шахтный тельфер
Классы МПК: | E21F13/00 Рудничный транспорт |
Автор(ы): | Шахурдин С.А., Яковлев Н.И., Пантелеев Е.А., Чешейко Г.И., Суховольский С.Н. |
Патентообладатель(и): | АООТ Угольная компания "Прокопьевскуголь" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-01-31 публикация патента:
27.03.1997 |
Использование: изобретение относится к горному делу и может быть использовано для монтажно-демонтажных, погрузочно-разгрузочно-доставочных работ и направлено на упрощение конструкции. Сущность изобретения: подъемник выполнен из двух идентичных ходовых кареток с блоками, между которыми установлен домкрат. Блоки выполнены спаренными на одной оси, а тяговый элемент из 2-х строп, каждый из которых одним концом закреплен на одной из кареток, и огибая блок противоположной каретки, через блок своей каретки соединен с крюковой подвеской. Домкрат выполнен в виде двух винтов с ходовыми гайками, шарнирно закрепленными на ходовых каретках. Винты расположены на одной прямой линии и взаимодействуют между собой через приводной механизм. Приводной механизм установлен на дополнительной каретке, расположенной между двумя ходовыми (грузовыми) каретками. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
Шахтный тельфер, включающий монорельс и грузоподъемное устройство, выполненное в виде двух ходовых кареток с блоками, между которыми установлен домкрат, при этом блоки каждой каретки выполнены спаренными, установленными на одной оси, а подъемный канат из двух частей, каждая из которых одним концом закреплена на одной из кареток и через блок другой каретки пропущена с возможностью огибания блока своей каретки, отличающийся тем, что домкрат выполнен в виде винтов, расположенных на одной прямой линии и взаимодействующих между собой посредством приводного механизма, установленного на дополнительной каретке, расположенной между ходовыми каретками, причем ходовые гайки винтов домкрата снабжены кронштейнами, шарнирно связанными с ходовыми каретками.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к горному делу и предназначено для монтажно-демонтажных и погрузочно-разгрузочно-доставочных работ. Известна шахтная электроталь ТЭВ-2, предназначенная для механизации погрузочно-разгрузочных работ и транспортирования материалов и оборудования по подвесному монорельсу, грузоподъемность 25-32 кН, высота от нижней полки монорельса до крюка 450 мм, габариты 102 х 710 х 650 мм, масса 240 кг. Недостаток большие габариты и масса, для работ с частым передемонтажом грузоподъемного устройства применение этой тали малоэффективно. Известна также шахтная гидравлическая таль ТГН-3, состоящая из рамы с элементами подвески и перемещения по монорельсу, гидроцилиндра, подвижных и неподвижных блоков, крюковой подвески, отклоняющих и уравнительных блоков [1]Недостатки гидротали ТГН-3 те же, что и электротали ТЭВ-2 большие габариты (3775 х 1120 х 520 мм) и масса 1265 кг. Наиболее близким техническим решением по своей сути и достигаемым результатам является монорельсовая дорожка с грузоподъемным устройством, включающим элементы подвески и перемещения, выполненные в виде двух ходовых кареток, гидроцилиндр, установленным между ними, блоки и подъемный канат, состоящий из двух частей, каждая из которых одним концом закреплена на одной из кареток, и через блок другой каретки соединена с крюковой подвеской возможностью сгибания блока своей каретки. Недостатками известной монорельсовой дорожки, принятой за прототип, является то, что ее применение сдерживается наличием маслостанции и подвесных гидромагистралей (рукавов), создающих помехи во время работы. Целью изобретения является устранение отмеченных недостатков прототипа, которая достигается тем, что в шахтном тельфере, включающем монорельс и грузоподъемное устройство, выполненное в виде двух ходовых кареток с блоками, между которыми установлен домкрат, при этом блоки каждой каретки выполнены спаренными на одной оси, а подъемный канат из двух частей, каждая из которых одним концом закреплена на одной из кареток, и через блок другой каретки соединена с крюковой подвеской с возможностью огибания блока своей каретки, домкрат выполнен в виде двух винтов, расположенных на одной прямой линии и взаимодействующих между собой посредством приводного механизма, установленного на дополнительной каретке, расположенной между ходовыми каретками, причем ходовые гайки винтовых домкратов снабжены кронштейнами, шарнирно связанными с ходовыми каретками. Проведенные патентные исследования показывают, что ни в патентной, ни в научно-технической литературе не имеется сведений о технических решениях, характеризующихся той же совокупностью признаков, что и заявляемая нами монорельсовая дорожка, т.