система подачи топлива дизеля
Классы МПК: | F02M59/00 Насосы для впрыска топлива, не отнесенные к группам 39/00 |
Автор(ы): | Гуськов Ю.Д., Щербаков В.Ф. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество закрытого типа "Сибела" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-12-21 публикация патента:
10.03.1997 |
Использование: двигателестроение, а именно системы подачи топлива дизелей и может быть использовано, например, в автотранспорте. Сущность изобретения: система подачи дизеля содержит гидронасос 1 высокого давления кулачкового типа, гидроаккумулятор 2, мультипликатор давления, топливную форсунку 10, обратные клапаны 7,8 блок подпитки 11, и электронный блок управления 13. С целью улучшения характеристик впрыска, повышения точности дозирования путем использования объемного регулирования при раздельном регулировании угла опережения впрыска, величины давления впрыска и объема цикловой подачи в систему введены два мембранных блока 14,15 каждый из которых выполнен с последовательно расположенными рабочей 16, управляющей 17 и компенсационной 18 полостями, разделенными между собой мембранами с перфорированными упорами, разделитель сред 19 с двумя полостями, три камеры 20-22 переменного объема, и три электроуправляемых привода 23-25, выходы которых механически соединены с вытеснителями соответствующих камер переменного объема. Предложено различное выполнение гидроаккумулятора, блока подпитки, представлены примеры выполнения электроуправляемого привода и мультипликатора давления. В системе осуществляется дозирование топлива с высокой точностью и обеспечивается снижение потребляемой электроэнергии и электромагнитных помех. 8 з.п. ф-лы, 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9
Формула изобретения
1. Система подачи топлива дизеля, содержащая гидронасос высокого давления кулачкового типа, установленный на валу дизеля, гидроаккумулятор, мультипликатор давления, выполненный с последовательно расположенными и разделенными между собой входной, управляющей и выходной полостями, первый и второй обратные клапаны с соответствующими входами и выходами, трубопровод высокого давления, форсунку, сообщенную с выходной полостью мультипликатора давления и с выходом первого обратного клапана, блок подпитки, основной выход которого через второй обратный клапан подключен к выходу гидронасоса высокого давления, и электронный блок управления, причем выход упомянутого гидронасоса сообщен через трубопровод высокого давления с входной полостью мультипликатора давления, отличающаяся тем, что она снабжена двумя мембранными блоками, каждый из которых выполнен с последовательно расположенными рабочей, управляющей и компенсационной полостями, разделенными между собой мембранами с перфорированными упорами, разделителем сред с двумя полостями, подключенными соответственно к трубопроводу высокого давления и гидроаккумулятору, тремя камерами переменного объема, каждая из которых выполнена с вытеснителем, и тремя электроуправляемыми приводами, выходы которых механически связаны с вытеснителями соответствующих камер переменного объема, блок подпитки снабжен дополнительным выходом, выходы первых двух камер переменного объема сообщены с управляющими полостями соответствующих мембранных блоков, выход третьей камеры переменного объема сообщен с гидроаккумулятором, рабочая полость первого мембранного блока подключена к трубопроводу высокого давления, рабочая полость второго мембранного блока подключена к управляющей полости мультипликатора давления, компенсационные полости обоих мембранных блоков подключены к основному выходу блока подпитки, дополнительный выход которого подключен к входу первого обратного клапана, а входы электроуправляемых приводов подключены к соответствующим выходам электронного блока управления. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что гидроаккумулятор выполнен в виде емкости с жидкостью. 3. Система по п. 1, отличающаяся тем, что гидроаккумулятор выполнен в виде отдельных пневмогидравлических аккумуляторов, объединенных по выходам и заряженных на различные величины давлений. 