якорный узел электрической машины
Классы МПК: | H02K1/22 вращающиеся части магнитной цепи H02K13/00 Конструктивные соединения токосъемников с двигателями или генераторами, например пластинные щеткодержатели, соединители для обмоток |
Патентообладатель(и): | Зорин Виктор Федорович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-04-02 публикация патента:
10.02.1997 |
Изобретение относится к электротехнике, в частности к вращающимся узлам электрических машин, и может быть использовано при конструировании и изготовлении коллекторных электрических машин. Сущностью изобретения является то, что в якорном узле электрической машины, содержащем установленный на валу якорь с обмоткой и коллектор, корпус коллектора выполнен с цилиндрическим приливом, а на торце пакета якоря установлена изоляционная шайба с втулкой. Втулка расположена в подлобовом пространстве обмотки якоря. Цилиндрический прилив корпуса коллектора размещен в упомянутой втулке, чем обеспечивается центрирование коллектора на валу. Изобретение направлено на повышение жесткости конструкции якорного узла электрической машины, что исключает возможность смещения коллектора, за счет жесткого соединения его с обмоткой. Конструкция проста и надежна в эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Якорный узел электрической машины, содержащий установленный на валу пакет якоря с обмоткой и торцевой коллектор с корпусом, отличающийся тем, что корпус коллектора выполнен с цилиндрическим приливом, на торце пакета якоря установлена изоляционная шайба с втулкой, расположенной в подлобовом пространстве обмотки якоря, при этом цилиндрический прилив корпуса коллектора размещен в упомянутой втулке, обеспечивая центрирование коллектора на валу. 2. Якорный узел по п.1, отличающийся тем, что прилив корпуса коллектора зафиксирован во втулке изоляционной шайбы посредством шлицов.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электротехнике, в частности к вращающимся узлам электрических машин, и может быть использовано при конструировании и изготовлении коллекторных электрических машин. Известна коллекторная электрическая машина, содержащая установленный на валу якорь с обмоткой и торцевой коллектор в виде закрепленной на валу диэлектрической втулки и равномерно расположенных по ее окружности проводящих пластин, щетки, установленные с торца коллектора и подшипниковый узел с подшипником. При этом щеткодержатели установлены между корпусом и якорем электрической машины в ее межполюсном пространстве [1]Данное техническое решение не обеспечивает достаточной жесткости конструкции якорного узла электрической машины. Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, состоит в повышении жесткости якорного узла электрической машины путем исключения торцевого и радиального биений торцевого коллектора, а также в уменьшении габаритов электрической машины, что обеспечивает надежность и простоту в эксплуатации. Сущностью изобретения является то, что в якорном узле электрической машины, содержащем установленный на валу якорь с обмоткой и коллектор, корпус коллектора выполнен с цилиндрическим приливом, а на торце панели якоря установлена изоляционная шайба с втулкой, расположенной в подлобовом пространстве обмотки якоря, в которую входит цилиндрический прилив корпуса коллектора, тем самым центрируя последний на валу. Прилив корпуса коллектора фиксируется во втулке изоляционной шайбы посредством шлицов. Корпус коллектора выполнен с цилиндрическим приливом для центрирования его на валу и обеспечения достаточно жесткой конструкции в случае использования торцевого коллектора, исключает торцевое и радиальное биения последнего. Изоляционная шайба, установленная на торце пакета якоря, изолирует провода обмотки от пакета якоря с торца. Втулка изоляционной шайбы с размещенным в ней цилиндрическим приливом корпуса коллектора находится в подлобовом пространстве обмотки якоря с целью уменьшения габаритов машины. Фиксация на шлицах прилива корпуса коллектора в специальной втулке изоляционной шайбы ориентирует пластины коллектора относительно пазов якоря и этим самым обеспечивает стационарное положение пластин коллектора относительно пакета якоря во всех режимах. На фиг.1 изображена схема конструкции якорного узла; на фиг.2 - поперечный разрез А-А; на фиг.3 поперечный разрез Б-Б узла. Предлагаемый якорный узел состоит из вала 1, установленного на нем якоря 2 с обмоткой 3, на торце 4 пакета якоря 2 установлена изоляционная шайба 5 со специальной втулкой 6, с внутренней стороны которой выполнены пазы. Во втулку 6 осуществляется посадка цилиндрического прилива 7 коллектора 8 со шлицами 9. Шлицы 9 прилива 7 коллектора 8 входят в пазы специальной втулки 6, ориентируя пластины коллектора 8 относительно пазов якоря, обеспечивая стационарное положение пластин относительно пакета якоря 2 во всех режимах. Принцип работы электрической машины с предлагаемым якорным узлом не отличается от принципа работы коллекторных электрических машин. Данная конструкция якорного узла электрической машины исключает малейшее смещение коллектора за счет жесткого соединения коллектора с обмоткой, что увеличивает срок службы электрической машины, исключает трудозатраты на ремонт и замену данного узла. Это преимущество достигается без увеличения габаритов машины, а наоборот за счет его уменьшения, что позволяет экономить материал, уменьшить вес машины, повысить удобства в пользовании. Технологический процесс изготовления всех деталей предлагаемого узла прост и дешев, что снижает себестоимость всей машины. Предлагаемая конструкция проста и надежна в эксплуатации.
Класс H02K1/22 вращающиеся части магнитной цепи
Класс H02K13/00 Конструктивные соединения токосъемников с двигателями или генераторами, например пластинные щеткодержатели, соединители для обмоток