мотопланер
Классы МПК: | B64C39/12 типа "утка" |
Автор(ы): | Савичев Вадим Андреевич, Рулин Виктор Иванович |
Патентообладатель(и): | Савичев Вадим Андреевич, Рулин Виктор Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-09-24 публикация патента:
20.02.1997 |
Изобретение относится к авиационной технике. Мотопланер 1 содержит фюзеляж 2 с крылом 3, центроплан, оперение 5 и силовую установку 6 в виде двигателя с редуктором, винт 9. Двигатель 7 присоединен к фюзеляжу 2 в зоне центpоплана, ориентирован осью выходного вала вверх, снабжен обтекаемым пилоном с трансмиссией внутри него, винт 9 выполнен толкающим и снабженным механизмом 14 автоматического раскладывания и складывания винта по полету. Описана конструкция узлов крепления двигателя к мотораме. 11 з.п. ф-лы, 14 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14
Формула изобретения
1. Мотопланер, содержащий фюзеляж с крылом и оперением, топливную и дренажную системы двигателя, связанного через редуктор со складывающимся винтом, отличающийся тем, что двигатель в рабочем положении ориентирован валом вверх и присоединен к фюзеляжу в зоне центроплана крыла, вал двигателя соединен с редуктором посредством трансмиссии, расположенной внутри пилона, винт выполнен толкающим с механизмом автоматического складывания по полету и его ось вращения ориентирована в плоскости симметрии фюзеляжа параллельно верхнему батоксу. 2. Мотопланер по п.1, отличающийся тем, что он снабжен упруго-подвижной моторной рамой, выполненный в виде прямоугольной рамки, жестко соединенной с двигателем, нижние два конца которой шарнирно присоединены к фюзеляжу, а верхние два конца к центроплану. 3. Мотопланер по п.2, отличающийся тем, что шарнирные соединения концов моторами снабжены демпфирующими амортизаторами, при этом шарнирное соединение с фюзеляжем выполнено с возможностью поворота рамы с двигателем внутрь кабины пилота. 4. Мотопланер по п.1, отличающийся тем, что пилон жестко присоединен к двигателю. 5. Мотопланер по п. 1, отличающийся тем, что механизм автоматического раскладывания и складывания винта выполнен в виде присоединенного к выходному валу редуктора фланца с осесимметрично расположенными в радиальных плоскостях парами ушков, в каждой из которых на осях помещены ступицы с лопастями винта, при этом ступицы винтов связаны шарнирными тягами с ползуном на направляющей в виде телескопической трубы по оси винта, жестко соединенной с фланцем. 6. Мотопланер по п.5, отличающийся тем, что внутри телескопической трубы помещена пружина сжатия, взаимодействующая с ползуном. 7. Мотопланер по п.1, отличающийся тем, что он снабжен глушителем выхлопа двигателя, расположенным вдоль одного из бортов фюзеляжа с наружной его стороны, а его выхлоп ориентирован под острым углом в сторону от борта фюзеляжа в пределах 15 45o. 8. Мотопланер по п.1, отличающийся тем, что он снабжен воздуховодом нагретого воздуха системы охлаждения двигателя, который выполнен гибким и присоединен одним концом к двигателю, а вторым к борту фюзеляжа, в котором выполнено пропускное отверстие по профилю сечения воздуховода. 9. Мотопланер по п. 1, отличающийся тем, что топливный бак выполнен в виде раздельных секций, расположенных по обе стороны стенки лонжерона крыла, присоединенными двумя своими торцами к смежным нервюрам крыла, первая из которых является бортовой и выполнена съемной, при этом секции связаны между собой топливными и дренажными трубопроводами. 10. Мотопланер по п. 1, отличающийся тем, что дренаж баков выведен на конец пилона внутри него в месте присоединения редуктора винта. 11. Мотопланер по п.1, отличающийся тем, что он снабжен сменным удлинителем заправочной горловины, герметично присоединенным к ней. 12. Мотопланер по п.1, отличающийся тем, что он снабжен заборником охлаждающего двигатель воздуха, расположенным перед пилоном и простирающимся на всю его хорду, присоединенным к фюзеляжу и выполненным упругогибким.