4. Система по п. 1, отличающаяся тем, что блок подпитки снабжен одним насосом, выход которого образован объединенными между собой основным и дополнительным выходами указанного блока подпитки. 5. Система по п. 1, отличающаяся тем, что блок подпитки снабжен двумя насосами, выходы которых образуют соответственно основной и дополнительный выходы указанного блока подпитки. 6. Система по п. 1, отличающаяся тем, что мультипликатор давления выполнен с мембранами, а входная, управляющая и выходная полости ограничены мембранами. 7. Система по п. 1, отличающаяся тем, что в мультипликаторе давления использованы сильфоны для разделения входной, управляющей и выходной полостей. 8. Система по п. 1, отличающаяся тем, что электроуправляемый привод выполнен в виде электрогидравлического следящего привода с гидроцилиндром на выходе. 9. Система по п. 1, отличающаяся тем, что каждый из электроуправляемых приводов снабжен на выходе профильной линейкой с профильными поверхностями по числу рабочих цилиндров дизеля, каждая из линеек соединена с вытеснителем соответствующей камеры переменного объема.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам подачи топлива дизелей и может быть использовано, например, в автотранспорте. Известна система подачи топлива дизеля, содержащая топливный насос высокого давления кулачкового типа, блок подпитки, подключенный через обратный клапан с трубопроводу высокого давления, камеру переменного объема, нагнетательный клапан и форсунку с игольчатым клапаном (Авторское свид.СССР N 1557347, кл. F 02 M 59/00). В известной системе решается задача регулирования формы и сдвига по фазе импульса давления в линии гидрозапирания игольчатого клапана, а высокое давление в подигольной полости форсунки образуется с помощью насоса высокого давления. При этом дозирование топлива зависит от уровня высокого давления на выходе указанного насоса, что является недостатком системы. Наиболее близким к изобретению по совокупности существенных признаков является система подачи топлива дизеля, содержащая гидронасос высокого давления кулачкового типа, установленный на валу дизеля, гидроаккумулятор, мультипликатор давления, выполненный с последовательно расположенными и разделенными между собой входной, управляющей и выходной полостями, первый и второй обратные клапаны с соответствующими входами и выходами, трубопровод высокого давления, форсунку, сообщенную с выходной полостью мультипликатора давления и с выходом первого обратного клапана, блок подпитки, основной выход которого через второй обратный клапан подключен к выходу гидронасоса высокого давления, и электронный блок управления, причем выход упомянутого гидронасоса сообщен через трубопровод высокого давления с входной полостью мультипликатора давления. Мультипликатор давления в указанной системе выполнен с поршнем и плунжером, механически соединенными между собой, при этом поршень разделяет входную и управляющую полости, а плунжер разделяет управляющую и выходную полости. (Пинский Ф.И. Электронное управление впрыскиванием топлива в дизелях, Учебное пособие, Коломенский филиал ВЗПИ, 1989 г. стр. 72-75, рис.19а). Недостатком указанной системы является наличие управляемого клапана с электромагнитом и золотникового распределителя, имеющие ограниченное быстродействие и определяющие невысокую точность дозировки топлива. Формирование цикловой подачи топлива осуществляется здесь в каждом рабочем цикле, что усложняет техническую реализацию системы и не может обеспечить высокой точности дозирования при требуемых частотах работы дизеля. Кроме того питание электромагнита для обеспечения высокого быстродействия требует в импульсе большого значения тока, что определяет сложную конструкцию электронного блока управления и является причиной электромагнитных помех. В предложенной системе подачи топлива дизеля решаются задачи улучшения характеристик впрыска, повышения точности дозирования путем использования объемного регулирования, при котором корректирование параметров цикловой подачи не связано с частотой рабочих циклов дизеля и не зависит от колебаний уровня высокого давления. В