способ охлаждения замкнутого объекта и установка для охлаждения замкнутого объекта
Классы МПК: | F25B9/00 Компрессионные машины, установки и системы, в которых хладагентом является воздух или иной газ с низкой точкой кипения F25B11/02 в качестве расширителей |
Автор(ы): | Чижиков Ю.В., Брагин А.Н., Мурашко В.П. |
Патентообладатель(и): | Научно-технический центр АВИС |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-11-10 публикация патента:
10.03.1997 |
Использование: в холодильной технике, в частности, в компрессионных воздушных холодильных машинах и установках. Сущность изобретения: воздух поступает из атмосферы в турбодетандер 2, где расширяется до давления 45-65 кПа с понижением температуры, затем направляется в двухполостной рекуперативный теплообменник 7, вторая полость 14 которого подключена к охлаждаемому объекту 17 с образованием замкнутого воздушного контура. После теплообменника 7 воздух направляется в компрессор 10, сжимается и выбрасывается в атмосферу. В замкнутом воздушном контуре последовательно установлены вентилятор 18 и фильтр 19. 2 с.п. 4 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Способ охлаждения замкнутого объекта путем забора воздуха из атмосферы, его детандирования, последующего теплообмена с воздухом, проходящим через замкнутый объем, и компримирования охлаждающего воздуха с выбросом его в атмосферу, при этом компримирование осуществляется с помощью электропривода, отличающийся тем, что детандирование ведут до давления 45 65 кПа, а теплообмен с воздухом замкнутого объема осуществляют при расходе детандированного воздуха, меньшим расхода воздуха, проходящего через замкнутый объем, в 1,5 3 раза. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что процесс детандирования ведут при изменении скорости вращения электропривода 20000 72000 мин-1, при этом процесс компримирования осуществляют в режиме вакуум-насоса. 3. Установка для охлаждения замкнутого объекта, содержащая турбодетандер-компрессор с электроприводом, вход турбины которого соединен с атмосферой, а выход через промежуточный охладитель сообщен с входом компрессора, причем выход последнего соединен также с атмосферой, отличающаяся тем, что вход турбины соединен с атмосферой непосредственно, а промежуточный охладитель выполнен в виде двухполостного рекуперативного теплообменника, вторая полость которого подключена к охлаждаемому объекту с образованием замкнутого воздушного циркуляционного контура, имеющего последовательно установленные вентилятор и фильтр. 4. Установка по п. 3, отличающаяся тем, что турбодетандер-компрессор размещен на общем валу с электроприводом при консольном расположении его колес, при этом электропривод выполнен в виде безконтактного вентильного электродвигателя с воздушным охлаждением и снабжен статическим преобразователем частоты электрического тока. 5. Установка по п. 3, отличающаяся тем, что турбодетандер-компрессор снабжен ротором на газовых опорах, отделенных динамическими уплотнениями от турбины и компрессора, причем расстояние между подшипниками составляет 4 6 диаметров цапфы подшипника. 6. Установка по п. 3 или 4, отличающаяся тем, что в замкнутом циркуляционном контуре между вентилятором и фильтром установлен калорифер.Описание изобретения к патенту
Группа изобретений относится к холодильной технике, более конкретно к способам и устройствам, предназначенным для охлаждения замкнутых объектов, в которых охлаждающей средой является воздух. В качестве объектов охлаждения могут быть приборные отсеки, рабочие места экологически вредных производств, кабины кранов, электрических транспортных средств и т.д. Известны способы охлаждения замкнутых объектов путем забора воздуха из атмосферы, его детандирования, последующего теплообмена с воздухом, проходящим через замкнутый объект, и компримирования [1] В этом патенте компримирование осуществляется до процесса детандирования, а теплообмен ведут путем непосредственного контакта охлаждающего воздуха с воздухом замкнутого объекта. Данные о приводе компрессора в патенте отсутствуют, при этом между процессами детандирования и компримирования предусмотрено охлаждение воздуха. Данных о давлении детандирования не содержится. Данный способ заметно уступает предлагаемому по экономичности и эксплуатационной надежности, т.