червячная передача с регулируемым зазором
Классы МПК: | F16H1/16 с червяком и червячным колесом |
Автор(ы): | Снегирев В.П. |
Патентообладатель(и): | Научно-внедренческое предприятие "Инженерно-технический центр АвтоВАЗ техобслуживание" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-10-26 публикация патента:
10.02.1997 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в червячных и других зубчатых передачах для регулировки взаимного положения элементов в зацеплении при их сборке, ремонте и эксплуатации. Решаемой задачей является уменьшение трудоемкости процесса регулировки перемещения в зубчатом зацеплении и упрощение конструкции регулировочного узла. Для этого устройство для регулировки перемещения червячного колеса выполнено в виде втулки 6, установленной между двумя упорами 7 и 8 на валу 1 червячного колеса 2 с возможностью перемещения вдоль вала, а стопорящий элемент 9 установлен в отверстии ступицы 3. Ключом, установленным в отверстии втулки 6, вращают ее по направлению часовой стрелки. Втулка 6 опирается поверхностью С на упорное кольцо 7, навинчивается на резьбу ступицы 3 и перемещает последнюю вдоль оси вала 1. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Червячная передача с регулируемым зазором, содержащая корпус, установленные в нем на опорах червяк, взаимодействующее с ним червячное колесо, размещенное на валу, и устройство для регулировки перемещения червячного колеса по валу с последующей фиксацией, включающее стопорящий элемент, отличающаяся тем, что устройство для регулировки перемещения червячного колеса выполнено в виде втулки, установленной между двумя упорами на валу червячного колеса с возможностью перемещения вдоль вала, а стопорящий элемент установлен в обращенном к валу отверстии ступицы червячного колеса.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в червячных и других зубчатых передачах для регулирования взаимного положения элементов в зацеплении при их сборке, ремонте и эксплуатации. Известна червячная передача, содержащая корпус, размещенные в нем на валу червячное колесо, червяк, взаимодействующий с ним, и узел регулирования осевого положения колеса относительно оси червяка путем изменения толщины прокладок под фланцы на корпусе (1). Недостатком указанной передачи является трудность регулирования перемещения, обусловленная необходимостью разборки деталей корпуса для подбора прокладок необходимой толщины. Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является червячная передача, содержащая корпус, размещенные в нем на валу червячное колесо, червяк, взаимодействующий с ним, и устройство для регулировки перемещения червячного колеса и его фиксации, включающее гайку и стопорящую гайку. Устройство для регулировки перемещения снабжено подпружиненным в осевом направлении фиксатором в виде штыря, установленного на червячном колесе, стопорящая гайка выполнена в виде диска с отверстиями, поворот последней производят через проем в корпусе (2). Недостатком выбранного прототипа являются: усложненная конструкция устройства, наличие большого количества деталей на червячном колесе в узле регулирования, наличие проема в корпусе, что иногда недопустимо. В данном изобретении решается задача уменьшения трудоемкости процесса регулировки перемещения в зубчатом зацеплении и упрощения конструкции регулировочного узла. Для этого в червячной передаче с регулируемым зазором, содержащей корпус, установленный в корпусе на опорах червяк, взаимодействующее с ним червячное колесо, размещенное на валу, и устройство для регулировки перемещения червячного колеса на валу с последующей фиксацией, включающее стопорящий элемент, устройство для регулировки перемещения червячного колеса выполнено в виде втулки, установленной между двумя упорами на валу червячного колеса с возможностью перемещения вдоль вала, а стопорящий элемент установлен в обращенном к валу отверстии ступицы червячного колеса. На фиг.1 изображено поперечное сечение червячной передачи; на фиг.2 вид по стрелке А на фиг.1. Червячная передача содержит вал 1, червячное колесо 2, связанное с валом через ступицу 3, которая установлена на валу 1 по скользящей посадке. Червяк 4 установлен жестко в корпусе 5 на опорах. Регулирующая резьбовая втулка 6 установлена на валу 1 между упорами 7 и 8 и соединена резьбой со ступицей 3. Упоры 7 и 8 в виде плоских пружинных колес установлены в канавках на валу 1. Червячное колесо 2 зафиксировано от осевого перемещения винтами 9, установленными в отверстиях ступицы 3, обращенных к валу 1. В корпусе 5 выполнено отверстие с пробкой 10 для контроля зацепления червячного колеса 2 с червяком 4 и стопорения винтов 9. Передача закрыта крышкой 11. Регулировка зазора производится следующим образом. При снятой крышке 11 ключом, установленным в отверстии втулки 6, вращают последнюю по направлению часовой стрелки. Втулка 6 опирается поверхностью С на упорное кольцо 7, навинчивается на резьбу ступицы 3 и перемещает последнюю вверх вдоль оси вала 1. Вывинчиваясь по резьбе ступицы 3, втулка 6, опирающаяся поверхностью В в упорное кольцо 8, перемещает ступицу 3 вниз вдоль оси вала 1. Необходимая точность регулировки обеспечивается за счет мелкого шага резьбы в соединении втулка 6 ступица 3. Правильность зацепления контролируется через резьбовое отверстие при снятой пробке 10. Фиксируют положение червячного колеса 2 относительно червяка 4 стопорящими винтами 9 в ступице 3 через отверстие при снятой пробке 10. Затем закрывают отверстие резьбовой пробкой 10, закрывают корпус 5 крышкой 11 и червячная передача готова к работе.Класс F16H1/16 с червяком и червячным колесом