способ контроля износа шлицевых соединений двигателей летательных аппаратов
Классы МПК: | G01H11/08 с использованием пьезоэлектрических приборов |
Автор(ы): | Супонько К.Л., Полуэктов А.А., Ремизов В.В., Каулис А.Н., Герман Г.К. |
Патентообладатель(и): | Войсковая часть 75360 |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-04-21 публикация патента:
20.03.1997 |
Изобретение относится к области контроля изношенности шлицевых соединений двигателей летательных аппаратов и может быть использовано для контроля изношенности шлицевых соединений других технических устройств. Применение изобретения позволяет снизить трудоемкость и повысить качество технической эксплуатации двигателей летательных аппаратов и других технических устройств. Поставленная цель достигается применением переносного индикатора ультразвуковых колебаний, с помощью которого контактным методом определяют уровень интенсивности ультразвуковых колебаний на внешней поверхности корпуса, работающего на установившемся режиме двигателя (агрегата) в зоне расположения контролируемого шлицевого соединения, его величину сравнивают с уровнем интенсивности ультразвуковых колебаний в той же точке поверхности корпуса однотипного двигателя (агрегата) с неизношенным шлицевым соединением, работающего на том же установившемся режиме, и по величине этой разности оценивают степень изношенности элементов контролируемого шлицевого соединения.
Формула изобретения
Способ контроля износа шлицевых соединений двигателей летательных аппаратов, заключающийся в том, что сравнивают сигналы датчиков от испытуемого и эталонного двигателя в режиме их работы, отличающийся тем, что используют акустические датчики, установленные на поверхности двигателей в аналогичных зонах, а в качестве информационного параметра сигнала датчиков используют интенсивность ультразвуковых колебаний.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области контроля изношенности шлицевых соединений двигателей летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано для контроля изношенности шлицевых соединений других технических устройств. Изнашивание шлицевых соединений авиадвигателей в эксплуатации является одним из распространенных видов их повреждений [1] и в ряде случаев приводит к летным происшествиям. Поэтому своевременное выявление предотказного состояния шлицевых соединений авиадвигателей в процессе выработки ими установленных ресурсов имеет важное значение в обеспечении безопасности полетов ЛА как военного, так и гражданского назначения. Известны также способы диагностирования деталей двигателей, омываемых маслом [2] Эти способы основаны на анализе состояния магнитных пробок, масляных фильтров, фильтров-сигнализаторов стружки в масле, а также на различных методах анализа масла, как носителя информации о состоянии омываемых им деталей. Однако для контроля шлицевых соединений двигателей эти методы не всегда применимы, поскольку значительная часть шлицевых соединений выполнена конструктивно без принудительного подвода смазки, что исключает вынос продуктов их изнашивание в маслосистему. Продукты изнашивания шлицевых соединений остаются в этих случаях в пределах самих соединений и не попадают в масло, следовательно маслофильтры и магнитные пробки остаются чистыми, а фильтры-сигнализаторы стружки не срабатывают. Техническим результатом настоящего изобретения является устранение вышеуказанных недостатков известных способов контроля шлицевых соединений двигателей ЛА путем обеспечения указанного контроля без демонтажа элементов контролируемого шлицевого соединения с двигателя ЛА. Для достижения поставленной цели применяется известный индикатор ультразвуковых колебаний ИКУ-1 (см. Индикатор ультразвуковых колебаний ИКУ-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. К.412.50.194. ТО, МГА, 1985), с помощью которого контактным способом определяется уровень их интенсивности на внешней поверхности корпуса двигателя (агрегата) в зоне, расположенной вблизи контролируемого шлицевого соединения. Предлагаемый способ предназначен в первую очередь для контроля изношенности шлицевых соединений, конструктивно выполненных без принудительного подвода смазки, но может быть использован и для контроля изношенности шлицевых соединений с принудительным подводом смазки в качестве основного либо дополнительного способа контроля. Шлицевые соединения в процессе их работы являются источниками колебаний в широком диапазоне частот, в том числе и в ультразвуковом. Уровень интенсивности этих колебаний меняется в зависимости от частоты вращения и от степени изношенности элементов шлицевого соединения. Следовательно, измеряя уровень интенсивности ультразвуковых колебаний в зоне расположения контролируемого шлицевого соединения и сопоставляя его с уровнем интенсивности ультразвуковых колебаний в той же точке поверхности корпуса однотипного двигателя (агрегата) с заведомо исправным шлицевым соединением, на одном и том же режиме работы двигателя, по величине разности этих уровней можно судить об изношенности контролируемого шлицевого соединения. Предлагаемый способ позволяет надежно выявлять на работающем двигателе предотказное состояние контролируемого шлицевого соединения без демонтажа его элементов с двигателя ЛА.Класс G01H11/08 с использованием пьезоэлектрических приборов