радиально-осевое рабочее колесо гидромашины
Классы МПК: | F03B3/12 лопатки; роторы, несущие лопатки |
Автор(ы): | Кондратьев М.Н., Вихирев В.В., Сотников А.А. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "Ленинградский металлический завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-10-08 публикация патента:
27.03.1997 |
Использование: в гидромашиностроении, в частности в радиально-осевых гидромашинах. Сущность: для удобства транспортировки при ограниченной высоте при прохождении через мосты, туннели и т.д. вращающаяся часть лабиринтного уплотнения выполнена с разъемом в плоскости 1-1, перпендикулярной к оси 00 колеса и состоит из частей 8, размещенных выше плоскости I-I разъема и частей 9, выполненных заодно с ободом 1, при этом составные части 8 вращающейся части лабиринтного уплотнения контактируют с верхним ободом 1 по плоскости I-I и крепятся к последнему. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Радиально-осевое рабочее колесо гидромашины, разъемное в плоскости, проходящей через ось колеса, содержащее верхний обод с отверстиями и нишами для размещения крепежных элементов, соединяющих части обода, с вращающейся частью лабиринтного уплотнения, размещенной со стороны наружной периферийной поверхности верхнего обода, отличающееся тем, что вращающаяся часть лабиринтного уплотнения выполнена с разъемом в плоскости, перпендикулярной к оси рабочего колеса, при этом составные части вращающейся части лабиринтного уплотнения, размещенные по одну сторону указанного разъема, выполнены заодно с верхним ободом, а составные части вращающейся части лабиринтного уплотнения, размещенные по другую сторону разъема, контактируют с верхним ободом по плоскости этого разъема и крепятся к нему.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в радиально-осевых гидромашинах. Известно радиально-осевое рабочее колесо, содержащее ступицу (верхний обод), нижний обод, между которыми расположены рабочие лопатки. При этом ступица и нижний обод выполнены разъемными. Части ступицы в зоне разъема снабжены фланцами, соединенными друг с другом болтами [1]Недостатком этой конструкции является наличие гидравлических потерь в зоне над ступицей рабочего колеса из-за защищающего их кожуха. Кроме того, фланцы увеличивают высоту наружной поверхности верхнего обода. Известно рабочее колесо радиально-осевой гидравлической турбины, наиболее близкое по технической сущности к заявляемому, содержащее лопатки между верхним и нижним ободами, разъемными в плоскости, проходящей через оси рабочего колеса, при этом в верхнем ободе выполнены в зоне разъема ниши и отверстия для размещения шпилек и гаек, предназначенных для стягивания частей обода, а на наружной периферийной части верхнего обода размещена вращающаяся часть лабиринтного уплотнения [2]
Такая конструкция рабочего колеса имеет меньшие чем в первом аналоге габариты по оси колеса и величину гидравлических потерь ввиду отсутствия фланцев на верхнем ободе. Недостатком второго аналога является то, что в отдельных случаях его габариты превышают размеры, требуемые по условиям транспортировки, например, при пропуске вагонов с частями рабочего колеса через тунели, мосты и путепроводы. Изобретение направлено на решение задачи уменьшения высоты рабочего колеса на период транспортировки без изменения размеров проточной части и величины гидравлических потерь в зоне верхнего обода рабочего колеса. Эта задача решена в радиально-осевом рабочем колесе гидромашины, разъемном в плоскости, проходящей через ось рабочего колеса, содержащей верхний обод с отверстиями и нишами для размещения крепежных элементов, соединяющих части обода, с вращающейся частью лабиринтного уплотнения, размещенного на наружной периферийной поверхности верхнего обода. Для решения указанной задачи вращающаяся часть лабиринтного уплотнения выполнена с разъемом в плоскости, перпендикулярной к оси рабочего колеса, при этом составные части лабиринтного уплотнения, размещенные по другую сторону разъема, выполнены заодно с верхним ободом, а составные части вращающейся части лабиринтного уплотнения, размещенные по другую сторону разъема, контактируют с верхним ободом по плоскости этого разъема и крепятся к верхнему ободу. Выполнение вращающейся части лабиринтного уплотнения разъемным в плоскости I-й оси колеса дает возможность установки обоих половин колеса на платформу вагона без частей уплотнения размещенных выше плоскости контакта их с верхним ободом. В результате обеспечена меньшая высота рабочего колеса при его транспортировке. Размеры проточной части при этом не меняются. Размер лабиринтного уплотнения по оси ОО" колеса после его монтажа на станции также не меняется, соответственно гидравлические потери в зоне обода такие же, как в прототипе. На фиг.1 предложенное рабочее колеса, размер (вариант I); на фиг.2 - разрез по верхнему ободу рабочего колеса вариант II). Рабочее колесо содержит верхний обод 1, нижний обод 2, рабочие лопатки 3, размещенные между ободами 1 и 2. Колесо выполнено разъемным в плоскости, проходящей через ось ОО". Части верхнего обода 1 имеют в зоне разъема отверстия 5 и ниши 6, в которых установлены крепежные элементы 7, например, шпильки с гайками для стягивания частей верхнего обода 1. Вращающаяся часть лабиринтного уплотнения выполнена с разъемом в плоскости I-I, перпендикулярной к ОО", и состоит из частей 8, размещенных выше плоскости разъема уплотнения I-I и частей 9, выполненных заодно с ободом 1. Вращающаяся часть лабиринтного уплотнения размещена со стороны условной периферийной поверхности 10 обода 1. Поверхность 11 верхнего обода выполнена на уровне плоскости разъема I-I вращающейся части. Части 8 контактируют в плоскости I-I с кольцевой поверхностью 12 обода 1. Части 8 скрепляются с ободом 1 с помощью сварки (вариант I), или посредством болтов (вариант II).
Класс F03B3/12 лопатки; роторы, несущие лопатки