термоформа для изготовления предварительно напряженных железобетонных изделий
Классы МПК: | B28B11/24 тепловая обработка, схватывание, твердение E04G21/12 укладка арматуры; предварительное напряжение арматуры |
Патентообладатель(и): | Кеворков Виктор Аршакович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-09-27 публикация патента:
27.03.1997 |
Использование: в промышленности строительных материалов, в частности для изготовления предварительно напряженных железобетонных изделий в термоформах. Сущность изобретения: термоформа содержит поддон и борта, выполненные с тепловыми отсеками и отсеками для хладагента, крышку, арматуру, установленную в пазах упоров, входные и выходные патрубки. При этом поддон и борта имеют дополнительные отсеки для хладагента, сообщающиеся с основными и прилегающие к другой стороне тепловых отсеков. Крышка выполнена с отсеком для хладагента, сообщающимся с отсеками для хладагента бортов и поддона, и снабжена установленным на выходе отсека редуктором и выходным патрубком. В упоры арматуры съемно закреплены к торцам поддона и продольных бортов. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Термоформа для изготовления предварительно напряженных железобетонных изделий, включающая поддон и борта, выполненные с тепловыми отсеками и прилегающими к ним и изделию отсеками для хладагента, крышку, арматуру с анкерами на концах, установленную в пазах упоров, размещенных в форме, и входные и выходные патрубки для теплоносителя и хладагента, отличающаяся тем, что поддон и борта выполнены с дополнительными отсеками для хладагента, сообщающимися с основными и прилегающими к другой стороне тепловых отсеков, а крышка выполнена с отсеком для хладагента, сообщающимся с отсеками для хладагента бортов и поддона, и снабжена установленным на выходе отсека редуктором и выходным патрубком, при этом упоры арматуры съема закреплены к торцам поддона и продольных бортов.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к промышленности строительных материалов, в частности для изготовления предварительно напряженных железобетонных изделий в термоформах. Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой линии является термоформа для изготовления предварительно напряженных железобетонных изделий, включающая поддон и борта, выполненные с тепловыми отсеками и прилегающими к ним и изделию отсеками для хладагента, крышку, арматуру с анкерами на концах, установленную в пазах упоров, размещенных в форме, и входные и выходные патрубки для теплоносителя и хладагента [1]Недостаток данного устройства неравномерный обогрев бетона по сечению и им недостаточно обеспечивается заданный режим тепловой обработки бетона. Задачей изобретения является обеспечение заданного режима тепловой обработки бетона. Указанная задача решается тем, что в термоформе для изготовления предварительно напряженных железобетонных изделий, включающей поддон и борта, выполненные с тепловыми отсеками для хладагента, крышку, арматуру с анкерами на концах, установленную в пазах упоров, размещенных в форме, и входные и выходные патрубки для теплоносителя и хладагента, поддон и борта выполнены с дополнительными отсеками для хладагента, сообщающимися с основными и прилегающими к другой стороне тепловых отсеков, а крышка выполнена с отсеком для хладагента, сообщающимися с отсеками для хладагента бортов и поддона и снабжена установленным на выходе отсека, редуктором с выходным патрубком, при этом упоры арматуры съемно закреплены к торцам поддона и продольных бортов. На фиг.1 изображена термоформа, вид в плане без крышки; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 узел I на фиг.2. Предлагаемая термоформа (фиг. 1) содержит борта 1 и поддон 2, имеющих входные и выходные патрубки для теплоносителя Т, соответственно 3, 4 и 5, 6. По торцам термоформы расположены силовые упоры 7, упирающиеся в торцы бортов 1 и поддона 2 и имеющие пазы для установки с анкерами на концах рабочей арматуры 8 железобетонного изделия 9. На поддоне 2 закреплены неподвижный 10 и подвижный 11 торцевые борта с пазами для арматуры 8. С одной стороны торцевого упора 7 расположен, соединенный с прямым трубопроводом, коллектор 12 для хладоагента Х (воздуха) с входными и выходными патрубками, соответственно для бортов 13 и 14 и для поддона 15 и 16. При этом выходной патрубок 16 поддона расположен на неподвижном борте 10, сообщенным с первым. В свою очередь борта 1 и поддон 2 выполнены по сечению (фиг.2 4) из основных тепловых отсеков, соответственно, 17 и 18 для теплоносителя Т и дополнительных внутренних и наружных отсеков, соответственно, 19 и 20 и 21 и 22 для хладоагента Х. При этом дополнительные внутренние отсеки бортов и поддона 19 и 21 вместе с торцевыми бортами 10 и 11 образуют опалубочную форму железобетонного изделия 9, а дополнительные наружные отсеки термоизолированы. Отсеки 19,20,21 и 22 сообщены между собой (фиг.1 3) и с отсеком 23 крышки 24, имеющим на выходе редуктора 25 с патрубком 26. Крышка 24 имеет монтажные плиты 27. Выходные патрубки 14 и 16 для хладагента Х изготовлены, например, конусообразными с одетыми на них упругими чехлами 28 (фиг.4), из термостойкой резины или паронита. В свою очередь в местах прохождения в крышке 24 патрубков 14 и 16cтенка отсека 23 имеет раструб 29, который при установке крышки 24 в проектное положение обеспечит герметизацию соединений всех отсеков для хладоагента. На представленных фигурах не показаны прокладки или дополнительные детали для обеспечения герметизации зазора в местах прохождения арматуры 8 через торцевые термоборта 10 и 11, замки для крепления крышки 24 к термобортам 1, 10, 11 и термоизоляция коллектора 12. Конструктивно дополнительные внутренние и наружные термоотсеки для хладоагента не должны препятствовать свободному температурному удлинению силового термоотсека для теплоносителя, для этого, например, они могут быть несколько короче последнего и т.