тягово-сцепное устройство автопоезда

Классы МПК:B60D1/44 по горизонтали
B62D53/00 Тягачи с прицепами; автопоезда
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Багерман Анатолий Захарович,
Багерман Евгений Анатольевич
Приоритеты:
подача заявки:
1993-09-09
публикация патента:

Использование: относится к области автомобильного транспорта, в частности к автопоездам, работающих с прицепами. Сущность изобретения: заключается в улучшении маневренных свойств автопоезда за счет перемещения при поворотах сцепного устройства в поперечном направлении относительно оси тягача. Тягово-сцепное устройство содержит, например, крюк 6, механический стопор крюка 7, направляющее устройство для перемещения крюка с амортизатором 5. Посредством гидроцилиндров 4, рабочая жидкость в которые подается от гидроусилителя руля 1 тягача, крюк 6 перемешается по направляющему устройству 5 в сторону от центра поворота автопоезда. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Тягово-сцепное устройство автопоезда, включающего прицеп и снабженный гидроусилителем руля тягач, содержащее сцепной элемент, выполненный, например, в виде крюка и расположенный в задней части рамы тягача с возможностью перемещения по направляющим, размещенным горизонтально и перпендикулярно продольной оси тягача, отличающееся тем, что перемещение сцепного элемента осуществляется в сторону, противоположную расположению центра поворота, под действием двух гидроцилиндров, одними концами связанных с рамой тягача, а другими посредством рычагов со сцепным элементом, причем гидроцилиндры снабжены механизмами возврата и соединены трубопроводами с гидроусилителем руля.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области автомобильного транспорта, в частности к автопоездам, работающим с прицепами. Известны сцепные устройства автопоездов (см. а.с. СССР 1620336, опубликованное в "Бюллетене изобретений" 2, за 1991 г. ), в которых с целью повышения маневренности автопоезда с дышлом связаны два задающих гидроцилиндра. Эти гидроцилиндры одновременно крепятся и к тягачу. Поворотная тележка прицепа принудительно поворачивается под действием исполнительных гидроцилиндров, связанных с задающими гидродросселями. Недостатками такого способа задания необходимой траектории движения поворотной тележки на поворотах является многозвенность устройства, работа которого зависит от надежности и исправности его отдельных элементов. Поэтому предлагается для задания нужной траектории движения прицепа использовать не принудительный поворот тележки, а перемещение тягового устройства в поперечном направлении. Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение маневренности автопоезда за счет уменьшения ширины коридора при его движении на поворотах. Это достигается перемещением тягового устройства при повороте в сторону нужного борта по отношению к центру поворота.

Известно также сцепное устройство транспортного средства (а.с. СССР 944952, В 60 D 1/00, 1982 г.), снабженное перемещаемым в горизонтальной плоскости в поперечном направлении брусом с тяговой вилкой. Брус поворачивают от продольного положения вдоль оси тягача и фиксируют стопором в случае, когда используется другое цепное устройство.Перемещение осуществляется вручную выводом тяговой вилки в нерабочее положение. Т.е. в этом положении устройство не работает.

В предложенном устройстве для управления траекторией движения прицепа на поворотах сцепной крюк (либо другое сцепное устройство) с помощью одного из гидроцилиндров по направляющим перемещается в сторону от центра поворота. Импульс для перемещения задается системой гидроусилителя руля. После прохождения поворота возвратное устройство переводит сцепное устройство в среднее положение.

На фиг.1 схематически изображено предлагаемое тягово-сцепное устройство автопоезда. Автопоезд включает в себя прицеп и снабженный гидроусилителем руля тягач. Под номером 1 на фиг.1 указан гидроусилитель руля. Механизм отключения от гидроусилителя обозначен под номером 2. Под номером 3 трубопроводы для подачи и отвода рабочей жидкости от гидроцилиндров. Под номером 4 - гидроцилиндры с возвратным устройством. Направляющее устройство для перемещения крюка с амортизатором 5. Крюк (или другое сцепное устройство) - 6. Механический стопор крюка 7.