к. он требует для своего осуществления большего автономного оборудования, магистралей, арматуры и т. п. Кроме того, компрессор должен иметь энергоемкий привод. Известен также способ охлаждения замкнутых объемов путем отбора воздуха из атмосферы, его детандирования, последующего теплообмена с воздухом, проходящим через замкнутый объект, и выброса его в атмосферу; предусмотрено также компримирование воздуха [2] В указанном способе процесс компримирования осуществляют в две стадии до процесса детандирования, компримирование осуществляют с помощью турбинного привода. Данных о давлении детандирования и оборотах привода не содержится. Данный способ по указанным выше причинам (из-за сложности оборудования) значительно уступает предложенному по экономичности и эксплуатационной надежности. Известен также способ охлаждения замкнутого объема путем забора воздуха из атмосферы, его детандирования, последующего теплообмена с воздухом, проходящим через замкнутый объем, и компримирования охлаждающего воздуха с выбросом его в атмосферу, при этом компримирование осуществляют с помощью электропривода [3]Данный способ также требует сложного оборудования (в частности систему регенераторов для осуществления теплообмена), поэтому он уступает предложенному по экономичности и эксплуатационной надежности. Задача данного изобретения создание экономичного способа, обеспечивающего охлаждение замкнутого объекта, позволяющего достичь с максимальной надежностью комфортной температуры для работающих в данном объекте людей или находящегося в нем оборудования. Технический результат, достигаемый данным изобретением повышение экономичности и эксплуатационной надежности. Данный технический результат достигается тем, что в способе охлаждения замкнутого объекта путем забора воздуха из атмосферы, его детандирования, последующего теплообмена с воздухом, проходящим через замкнутый объект и компримирования охлаждающего воздуха с выбросом в атмосферу, при этом компримирование осуществляют с выбросом его в атмосферу. Детандирование ведут до давления 45.65 кПа, а теплообмен с воздухом замкнутого объекта осуществляют при расходе детандированного воздуха меньшем расхода воздуха, проходящего через замкнутый объект, в 1,5.3 раза. В частном случае тот же технический результат достигается тем, что в способе характеризуемом вышеперечисленными признаками, процесс детандирования ведут при переменной скорости вращения электродвигателя от 20 до 72 тысяч оборотов в минуту. Все вышеперечисленные существенные признаки находятся в причинно-следственной связи.2 Известны установки для охлаждения замкнутого объекта, содержащие компрессор и детандер [1] Компрессор и детандер последовательно расположены на одной воздушной линии, проходящей затем через охлаждаемый объект; между компрессором и детандером установлен охладитель; сведений о приводе компрессора нет. Данная установка недостаточно экономична и надежна в эксплуатации из-за большого количества автономных агрегатов, магистралей, арматуры и т.п. Кроме того, компрессор должен иметь энергоемкий привод. Известны также установки для охлаждения замкнутого объекта, содержащие компрессор и детандер [2] Компрессор и детандер последовательно расположены на одной воздушной линии, проходящей затем через охлаждаемый объект. Компрессор выполнен многоступенчатым и имеет турбинный привод, по первой ступени имеющий общий вал с детандером. Данная установка также недостаточно экономична и недостаточно надежна в эксплуатации по изложенным выше причинам из-за сложности оборудования. Известны установки для охлаждения замкнутого объекта, содержащие турбодетандер-компрессор с электроприводом, вход турбины которого соединен с атмосферой, а выход через промежуточный охладитель сообщен с входом компрессора, причем выход последнего соединен также с атмосферой [3]