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к мотопланерам. Известен мотопланер, содержащий собственно планер в виде фюзеляжа с крылом, центропланом, оперением и силовую установку в виде двигателя с редуктором и винтом. (Патент ФРГ N 2854977, кл. В 64 С 11/28, 1981). Недостатком этого мотопланера является расположение двигателя в потоке, что ухудшает летные характеристики, и большой вес механизма его уборки и наличие балластного груза в носу фюзеляжа, что снижает эксплуатационные качества. Известен принятый в качестве прототипа мотопланер, содержащий собственно планер в виде фюзеляжа с крылом, центропланом, оперением и силовую установку в виде двигателя с редуктором, винтом и топливной системой. (Патент ФРГ N 3719800, кл. В 64 С 11/28, 1991). Недостатком этого мотопланера является невозможность установки силовой установки на любой серийно выпускаемый планер, из-за того что трансмиссия от двигателя к винту проходит через кабину пилота, что снижает его эксплуатационные качества. Цель изобретения улучшение эксплуатационных качеств. Поставленная цель достигается тем, что в известном мотопланере, содержащем собственно планер в виде фюзеляжа с крылом, центропланом, оперением и силовую установку в виде двигателя с редуктором, винтом, топливной и дренажной системами, двигатель присоединен к фюзеляжу в зоне центроплана, ориентирован осью выходного вала вверх, снабжен обтекаемым пилоном с трансмиссией внутри него, одним концом соединенным с двигателем,а вторым с редуктором винта, при этом винт выполнен толкающим и снабженным механизмом автоматического раскладывания и складывания винта по полету, при этом ось вращения винта ориентирована параллельно верхнему батоксу фюзеляжа и плоскости симметрии мотопланера, при этом он снабжен упругоподвижной моторной рамой, выполненной в виде прямоугольной рамки, жестко соединенной с двигателем, при этом нижние два конца которой шарнирно присоединены к фюзеляжу, а верхние два конца к центроплану, шарнирные соединения концов моторамы снабжены демпфирующими амортизаторами, при этом шарнирное соединение с фюзеляжем выполнено с возможностью поворота рамы с двигателем внутрь кабины пилоты, а пилот жестко присоединен к двигателю. Кроме того, механизм автоматического раскладывания и складывания винта выполнен в виде присоединенного к выходному валу редуктора фланца с осесимметрично расположенными в радиальных плоскостях парами ушков, в каждой из которых на осях помещены ступицы с лопастями винта, при этом ступицы винтов связаны шарнирными тягами с ползуном на направляющей в виде телескопической трубы по оси винта, жестко соединенной с фланцем, а внутри телескопической трубы помещена пружина сжатия, взаимодействующая с ползуном. К тому же мотопланер снабжен глушителем выхлопа двигателя, расположенным вдоль одного из бортов фюзеляжа с наружной его стороны, а его выхлоп ориентирован под острым углом в сторону от борта фюзеляжа в пределах 15.45 град. и снабжен воздуховодом нагретого воздуха системы охлаждения двигателя, который выполнен гибким и присоединен одним концом к двигателю, а вторым к борту фюзеляжа, в котором выполнено пропускное отверстие по профилю сечения воздуховода, а топливный бак выполнен в виде раздельных секций, расположенных по обе стороны стенки лонжерона крыла, присоединенных двумя своими торцами к смежным нервюрам крыла, первая из которых является бортовой и выполнена съемной, при этом секции связаны между собой топливными и дренажными трубопроводами, дренаж баков выведен на конец пилона внутри него в месте присоединения редуктора винта, снабжен сменным удлинителем заправочной горловины, герметично присоединенным к ней, снабжен заборником охлаждающего двигатель воздуха, расположенным перед пилоном и простирающимся на всю его хорду, присоединенным к фюзеляжу и выполненным упруго гибким. Свойства, определяемые существенными признаками заявленного мотопланера и обнаруживаемые в нем, не совпадают со свойствами известных решений, поэтому заявленное техническое решение соответствует критерию "существенные отличия". Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 изображен общий вид мотопланера вид сбоку, на фиг. 2 разрез А А фиг. 1, на фиг. 3 вид А фиг. 2, на фиг. 4 сеч. Б Б фиг. 3, на фиг. 5 вид Б фиг. 2, на фиг 6 сеч. В В фиг. 3, на фиг. 7 сеч. Г Г фиг. 3. На фиг. 8 изображен механизм автоматического раскладывания и складывания винта общий вид сбоку, на фиг. 9 вид В фиг. 8. На фиг. 10 изображена установка глушителя и воздуховода горячего воздуха сеч. Д Д фиг. 1. на фиг. 11 показана установка баков поперечное сечение корневой части крыла, а на фиг. 12 вид Г фиг. 10. На фиг. 13 изображена установка заправочной горловины с пробкой вид сбоку, а на фиг. 14 установка сменного ее удлинителя. Конкретный мотопланер содержит собственно планер 1, например, чешский Blanik L-13 или L-23 в виде фюзеляжа 2 с крылом 3, центропланом 4, оперением 5 и силовую установку 6 в виде двигателя 7, например, австрийский Rotax 503 с редуктором 8, винтом 9, топливной 10 и дренажной 11 системами, двигатель 7 присоединен к фюзеляжу 2 в зоне центроплана 4, ориентирован осью выходного вала вверх, снабжен обтекаемым пилоном 12 с трансмиссией 13 внутри него, одним концом соединенным с двигателем 7 а вторым с угловым (i 2.3,0) редуктором 8 винта 9, при этом винт 9 выполнен толкающим и снабженным механизмом 14 автоматического раскладывания и складывания винта по полет, при этом ось вращения винта ориентирована параллельно верхнему батоксу фюзеляжа в плоскости симметрии мотопланера (что обеспечивает обдув оперения на очень малых скоростях), при этом он снабжен упругоподвижной моторной рамой 15, выполненной в виде прямоугольной рамки 16, жестко соединенной с двигателем 7 (принадлежащими ему резьбовыми шпильками), при этом нижние два конца 17 которой шарнирно присоединены к фюзеляжу, а верхние два конца 18 к центроплану 4,
шарнирные соединения концов 17, 18 моторамы 15 снабжены демпфирующими амортизаторами 19, при этом шарнирное соединение 17 с фюзеляжем 2 выполнено с возможностью поворота рамы с двигателем внутрь кабины пилота (см. фиг. 5, что обеспечивает подход к двигателю для его профилактики), а пилон 12 жестко присоединен к двигателю 7 (принадлежащими ему фланцевыми болтами взамен снятого штатного редуктора), что обеспечивает минимум вибраций. Механизм автоматического синхронного раскладывания и складывания винта выполнен в виде присоединенного к выходному валу редуктора 8 фланца 20 с осесимметрично расположенными в радиальных плоскостях парами ушков 21, в каждой из которых на осях 22 помещены ступицы 23 с лопастями винта 9, при этом ступицы винтов связаны синхронизирующими шарнирными тягами 24 с ползуном 25 на направляющей 26 в виде телескопической трубы по оси винта 9, жестко соединенной с фланцем 20, а внутри телескопической трубы помещена пружина сжатия 27, взаимодействующая с ползуном 25, что обеспечивает синхронное складывание даже без потока и задерживает раскладывание до определенных оборотов. К тому же он снабжен глушителем выхлопа 28 двигателя 7, расположенным вдоль одного из бортов фюзеляжа 2 с наружной его стороны, а его выхлоп ориентирован под острым углом в сторону от борта фюзеляжа в пределах 15.45 град. и снабжен воздуховодом 29 нагретого воздуха системы охлаждения двигателя 7, который выполнен гибким и присоединен одним концом к двигателю 7, а вторым к борту фюзеляжа 2, в котором выполнено пропускное отверстие 30 по профилю сечения воздуховода, что обеспечивает эффективное охлаждение, а топливный бак 31 выполнен в виде раздельных секций 32, 33, расположенных по обе стороны стенки лонжерона 34 крыла 3, присоединенных двумя своими торцами к смежным нервюрам крыла 3,
первая из которых является бортовой 35 и выполнена съемной, при этом секции связаны между собой топливными 36 и дренажными 37 трубопроводами, что обеспечивает жесткость и ресурс крыла и достаточный объем топлива, дренаж баков выведен на конец пилона 12 внутри него в месте присоединения редуктора 8 винта 9, снабжен сменным удлинителем 38 заправочной горловины 39, герметично 40 присоединенным к ней, что исключает попадание топлива внутрь конструкции планера в полете и при заправке, снабжен заборником 41 охлаждающего двигатель воздуха, расположенным перед пилоном 12 и простирающимся на всю его хорду, присоединенным к фюзеляжу 2 и выполненным упруго гибким (например, из листового материала), что наряду с тепловым режимом обеспечивает упругоподвижность силовой установки 6. Описанный мотопланер может быть реализован относительно малотрудоемкой доработкой самого массового и ремонтопригодного цельнометаллического планера Blanik (в том числе и находящихся в эксплуатации много лет), что обеспечит его автономность, т.е. независимость от самолета-буксировщика и соответствующего ему аэродрома, а ввиду незначительности и обтекаемости надстроек не ухудшается летные качества самого планера, что обеспечивает улучшение его эксплуатационных качеств. Ыо