д. Устройство работает следующим образом. Первоначально открывают термоборта 1, 11 (фиг.1), смазывают опалубочную поверхность и, установив борт 11, закрывают термоформу. К торцам бортов 1 и поддона 2 закрепляют силовые упоры 7, в пазы которых и торцевых бортов 10 и 11 плотно устанавливают арматуру 8 с анкерами на концах. После этого выполняют герметизацию пазов в бортах 10 и 11, устанавливая и закрепляя, например, упругие прокладки в местах прохождения арматуры 8. На этом подготовительный этап изготовления первой группы термоформ заканчивают. Натяжение арматуры 6 осуществляют путем непрерывной подачи высокотемпературного теплоносителя (Т 250 300oС) в тепловые отсеки 17 и 18 бортов 1 и поддона 2 и дальнейшего линейного температурного расширения последних. По окончании натяжения арматуры выполняют укладку и уплотнение бетона в полученную опалубочную форму железобетонного изделия 9. Далее закрывают термоформу крышкой 24, так, чтобы выходные патрубки хладоагента бортов 14 и поддона 16 зашли в отверстия с раструбом 29 отсека крышки 23. После чего крышку 24 плотно прижимают к верхней поверхности бетона изделия 9, закрепляя замками к бортам 1. Включением системы циркуляции хладоагента, начинают период подъема температуры режима тепловой обработки бетона. Хладоагент (воздух) на данном этапе проходит через нагреватель и далее в коллектор 12 термоформы, откуда по входным патрубкам 13 бортов 1 и 15, поддона 2 хладоагента поступает сначала в дополнительные наружные отсеки 20 и 22, где получив тепло с одной стороны отсека 17 и 18, переходит в дополнительные внутренние отсеки 19 и 21. Взяв дополнительное тепло с другой стороны отсека, хладоагент передает полученное тепло железобетонному изделию 9. Из отсеков 19 и 21 он поступает через выходные патрубки 14 и 16 в отсек 23 крышки 24 и прогревает тем самым верхнюю поверхность бетона изделия 9. Редуктором 25 регулируют скорость хладоагента из отсека 23 и, тем самым, выдерживают конкретный режим тепловой обработки бетона в термоформе, независимо от номенклатуры изготавливаемых преднапряженных железобетонных изделий. Тепловую обработку ведут до начала периода остывания режима термообработки бетона при обязательной непрерывной подаче высокотемпературного теплоносителя в отсеки 17 и 18 для обеспечения заданного предварительного напряжения в арматуре 8. По окончанию термообработки бетона (начало режима остывания), подачу высокотемпературного теплоносителя в тепловые отсеки прекращают и, одновременно, систему циркуляции хладоагента переводят на режим остывания, т.е. в основные и дополнительные отсеки подают охлажденные как теплоноситель, так и хладагент. При остывании термоформы происходит ее укорочение и тем самым осуществляется плавный отпуск сразу всех напряженных стержней 8 на бетон изделия 9. После чего отключают систему циркуляции охлаждения теплоносителя и хладоагента, открывают крышку 24 и борта 1, 11, выполняют обрезку арматуры 8 и готовое преднапряженное изделие транспортируют кратном на тележку по вывозу изделий. Использование предлагаемой термоформы обеспечивает эффективность в следующих направлениях. 1. Имеет место экономия трудовых и материальных затрат за счет отказа от дорогостоящего оборудования для натяжения арматуры. При этом энергия теплоносителя используется одновременно как для натяжения арматуры, тепловой обработки бетона, так и для создания плавного отпуска напряженной арматуры на бетон. 2. Конструкция термоотсека крышки с редуктором на выходе позволяет получать в термоформе различные режимы термообработки бетона за счет изменения скорости выхода хладоагента. Тем самым создаются условия для изготовления в одной группе термоформ железобетонных изделий различной номенклатуры, что значительно расширяет технологические возможности линии. 3. Наличие в конструкции бортов и поддона дополнительных внутренних и наружных термоотсеков, расположенных по обе стороны основного термоотсека, обеспечивает при натяжении арматуры и тепловой обработки бетона его равномерный обогрев по сечению и, как следствие, заданное линейное температурное удлинение, что повышает качество предварительного натяжения. Кроме того, за счет прохождения хладоагента с двух сторон основного термоотсека увеличивается съем тепла с его стенок и обеспечивается заданный режим тепловой обработки бетона.
Класс B28B11/24 тепловая обработка, схватывание, твердение
Класс E04G21/12 укладка арматуры; предварительное напряжение арматуры