системе обеспечивается раздельное регулирование угла опережения впрыска, величины давления впрыска и объема цикловой подачи. В предложенной системе решается также задача уменьшения потребляемой электроэнергии и снижения электромагнитных помех. Указанные задачи решаются тем, что система подачи топлива дизеля, содержащая гидронасос высокого давления кулачкового типа, установленный на валу дизеля, гидроаккумулятор, мультипликатор давления, выполненный с последовательно расположенными и pазделенными между собой входной, управляющей и выходной полостями, первый и второй обратные клапаны с соответствующими входами и выходами, трубопровод высокого давления, форсунку, сообщенную с выходной полостью мультипликатора давления и с выходом первого обратного клапана, блок подпитки, основной выход которого через второй обратный клапан подключен к выходу гидронасоса высокого давления, и электронный блок управления, причем выход упомянутого гидронасоса сообщен через трубопровод высокого давления с входной полостью мультипликатора давления, снабжена двум мембранными блоками, каждый из которых выполнен с последовательно расположенными рабочей, управляющей и компенсационной полостями, разделенными между собой мембранами с перфорированными упорами, разделителем сред с двумя полостями, подключенными соответственно к трубопроводу высокого давления и к гидроаккумулятору, тремя камерами переменного объема, каждая из которых выполнена с вытеснителем, и тремя электроуправляемыми приводами, выходы которых механически связаны с вытеснителями соответствующих камер переменного объема, блок подпитки снабжен дополнительным выходом, выходы первых двух камер переменного объема сообщены с управляющими полостями соответствующих мембранных блоков, выход третьей камеры переменного объема сообщен с гидроаккумулятором, рабочая полость первого мембранного блока подключена к трубопроводу высокого давления, рабочая полость второго мембранного блока подключена к управляющей полости мультипликатора давления, компенсационные полости обоих мембранных блоков подключены к основному выходу блока подпитки, дополнительный выход которого подключен к входу первого обратного клапана, а входы электроуправляемых приводов подключены к соответствующим выходам электронного блока управления. В системе подачи топлива дизеля с указанной совокупностью существенных признаков обеспечивается высокая точность дозирования топлива путем раздельного регулирования в отдельных подсистемах угла опережения впрыска, величины давления впрыска и объема цикловой подачи. Реализованная в системе объемное регулирование определяет независимость дозирования топлива от частоты рабочих циклов дизеля и от колебаний уровня высокого давления. В предложенной системе подачи топлива дизеля гидроаккумулятор может быть выполнен в упрощенном виде, а именно в виде емкости с жидкостью. В предложенной системе подачи топлива дизеля гидроаккумулятор может быть выполнен в виде отдельных пневмогидравлических аккумуляторов, объединенных по выходам и заряженных на различные величины давлений. Это обеспечивает возможность изменения уровня давления впрыска за счет регулировки уровня высокого давления гидроаккумулятора. В предложенной системе подачи топлива дизеля блок подпитки может быть снабжен одним насосом, выход которого образует объединенные между собой основной и дополнительный выходы указанного блока подпитки. При этом система функционирует с единой топливной средой как в линии высокого давления, так и в линии впрыска топлива. В предложенной системе подачи топлива дизеля блок подпитки может быть снабжен двумя насосами, выходы которых образуют соответственно основной и дополнительный выходы указанного блока подпитки. При этом система функционирует с разделенными средами в линиях высокого давления и впрыска, что позволяет исключить топливо в линии высокого давления и использовать в ней, например, минеральное масло. В предложенной системе подачи топлива дизеля в мультипликаторе давления могут быть использованы мембраны или сильфоны для разделения входной, управляющей и выходной полостей. При этом