газотурбинный двигатель
Классы МПК: | F02C7/12 охлаждение установок |
Автор(ы): | Гузачев Е.Т., Кузнецов В.А., Кузменко М.Л., Павлов Е.К., Толмачев В.А., Тункин А.И., Хайруллин М.Ф. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество "Авиадвигатель" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-11-30 публикация патента:
10.02.1997 |
Использование: в газотурбинной технике. Сущность изобретения: полость 11 лопатки 10 охлаждается постоянным расходом воздуха высокого давления, отбираемого из-за компрессора высокого давления, а задняя полость 9 лопатки 10 охлаждается утечками воздуха из-за компрессора высокого давления из полости 4, имеющего пониженное давление и переменный по режимам работы двигателя расход. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Газотурбинный двигатель, компрессор, закомпрессорную разгрузочную полость, турбину с сопловыми лопатками, отличающийся тем, что сопловые лопатки выполнены двухполостными, задняя полость которых на входе соединена с закомпрессорной разгрузочной полостью, а на выходе с газовым трактом двигателя.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области газотурбинной техники. Известен газотурбинный двигатель, состоящий из вентилятора, компрессора высокого давления (КВД), камеры сгорания, турбины высокого давления (ТВД), турбины низкого давления (ТНД) и канала наружного контура (Авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30КУ. Техническое описание. М. Машиностроение, 1975, с.36). Недостатком такого двигателя является его низкая экономичность. Наиболее близким по конструкции к заявляемому является турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) Д-30 (Авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30, Машиностроение, 1971, с.19, рис.6). Однако конструкция этого двигателя не предусматривает использования утечек воздуха из-за заднего лабиринта КВД, что приводит к увеличению расхода топлива и снижению экономичности двигателя. Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в устранении этого недостатка путем использования утечек закомпрессорного воздуха для охлаждения задней полости и выходной кромки сопловой лопатки ТВД. Данная техническая задача решается в результате того, что в газотурбинном двигателе, включающем компрессор, закомпрессорную разгрузочную полость, турбину с сопловыми лопатками, согласно изобретению, сопловые лопатки выполнены двухполостными, задняя полость которых на входе соединена с закомпрессорной разгрузочной полостью, а на выходе с газовым трактом двигателя. Выполнение сопловых лопаток двухполостными обеспечивает стабильное охлаждение входной кромки, а также позволяет использовать относительно стабильные утечки закомпрессорного воздуха для охлаждения задней полости и выходной кромки сопловых лопаток, при этом обеспечивая удовлетворительное охлаждение лопаток при снижении требований к стабильности расхода охлаждающего воздуха, проходящего через выходную кромку лопатки. Повышение экономичности двигателя является результатом того, что утечки воздуха из-за КВД, ранее сбрасываемые в канал наружного контура двигателя, в заявляемой конструкции совершают полезную работу на рабочей лопатке ТВД и на ТНД. Кроме того, этот воздух охлаждает выходные кромки сопловой лопатки, что позволяет экономить до 1% охлаждающего воздуха из-за КВД (для двигателя ПС-90А12). Сверхсуммарный эффект от этих факторов заключается в снижении удельного расхода топлива
Класс F02C7/12 охлаждение установок