В процессе движения автомобиля с прицепом на повороте вступает в работу гидроусилителя 1. В результате этого жидкость от насоса поступает в ту или иную полость исполнительного механизма. Согласно изобретению одновременно с этим жидкость по одному из трубопроводов 3 подается к гидроцилиндру 4, находящемуся на внутренней части рамы по отношению к центру поворота. В результате происходит перемещение крюка 6 по направляющей 5 в сторону от центра поворота. Направляющие 5 выполнены с учетом необходимости восприятия усилий сопротивления на крюке. По окончании поворота жидкостьиз системы гидроусилителя руля и одновременно из тягового сцепного устройства поступает на слив. Возвратное устройство, например, пружинный амортизатор переводит крюк в исходное среднее положение. В случае, неисправности устройства или отсутствия прицепа оно отключается от гидроусилителя руля механизмом 2 и фиксируется стопором 7.

Пример оценки эффекта от использования предлагаемого изобретения. На фиг. 2 схематически показано взаимное расположение колес автопоезда. МС-ось тягача. ВА ось прицепа. В ось поворотной тележки, ВС дышло, О центр поворота, АО, ВО, СО, ДО МО радиусы движения точек А,В,С,Д,М. Все треугольники, образованные радиусами движения этих точек и осями тягами и прицепа, а также дышлом прямоугольные. Прямые углы ВАО, СВО, СДО, СДО. КО - радиус поворота по оси наружного колеса. (Обычно нормируемый для автомобиля). NO максимальный радиус поворота. ДО минимальный радиус (Ro) движения тягача (по оси автомобиля). Rпр минимальный радиус с движения прицепа (по оси прицепа). MO= R*м= Rм-тягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807 где тягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807=MN. Сравним изменение тягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807R=Ro-Rпр при использовании предлагаемого устройства. Из совместного решения указанных треугольников запишем взаимосвязь радиусов поворота. МД lт база тягача, ДС lк, ВС lg дышло, АВ lпр база прицепа

тягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807

тягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807

Оценим изменение радиуса поворота по оси прицепа по сравнению с тягачом применительно к автомобилю "КАМАЗ-5320" и прицепу "ГКБ 8350". Lт 3,2 м, lk 2,3 м, lg 2,96 м. Lпр 4,5 м, тягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807 1,44 м при минимальном значении Rм 8,5 м, Rо 6,25 м, Rпр 3,92 м.

DR=Ro-Rпр= 2,33 м

при Rм 9,5 м, Rо 7,87 м, Rпр 5,53 м, тягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807R = 1,84 м при Rм 10,5 м Rо 8,46 м, Rпр 6,42 м, тягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807R = 1,54 м При новом положении точки C__тягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807 Cтягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807, обозначим CCтягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807= тягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807 см Новые значения тягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807 при тягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807см 0,5 м составят при Rм 8,5 м, тягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807 4,67 м, тягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807Rтягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807 1,58 м при Rм 9,5 м, тягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807 6,18 м. тягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807Rтягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807 1,19 м при Rм 10,5 м, тягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807 7,52 м. тягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807Rтягово-сцепное устройство автопоезда, патент № 2076807 0,94.

Следовательно, чем больше угол поворота управляемых колес тягача (меньше Rм), тем больше разница в радиусах поворота тягача и прицепа. В результате смещения прицепа. В результате смещения прицепа Rпр увеличивается, а разница Rо Rпр уменьшается в зависимости от Rм на величину 0,75 м при Rм 8,5 м, 0,65 м при Rм 9,5 м, 0,40 м при Rм 10,5 м.

Класс B60D1/44 по горизонтали

Класс B62D53/00 Тягачи с прицепами; автопоезда

машина мобильная сочлененная -  патент 2522659 (20.07.2014)
полуприцеп -  патент 2522476 (20.07.2014)
сочлененное транспортное средство и трейлер для сочлененного транспортного средства -  патент 2518697 (10.06.2014)
седельно-сцепное устройство -  патент 2514321 (27.04.2014)
модуль силового узла сцепного устройства и сцепное устройство с таким модулем (варианты) -  патент 2506173 (10.02.2014)
седельно-сцепное устройство -  патент 2503573 (10.01.2014)
сцепное устройство тягача -  патент 2503552 (10.01.2014)
сельскохозяйственное тягово-транспортное и энергетическое средство -  патент 2499379 (27.11.2013)
тягово-догрузочное устройство тракторного прицепа, агрегатируемого посредством гидрокрюка -  патент 2497706 (10.11.2013)
автотракторный двухосный прицеп -  патент 2493996 (27.09.2013)
Наверх