В этой установке электропривод размещен на автономном валу компрессора, тип электродвигателя неизвестен, вход турбодетандера соединен с атмосферой через регенератор, охладитель выполнен в виде упомянутого регенератора. Данная установка по тем же причинам, что и предыдущие аналоги менее экономична и менее надежна в эксплуатации по сравнению с предложенной установкой. Кроме того, упомянутая установка не обеспечивает охлаждение объекта при атмосферном давлении. Задача данного изобретения создание установки, обеспечивающей эффективное охлаждение замкнутого объекта, позволяющей достичь с максимальной надежностью комфортной температуры для работающих в объекте людей или размещенной в нем аппаратуры. Технический результат, достигаемый данным изобретением, повышение экономичности и эксплуатационной надежности с одновременным обеспечением компактности. Дополнительный технический результат уменьшение мощности электропривода компрессора за счет передачи ему крутящего момента, образуемого в процессе детандирования. Другой дополнительный результат обеспечение подогрева воздуха замкнутого объема. основной технический результат достигается тем, что в установке для охлаждения замкнутого объема, содержащей турбодетандер-компрессор с электроприводом, вход турбины которого соединен с атмосферой, а выход через промежуточный охладитель сообщен с входом компрессора, причем выход последнего соединен также с атмосферой; вход турбины соединен с атмосферой непосредственно, а промежуточный охладитель выполнен в виде двухполостного рекуперативного теплообменника, вторая полость которого подключена к охлаждаемому объекту с образованием замкнутого циркуляционного контура, имеющего последовательно установленные вентилятор и фильтр. Первый дополнительный технический результат достигается тем, что в установке (характеризуемой вышеперечисленными признаками) турбодетандер-компрессор размещен на общем валу с электропpиводом при консольном расположении его колес, при этом электропривод выполнен в виде вентиляторного электродвигателя с воздушным охлаждением и снабжен частотным регулятором скорости вращения. Второй дополнительный технический результат достигается тем, что в установке, характеризуемой вышеперечисленными признаками турбодетандер-компрессор снабжен ротором на лепестковых газовых опорах, отделенных от турбины и компрессора динамическими уплотнениями, причем расстояние между подшипниками составляет 4-6 диаметров цапфы подшипника. Еще один дополнительный технический результат достигается тем, что в замкнутом циркуляционном контуре установки между вентилятором и фильтром установлен калорифер. Все вышеперечисленные признаки имеют между собой причинно-следственную связь
Группа изобретений иллюстрируется чертежами:
фиг. 1 принципиальная схема установки для охлаждения замкнутого объекта;
фиг. 2 продольный разрез турбодетандера-компрессора с электроприводом. Установка для охлаждения замкнутого объекта включает в себя турбодетандер-компрессор 1, вход турбины 2 которого соединен трубопроводами 3, 4 через фильтр 5 с патрубком 6, через который на турбину 2 поступает атмосферный воздух. Выход турбины 2 через промежуточный охладитель, в качестве которого используется рекуперативный теплообменник 7, трубопроводами 8, 9 сообщен с входом компрессора 10. После сжатия в компрессоре 10 воздух через глушитель 11 по трубопроводу 12 выбрасывается в атмосферу. Теплообменник 7 имеет две полости, из которых первая 13 соединяет трубопроводы 8 и 9, а вторая 14 входным и выходным трубопроводами 15, 16 соответственно подключена к охлаждаемому объекту 17 (не показан) с образованием замкнутого воздушного циркуляционного контура, включающего последовательно расположенные вентилятор 18 и фильтр 19 для очистки поступающего в охлаждаемый объект воздуха от аэрозолей. Параллельно теплообменнику 7 в циркуляционном контуре перед фильтром 19 включена обводная линия с трубопроводами 