способ измерения тепловых параметров электрической машины

Классы МПК:G01R31/34 испытание электрических машин
H02K11/00 Конструктивное сопряжение с измерительными или защитными приборами или электрическими элементами, например с резистором, выключателем, устройством для подавления радиопомех
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Институт проблем машиноведения РАН
Приоритеты:
подача заявки:
1993-10-08
публикация патента:

Сущность изобретения: способ основан на измерении потерь и превышении температуры одного из элементов машины, при этом измеряют превышение температуры произвольного наиболее доступного элемента. Измерения ведут в несколько этапов при постоянных во время этапа значениях тока главной цепи и напряжений, сочетания значений упомянутых величин произвольны, и от этапа к этапу не повторяются. Число этапов должно быть не менее n+1, где n - число элементов эквивалентной тепловой схемы электрической машины. Описанный способ позволяет повысить информативность и уменьшить время испытаний. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Способ измерения тепловых параметров электрической машины, при котором определяют потери во всех элементах машины, измеряют превышение температуры одного из элементов в процессе испытания машины в продолжительном режиме работы и с помощью математической обработки измеренных величин определяют тепловые параметры, отличающийся тем, что испытание ведут в несколько этапов, характеризующихся постоянными за время этапа значениями тока главной цепи машины и напряжения, при этом сочетания значений тока и напряжения выбирают произвольными и от этапа к этапу не повторяющимися, а число этапов выбирают не менее n + 1, где n число элементов или узлов эквивалентной тепловой схемы электрической машины.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что измеряют превышение температуры произвольного элемента машины.

3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что математическая обработка измеренных величин для определения тепловых параметров включает определение коэффициентов для прямого преобразования системы уравнений исходной эквивалентной тепловой схемы к виду

dX / dt + AX F,

где X, F вектор-столбцы параметров, пропорциональных соответственно превышению температуры и тепловым потерям электрической машины;

A матрица параметров, пропорциональных тепловым проводимостям эквивалентной тепловой схемы электрической машины,

далее по компонентам амплитудного и частотного спектра, полученным в результате спектрального разложения графика температуры на каждом этапе испытаний, определяют собственные значения и собственные векторы матрицы А, восстанавливают матрицу А из уравнения

A= Vспособ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065Vт,

где V матрица собственных вектор-столбцов матрицы А;

способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065 диагональная матрица собственных значений матрицы А;

Vт транспонированная матрица,

и производят обратное преобразование каждого элемента матрицы А для получения искомых значений матрицы тепловых параметров.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам испытаний электрических машин.

Тепловые параметры электрической машины, представляемые обычно в виде матрицы тепловых проводимостей (тепловых сопротивлений) эквивалентной тепловой схемы (ЭТС), являются одной из важнейших характеристик, используемых при проектировании электрической машины, ее изготовлении и эксплуатации.

Известны способы измерения тепловых параметров электрических машин, производимые в рамках промышленных или лабораторных испытаний, в частности метод косвенной нагрузки. Согласно этому методу создают несколько продолжительных режимов работы, при которых действуют отдельные составляющие потерь способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065Q. При этом замеряют частичные превышения температуры способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065 отдельных элементов электрической машины. Указанные частичные превышения температуры суммируют по определенному правилу, что позволяет в итоге получить результирующие значения превышений температуры без использования непосредственной нагрузки машины. Искомые тепловые параметры определяют по известным соотношениям между измеренными значениями Q и Dq [1]

Наиболее близок по технической сущности к предложенному способ измерения тепловых параметров электродвигателя, основанный на измерении потерь и превышения температуры одного из элементов двигателя, например, обмотки статора, при испытаниях двигателя в нескольких продолжительных режимах работы, в том числе режимах специального включения. В результате математических преобразований измеренных величин получают тепловые параметры электродвигателя в виде эквивалентных тепловых сопротивлений (проводимостей) и коэффициентов влияния греющих потерь [2]

Определение полного комплекса тепловых параметров согласно данному способу возможно путем его последовательного применения ко всем элементам двигателя, являющимся узлами исходной ЭТС, что значительно увеличивает время испытаний и ограничивает практическое применение способа. Кроме того, результаты, полученные по данному способу, непригодны в силу ограниченности используемой математической тепловой модели электродвигателя для анализа тепловой динамики двигателя в переходных тепловых режимах. Наконец, измерение температуры обмотки, являясь необходимым условием указанного способа, сопряжено с определенными техническими трудностями (необходимость разборки электрической машины). В отдельных случаях (высоковольтные машины) применение такого способа ограниченно по условиям электробезопасности. Таким образом, реализация способа возможна лишь в условиях испытательной лаборатории.