устраняются утечки и дополнительно повышается точность дозирования топлива. В предложенной системе подачи топлива дизеля электроуправляемый привод может быть выполнен в виде электрогидравлического следящего привода с гидроцилиндром на выходе. При этом осуществляется преобразование электрического управляющего сигнала в механическое перемещение поршня гидроцилиндра простыми техническими средствами. В предложенной системе подачи топлива дизеля каждый из электроуправляемых приводов может быть снабжен на выходе профильной линейкой с профильными поверхностями по числу рабочих цилиндров дизеля, каждая из которых предназначена для соединения с вытеснителем соответствующей камеры переменного объема. При этом в системе подачи топлива многоцилиндрового дизеля в каждой его подсистеме, регулирующих угол опережения впрыска, величину давления впрыска и объем цикловой подачи, требуется только по одному электроуправляемому приводу, благодаря чему упрощается общая конструкция системы. На фиг.1 представлен пример выполнения системы подачи топлива в один из цилиндров дизеля в соответствии с изобретением; на фиг.2 пример выполнения гидроаккумулятора; на фиг.3,4 примеры выполнения блока подпитки; на фиг.5 - пример выполнения электроуправляемого привода с подключенной профильной линейкой; на фиг.6-9 графики формирования цикловой подачи. Система подачи топлива дизеля содержит гидронасос 1 (фиг.1) высокого давления кулачкового типа, установленный на валу дизеля, гидроаккумулятор 2, мультипликатор давления 3, выполненный с последовательно расположенными и разделенными между собой входной 4, управляющей 5 и выходной 6 полостями, первый и второй обратные клапаны 7,8 с соответствующими входами и выходами, трубопровод 9 высокого давления, форсунку 10, сообщенную с выходной полостью мультипликатора давления 3 и с выходом первого обратного клапана 7, блок подпитки 11, основной выход 12 которого через второй обратный клапан 8 подключен к выходу гидронасоса 1 высокого давления, и электронный блок управления 13, причем выход упомянутого гидронасоса 1 сообщен через трубопровод 9 высокого давления с входной полостью мультипликатора давления 3. Система подачи топлива дизеля снабжена двумя мембранными блоками 14,15, каждый из которых выполнен с последовательно расположенными рабочей 16, управляющей 17 и компенсационной 18 полостями, разделенными между собой мембранами с перфорированными упорами (мембраны на фиг.1 изображены сплошными линиями, а перфорированные упоры штриховыми). Система снабжена также разделителем сред 19 с двумя полостями, подключенными соответственно к трубопроводу 9 высокого давления и к гидроаккумулятору 2, тремя камерами 20,21,22 переменного объема, каждая из которых выполнена с вытеснителем, и тремя электроуправляемыми приводами 23,24,25, выходы которых механически связаны с вытеснителями соответствующих камер 20,21,22 переменного объема. Блок подпитки 11 снабжен дополнительным выходом 26. При этом выходы камер 20,21 переменного объема соединены с управляющими полостями 17 мембранных блоков 14,15. Выход камеры 22 переменного объема соединен с гидроаккумулятором 2. Рабочая полость 16 мембранного блока 14 подключена к трубопроводу 9 высокого давления, рабочая полость мембранного блока 15 подключена к управляющей полости 5 мультипликатора давления 3. Компенсационные полости 18 мембранных блоков 14, 15 подключены к основному выходу 12 блока подпитки 11, дополнительный выход 25 которого подключен к входу обратного клапана 7, а входы электроуправляемых приводов 23, 24, 25 подключены к соответствующим выходам электронного блока управления 13. Мультипликатор давления 3, как это показано на фиг.1, может быть выполнен с поршнем 27 и плунжером 28, механически соединенными между собой и разделяющими полостями 4,5,6. В мультипликаторе давления 3 для разделения полостей 4,5,6 могут быть использованы также мембраны или сильфоны. Гидроаккумулятор 2 может быть выполнен в виде емкости с жидкостью. Гидроаккумулятор 2 может быть выполнен также в виде "n" отдельных пневмогидравлических аккумуляторов 29 (фиг.2), объединенных по выходам и