Использование: изобретение относится к машиностроению, в частности к безрельсовому транспорту - велостроению. Сущность изобретения: устройство включается и выключается ключом, располагается на стойке (вилке) велосипеда. Противоугонный эффект достигается расположением блокировочного рычага поперек спиц колеса во включенном положении. Демонтаж устройства и нарушение блокировочного эффекта невозможен за счет отсутствия доступа к винтам крепления кронштейна и блокировочного рычага, вхождения ограничительного выступа на корпуса и наличия ограничительной втулки между гайкой крепления корпуса и рычагом переключения. 8 ил.
Противоугонное устройство для велосипеда со спицевыми колесами, содержащее замок с ключом и связанный с ним рычаг, располагаемый во включенном положении устройства поперек между спицами колеса, кронштейн крепления замка к стойке рамы, стяжной хомут крепления замка с гайкой и стяжным винтом, головка которого расположена под рычагом при его включенном положении, отличающееся тем, что между рычагами и гайкой крепления замка установлена ограничительная втулка.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к безрельсовому транспорту велостроению. Известно противоугонное устройство для велосипеда со спицевыми колесами, содержащее замок с ключом и связанный с ним рычаг, располагаемый при включенном положении устройства поперек между спицами колеса, кронштейн крепления замка к стойке рамы, стяжной хомут крепления замка с гайкой и стяжным винтом, головка которого расположена под рычагом при его включенном положении. Недостатком указанного устройства является нетехнологичность и повышенный расход металла при изготовлении ограничительного выступа на рычаге и прорези на верхней полке кронштейна. Кроме того, в указанной конструкции при неблагоприятном сочетании допусков возможно выступание конца винта крепления хомута за торец гайки крепления на значительную величину до 4 мм. При этом возможно за этот выступающий конец выворачивание винта из гайки, ослабление затяжки хомута, стаскивание его вместе с винтом и гайкой с кронштейна крепления противоугонного устройства и демонтаж противоугонного устройства во включенном положении с велосипеда. Такая же картина имеет место при ослаблении затяжки хомута и при отворачивании гайки. Техническим результатом является упрощение конструкции, повышение технологичности и повышение надежности блокировки велосипеда. Указанный технический результат достигается тем, что в противоугонном устройстве для велосипеда со спицевыми колесами, содержащем замок с ключом и связанный с ним рычаг, расположенный во включенном положении устройства поперек между спицами колеса, кронштейн крепления замка к стойке рамы, стяжной хомут крепления замка с гайкой и стяжным винтом, головка которого расположена под рычагом при его включенном положении, между рычагом и гайкой крепления замка установлена ограничительная втулка. На фиг. 1 показано выключение положения противоугонного устройства, вид на заднее колесо сзади; на фиг. 2 то же, вид на правую заднюю стойку сбоку; на фиг. 3 включенное положение противоугонного устройства вид на заднее колесо сзади; на фиг. 4 то же, вид на правую заднюю стойку сбоку; на фиг. 5 разрез А А на фиг. 1; на фиг. 6 разрез Б Б на фиг. 5; на фиг. 7 - разрез В В на фиг. 5; на фиг. 8 разрез Г Г на фиг. 5. Противоугонное устройство содержит кронштейн 1, закрепленный на правой задней стойке 2 велосипеда с помощью хомутика 3 с винтом; корпус замка 4, в котором размещен цилиндр 5 с подпружинренными цугаликами 6 (фиг. 3), входящими в пазы 7 на корпусе в фиксированных положениях; рычаг 8 блокировки, жестко закрепленный на квадратном хвостовике цилиндра с помощью винта 9. Установка винта 9 производится через отверстие 0 в задней стенке кронштейна. Корпус замка 4 закреплен в кронштейне с помощью гайки 10. На лицевой стороне кронштейна имеется отверстие, в котором расположен выступ 11 на фланце корпуса замка. На резьбовую часть корпуса замка между гайкой 10 и рычагом 8 установлена ограничительная втулка 12, делающая невозможным отворачивание гайки 10 при установленном рычаге 8. При установке противоугонного устройства хомутик 3 устанавливают таким образом, чтобы концы его располагались вдоль горизонтальной оси замка между стойкой и колесом, а головка винта 13 хомутика располагалась со стороны замка. Поворот цилиндра в корпусе в включенном и выключенном положении ограничивается упором кулачка 14 на цилиндре в расположенные под 902 края паза 15 на корпусе. В описанном устройстве в фиксированных включенных и выключенных положениях ключ должен быть вытащен из замка. Работает устройство следующим образом. В выключенном положении блокировочный рычаг 8 располагается вертикально, параллельно стойке 2. Под действием пружинок цугалики 6 располагаются в вертикальном пазу 7 корпуса, что делает невозможным поворот цилиндра 5 и жестко связанного с ним рычага 8 без вставленного ключа (фиг. 3). При вставленном ключе цугалики 6 выходят из паза 7 на корпусе и утапливаются заподлицо с наружной поверхностью цилиндра 5. При повороте вставленного ключа на 90o вместе с ним поворачивается цилиндр 5 и жестко связанный с ним рычаг 8, располагаясь поперек спиц колеса и блокируя его (фиг. 2). При этом цугалики располагаются против расположенного под 90oC на корпусе замка горизонтального паза 7 и при вытаскивании ключа входят в него, фиксируя рычаг в этом положении. Злоумышленное нарушение противоугонного эффекта в включенном положении невозможно по следующим причинам: головка винта 13 крепления хомутика 3 перекрыта рычагом 8, доступ к ней невозможен, а, следовательно, и невозможно снять устройство в сборе (фиг. 2); отверстие О в задней стенке кронштейна перекрыто пером вилки, поэтому доступ к винту 9 невозможен, что делает невозможным его отвинчивание и снятие рычага 8; наличие ограничительной втулки 12 не позволяет отвернуть гайку 10, сместить корпус замка до вывода выступа из отверстия и повернуть замок вместе с рычагом 8 из включенного положения. Предлагаемая конструкция предотвращает угон велосипеда, умышленное нарушение блокировочного действия и упрощает ее путем использования ряда деталей массового производства, применяемых на автомобилях ГАЗа.