е. она соответствует критерию "новизна". Сопоставительный анализ заявляемой конструкции погрузочно-доставочного устройства с известными аналогами и прототипом показывает, что предлагаемая конструкция позволяет достигнуть поставленную цель существенно упростить конструкцию и выполнить ее без маслостанции и другого вида энергии помимо электрической. Очень сложную конструкцию представляет собой "Таль для наклонных трасс", включающая установленный на раме гидроцилиндр подъема, связанный через подвижные и неподвижные блоки канатом с крюковой подвеской, неприводную и приводную каретки с механизмом передвижения, связанным с зубчатом рейкой, дополнительную тележку и крюковую подвеску с двухштоковым гидроцилиндром по а. св. N 962192. По сравнению с прототипом для патентуемой конструкции грузоподъемного устройства отпадает надобность в гидравлической энергии (маслостанции). Выполнение домкрата в виде двух винтов с ходовыми гайками, которые своими кронштейнами шарнирно соединены с ходовыми каретками, обеспечивает более легкое вписывание грузоподъемного устройства на криволинейных участках монорельсовой дорожки. Не менее сложную конструкцию представляет собой грузоподъемный механизм для транспортировки длинномерных изделий по патенту СССР N 923360. Подвесная монорельсовая дорога для доставки крепежных материалов в забой проходимой горной выработки, состоит из грузовой тележки, подвижной по монорельсу, тягового каната и приводной лебедки, установленной на каретке, с возможностью перемещения по монорельсу, отдельно от грузовой лебедки, что усложняет организацию работ и саму конструкцию монорельсовой дороги. На основании изложенного можно утверждать, что заявляемое техническое решение соответствует критерию изобретения "изобретательский уровень". На фиг.1 изображен шахтный тельфер в штреке на сопряжении с рассечкой с опущенным на почву грузом; на фиг.2 то же, с поднятым грузом; на фиг.3 - грузоподъемное устройство; на фиг.4 разрез А-А на фиг.3; на фиг.5 и 6 узел соединения домкрата с ходовой кареткой в двух проекциях. Шахтный тельфер согласно изобретению предназначен главным образом для монтажа щитовых перекрытий и погрузочно-разгрузочных работ на щитовом участке. Он состоит из монорельса (двутавра, рельса) 1, прикрепленного к рамам крепи штрека и монтажной камеры (рассечки) посредством каната 2, пропущенного поверх верхняков крепи и через захваты 3, установленные на верхней полке двутавра 1, и грузоподъемного устройства (собственно тельфера), подвешенного на элементах подвески и помещения (роликах, катках) к нижней части монорельса. Грузоподъемное устройство состоит из двух ходовых (грузовых) кареток 4 и 5 с блоками 6, между которыми установлена дополнительная каретка 7 с приводным механизмом 8 для домкрата перемещения ходовых каpеток 4 и 5 относительно каретки 7 и между собой. Домкрат перемещения кареток выполнен в виде двух винтов (винтовых домкратов) 9 и 10 расположенных на одной прямой линии и взаимодействующих между собой посредством приводного механизма 8. Ходовые гайки 11 винтовых домкратов 9 и 10 снабжены кронштейнами 12, шарнирно связанными с ходовыми каретками 4 и 5. Приводной механизм 8 включает электродвигатель с редуктором из конических шестерен, две диаметрально противоположных из которых жестко связаны с винтами 9 и 10. Блоки 6 на каждой ходовой каретке 4 и 5 выполнены спаренными, расположенными на одной оси 13. Подъемный (грузовой) канат 14 выполнен из двух частей, каждая из которых одним концом закреплена на одной из кареток 4 или 5, пропущена через блок 5 другой каретки с возможностью его огибания и через блок 6 своей каретки соединена с грузозахватным устройством 15. Работает шахтный тельфер следующим образом. В исходном положении крюковые подвески 15 находятся в крайнем верхнем положении, под ходовыми каретками 4 и 5. Винтовыми домкратами 9 и 10 каретки 4 и 5 раздвинуты в крайние положения для подъема груза, находящегося в сфере действия тельфера, грузоподъемное устройство по монорельсу 1 подкатывается к нему, включается приводной механизм 8, винтовые домкраты 9 и 10 стягивают каретки 4 и 5 дополнительной каретке 7; крюковые подвески 15 опускаются вниз на двойной ход домкратов 9 и 10. Груз застроповывается на одну или обе крюковые подвески 15, приводной механизм 8 включается на раздвижение домкратами 9 и 10 кареток 4 и 5, которые с блоками 6 расходятся, груз поднимается на необходимую высоту и транспортируется к месту монтажа (разгрузки). При разгрузке приводной механизм 8 включается так, чтобы ходовые гайки 11 домкратов 9 и 10 сходились, что приводит к тому, что каретки 4 и 5 сходятся на крюковых подхватах 5 опускается на почву выработки или укладывается в какую-то конструкцию, например, в щитовое перекрытие для отработки крутых пластов. При этом необходимо отметить такое преимущество грузоподъемного устройства, как симметричность его выполнения; каретки 4 и 5 установлены по концам. Это позволяет производить монтаж того же щитового перекрытия в самом торце рассечки, т.к. одна из кареток 4 и 5 может быть установлена у самой границы рассечки. При доставке длинномерного материала, например, деревянного накатника или металлических балок проката для рамы секции щита груз поднимается на двух канатах и так транспортируется в рассечку, где опускается на почву, прикрепляется к одной крюковой подвески, поднимается, разворачивается на 90o и укладывается вкрест простирания пласта. Там, где нет возможности обеспечить заезд грузоподъемного средства в рассечку непосредственно с вентиляционного штрека (из-за большой разницы высот выработок), монтируются два грузоподъемных средства: один из штрека, другой в рассечке. Изобретение направлено на механизацию монтажно-демонтажных и погрузочно-разгрузочных работ. Потребность по щитовым участкам Прокопьевско-Киселевского района Кузбасса составляет более 50 комплектов.
Класс E21F13/00 Рудничный транспорт