заряженных на различные величины давлений. Блок подпитки 11 может быть снабжен одним насосом 30 (фиг.3), выход которого образует основной 12 и дополнительный 26 выходы указанного блока подпитки 11. Блок подпитки 11 может быть снабжен двумя насосами 31, 32 (фиг.4), выходы которых образуют соответственно основной 12 и дополнительный 26 выходы указанного блока подпитки 11. Каждый из электроуправляемых приводов 23,24,25 может быть выполнен в виде электрогидравлического следящего привода, снабженного электронным усилителем 33 (фиг. 5), элементом обратной связи 34, гидроцилиндром 35 и гидрораспределителем 36 с подключенными к нему насосом подпитки 37 и сливным баком 38. Элемент обратной связи выполнен в виде потенциометра, как это показано на фиг.5. Движок потенциометра механически соединен с поршнем гидроцилиндра 35, а электрически с входом обратной связи усилителя 33. Каждый из электроуправляемых приводов 23,24,25 может быть снабжен на выходе профильной линейкой 39 (фиг.5) с профильными поверхностями по числу "j" рабочих цилиндров дизеля. Каждая из поверхностей предназначена для соединения с вытеснителем соответствующей камеры 20,21,22 переменного объема. Камеры 20,21,22 переменного объема могут быть выполнены в виде гидроцилиндров. Электронный блок управления 13 входит в комплекс единой системы управления дизелем и может быть выполнен с использованием микропроцессорной техники. Топливная форсунка 10 может быть выполнена с игольчатым клапаном и возвратной пружиной, как в известной системе-прототипе. Система содержит также устройство дренажа, которое на фиг.1 не показано. Представленная фиг. 1 отражает пример выполнения системы подачи топлива только для одного из рабочих цилиндров дизеля. При подаче топлива в многоцилиндровый дизель соответственно числу цилиндров увеличивается число топливных форсунок 10, мембранных блоков 14,15, мультипликаторов давления 3, обратных клапанов 7,8, разделителей сред 19, камер 20,21,22 переменного объема. Общим остаются насос 1 высокого давления, в котором количество рабочих камер выполняется в соответствии с числом рабочих цилиндров дизеля, а также гидроаккумулятор 2, блок подпитки 11 и электронный блок управления 13. Благодаря применению профильных линеек 39 с числом профильных поверхностей, равным числу рабочих цилиндров, число самих электроуправляемых приводов в системе подачи топлива многоцилиндрового дизеля не превышает трех, как этого на фиг.1. Система подачи топлива дизеля работает следующим образом. Вращение коленчатого вала дизеля вызывает возвратно-поступательное движение плунжера гидронасоса 1 высокого давления кулачкового типа, благодаря чему осуществляется циклическое нагнетание рабочей жидкости в трубопровод 9. При этом формируемая насосом 1 подача превышает по объему требуемую цикловую подачу топлива и перекрывает весь диапазон возможных углов опережения. В системе производится дозирование топлива с использованием объемного регулирования, не связанного с частотой рабочих циклов дизеля и с колебаниями уровня высокого давления при раздельном регулировании угла опережения впрыска, объема цикловой подачи и давления впрыска. Электронный блок управления 13 формирует на своих выходах сигналы управления U1упр, U2упр, U3упр, определяющие входные воздействия для подсистем, регулирующих соответственно угол опережения впрыска, объем цикловой подачи и давление впрыска. Мультипликатор давления 3 обеспечивает возможность снижения уровня давления, создаваемого насосом 1. Объем вытеснения насоса должен быть при этом больше предельной цикловой подачи топлива с учетом коэффициента мультипликации. В качестве насоса 1 высокого давления могут использоваться обычные объемные гидронасосы. Объем жидкости, вытесняемой гидронасосом 1 высокого давления через трубопровод 9, поступает в полость 4 мультипликатора давления 3, с помощью которого в полости 6 преобразуется в требуемую цикловую подачу топлива, направляемую в форсунку 10. На фиг. 6 представлен график предельной цикловой подачи W" в осях: Q - расход жидкости,

Класс F02M59/00 Насосы для впрыска топлива, не отнесенные к группам 39/00