительной перегородкой, пружины клапана объединены в единую группу, действующую как одна пружина, между рычагами с внутренней стороны нажимного колпачка размещен упругий элемент, выпускной клапан выполнен из материала меньшей плотности по отношению к впускному клапану, а нижняя зона разделительной перегородки снабжена вентиляционным каналом, с обеих сторон сообщенным с выпускным каналом. На фиг. 1 представлен общий вид механизма; на фиг.2 вид 1 с фиг.1; на фиг.3 вид А с фиг.1; на фиг.4 вид Б с фиг.1. Механизм размещен в корпусе 1 головки цилиндра 2 двигателя внутреннего сгорания и содержит соосно расположенные клапаны: наружный выпускной 3 и внутренний впускной 4. Тарелка 5 клапана 3 выполнена заодно с полым цилиндром 6, снабженного перегородками 7, 8, разделяющими зону впуска и выпуска, стержнем 9 с центральным отверстием под стержень клапана 4, а также впускным 11 и выпускным 12 окнами. В верхней части клапана 3 на резьбе установлены: верхняя подвижная опора (колпачок-толкатель) 13; пружины 14, 15 клапанов 3, 4; гайка 16 с контргайкой 17. Опора 13 снабжена окном 18. На стержне 3 установлена в равнорасположенных пазах 19 нажимная втулка 20 (посадка скольжения) с впускным клапаном 4 и выполняющая функцию верхней опоры пружин 15, 14. Нажимная втулка 20 снабжена цилиндрическим пояском с кольцевой канавкой и закреплена клиновыми замками (сухарями) 21. Нижней опорой пружин 14, 15 служит стакан 22, снабженный в верхней части резьбой, гайкой 23, шайбой 24 и корончатыми выступами 25 под накидной ключ, а в нижней части стакан 21 снабжен маслоотражательным колпачком 26. Подвижная опора 13 с гайкой 16 и контргайкой 17 стержень 3 седло 10 - тарелка клапана 4 нажимная втулка 20 представляют механизм регулировки пружин сжатия и регулировки зазора у рычагов 27, 28. Между рычагом 26 и опорой 13 установлена пружина 29. Перегородки 7, 8 (отформованные литьем под давлением одним из известных способов или собранных из штампованных частей посредством сварки) выпускного клапана 3 в нижней части снабжены вентиляционным каналом-перемычкой 30. Тело выпускного клапана 3 выполнено из материала с низким удельным весом из расчета равенства масс обоих клапанов. Это может быть титановый сплав, металлокерамика или углепластик с определенным направлением углеродного волокна. Окно выпуска снабжено ребрами-перегородками 31. Поршень снабжен каналом 32. Механизм газораспределения работает следующим образом. При совместном движении стержня клапана 4 и втулки 20, служащей верхней опорой пружин 14, 15 вниз, топливо-воздушная смесь из впускного канала поступает через окна 11, 10 в патрубок клапана 4, где, нагреваясь от стенок патрубка (при разогретом двигателе) и переходя за счет этого в более мелкодисперсное состояние, поступает в полость цилиндра, после чего клапан 4 закрывает окно 10. После такта сжатия и сгорания смеси рычаг 27 нажимает опору 13 клапана 3 и последний вместе с клапаном 4 движется вниз и открывает выход отработанным газам через проходное сечение клапана 3 и далее через окно 12 в выпускной коллектор. При движении стержня клапана 3 вниз во избежание отрыва рычага 26 от стержня клапана 4 установлена пружина 28 (упругий элемент), которая обеспечивает постоянство контакта двух сопряженных поверхностей и, как следствие, устранение ударных нагрузок в указанной кинематической связи клапанов впуска и выпуска. Применение одной пары пружин (основной 14 и демпферной 15) для клапанов впуска 4 и выпуска 3 упрощает конструкцию механизма газораспределения; применение обводного вентиляционного канала-перемычки 29 улучшает аэродинамику продувки отработанных продуктов сгорания в коллектор и равномерную теплопередачу перегородок 7, 8 топливо-воздушному потоку на его подогрев при входе в цилиндр. Введение упругого элемента 28 обеспечивает безотрывную работу рычага 26 и стержня клапана 4, что в конечном итоге повышает динамическую уравновешенность клапанного механизма ДВС.Класс F01L1/28 с соосными клапанами; механизмы, в которых один и тот же клапан открывает как впускные, так и выпускные окна
двигатель внутреннего сгорания - патент 2515686 (20.05.2014) | |
механизм газораспределения двс - патент 2493378 (20.09.2013) | |
способ организации смесеобразования в двигателе внутреннего сгорания - патент 2432473 (27.10.2011) | |
механизм газораспределения двигателя внутреннего сгорания - патент 2397335 (20.08.2010) | |
двигатель внутреннего сгорания - патент 2361093 (10.07.2009) | |
клапанный механизм газораспределения - патент 2345228 (27.01.2009) | |
клапанный механизм газораспределения - патент 2286466 (27.10.2006) | |
механизм газораспределения - патент 2227830 (27.04.2004) | |
механизм газораспределения - патент 2182234 (10.05.2002) | |
двигатель внутреннего сгорания - патент 2170355 (10.07.2001) |