20, 21 и регулирующей заслонкой 22 между ними, служащая для регулирования температуры подаваемого в охлаждаемый объект воздуха и отогрева теплообменника 7 при пуске установки. Турбодетандер-компрессор (фиг. 2 имеет детандерное 23 и компрессорное 24 колеса, консольно размещенные на общем валу 25 с бесконтактным вентильным электродвигателем с воздушным охлаждением. Электродвигатель (который является электроприводом) имеет ротор 26 и статор 27. Вал 25 установлен на радиальных лепестковых газодинамических подшипниках 28, 29 по сторонами ротора 26. Для восприятия осевой нагрузки предусмотрена пята 30, расположенная между ротором 26 и колесом 24 компрессора 10, имеющего осевой входной патрубок 31 и тангенциальный выпускной патрубок 32. Ротор 26 отделен от колес турбины 2 и компрессора 10 динамическими уплотнениями. Расстояние между подшипниками 28, 29 составляет 4-6 диаметром вала 10 (цапфы подшипников). Для отвода тепла от электродвигателя предусмотрено оребрение 33 корпуса 34. На входном патрубке 35 детандера 2 установлен сетчатый фильтр 36 для предотвращения попадания аэрозолей в полость 37 корпуса 34, в которой размещены подшипники 28, 29, 30. Описанное выполнение корпуса 34 обеспечивает воздушное охлаждение электродвигателя. Поступлению загрязненного воздуха в полость 37 препятствует уплотнение 38, расположенное между колесом 23 и подшипником 28. Таким образом, в качестве электропривода турбодетандера-компрессора 1 используется двухполюсный вентильный электродвигатель. Для регулирования скорости вращения вала электродвигателя предусмотрены: преобразователь частоты 38, электрически связанный с пультом управления 39, датчик температуры 40 и источник электропитания 41. В циркуляционный контур между вентилятором 18 и фильтром 19 может быть установлен калорифер 42, который включается при необходимости в зимнее время, при неработающем турбодетандер-компрессоре. Установка работает следующим образом. При подаче электропитания от источника 41 запускаются вентилятор 23 и турбодетандер-компрессор 1, причем вентилятор 23 работает с постоянной частотой вращения и всасывает через патрубок 17 из охлаждаемого объекта 17 воздух, и с постоянным расходом прокачивает его через теплообменник 7 и фильтр 19. Компрессор 19 турбодетандера-компрессора 1 работает в режиме вакуум-насоса, создавая разрежение в полости 13 теплообменника 17. Создается перепад давления между полостью 13 и окружающей атмосферой, с которой сообщен патрубок 6. Под действием перепада давления через патрубок 6 по трубопроводу 4 воздух поступает через фильтр 5 и трубопровод 3 в детандер 2, в котором охлаждается и затем проходит через полость 13 теплообменника 17, в которой к нему подводится тепло воздуха, прокачиваемого через полость 14 теплообменника 7. Расходы воздуха, прокачиваемого через полости 13 и 14, разные, причем расход воздуха через полость 14 больше в 1,5 3 раза для недопущения выпадения в теплообменнике 7 влаги в виде инея и забивания одной из полостей инеем, и одновременно обеспечить максимальный теплосъем пpи минимальных габаритах теплообменника 7. Воздух забирают из атмосферы и через патрубок 6 подают на турбину 2, где расширяют до давления 45 65 кПа. Одновременно происходит процесс компримирования в режиме вакуум-насоса при переменной скорости вращения от 20 до 72 тысяч оборотов в минуту. Для уменьшения габаритов турбодетандера-компрессора 1 необходимо пропускать через него минимальный расход воздуха, а для предотвращения обмерзания трубопровода 8 и полости 13 теплообменника 7 необходимо поддерживать минимальный перепад температуры на детандере 2. Условия противоречат одно другому, поскольку
Q = Cp



где Q заданная холодопроизводительность установки, кВт; Ср удельная теплоемкость воздуха при постоянном давлении, кДж/кг К; G расход воздуха через теплообменник; кг/с;

Класс F25B9/00 Компрессионные машины, установки и системы, в которых хладагентом является воздух или иной газ с низкой точкой кипения
Класс F25B11/02 в качестве расширителей