Задача, решаемая изобретением, это существенное повышение информативности способа измерения тепловых параметров электрической машины в рамках одного теплового испытания. Сопутствующим эффектом является уменьшение времени испытаний и достижение возможности реализации данного способа в эксплуатационных условиях работы электрической машины.

Решение поставленной задачи возможно, если в способе измерения тепловых параметров электрической машины, основанном на определении потерь во всех элементах машины и измерении превышения температуры одного из элементов в процессе испытания машины в продолжительном режиме работы и определении тепловых параметров с помощью математической обработки измеренных величин испытания ведут в несколько этапов, характеризующихся постоянными за время этапа значениями тока главной цепи и напряжения, причем сочетания фиксированных значений тока и напряжения произвольны и от этапа к этапу не повторяются, а число этапов должно быть не менее n+1, где n число элементов (узлов) эквивалентной тепловой схемы электрической машины. Тепловые измерения при этом проводят на любом элементе машины, а математическая обработка измеренных величин для определения тепловых параметров включает определение коэффициентов для прямого преобразования системы уравнений исходной эквивалентной тепловой схемы к виду

способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065,

где X, F вектор-столбцы параметров, пропорциональных соответственно превышению температуры и тепловым потерям электрической машины;

А матрица параметров, пропорциональных тепловым проводимостям эквивалентной тепловой схемы электрической машины;

определение по компонентам амплитудного и частотного спектра, полученным в результате спектрального разложения графика температуры на каждом этапе испытаний, собственных значений и собственных векторов матрицы А; восстановление матрицы А из уравнения

A= Vспособ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065Vт,

где V матрица собственных вектор-столбцов матрицы А;

способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065 диагональная матрица собственных значений матрицы А;

Vт транспонированная матрица V;

и обратное преобразование каждого элемента матрицы А для получения искомых значений матрицы тепловых параметров.

Сравнение изобретения с другими техническими решениями показывает, что во всех способах тепловых испытаний производится измерение температуры электрической машины. Причем как измерение тепловых параметров, так и оценка текущего теплового состояния машины предполагают в качестве обязательного элемента испытаний измерения на обмотках.

Сущность изобретения состоит в том, что при измерении тепловых параметров производится измерение превышения температуры любого участвующего в теплообмене элемента электрической машины, что свидетельствует о качественно новом свойстве данной операции, проявляемом в совокупности с другими процедурами, что приводит к расширению возможностей реализации способа.

Динамику тепловых процессов в электрических машинах принято описывать системой обыкновенных дифференциальных уравнений вида

способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065

где Ci, способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065i, Qi соответственно теплоемкость, превышение температуры и тепловые потери i-го элемента ЭТС электрической машины;

способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065ik тепловая проводимость от i-го к k-му элементу ЭТС.

Решение системы (1) получают в виде

способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065,

где способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065yi установившееся превышение температуры i-го элемента;

Hij вектор-компонент амплитудного спектра;

способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065j вектор-компонент частотного спектра i-го решения системы (1).

Задача измерения тепловых параметров электрической машины сводится, таким образом, к определению матрицы способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065 по известным значениям тепловых потерь в элементах (узлах) ЭТС электрической машины и снятому в процессе испытаний графику изменения температуры i-го элемента qi(t).

Путем введения новых переменных система (1) может быть преобразована к виду:

способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065

где способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065;

способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065

Таким образом, задача определения тепловых параметров равносильна задаче определения матрицы А. Для этого производится спектральный анализ графика способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065i(t), результатом которого будут векторы значений амплитудного Hij и частотного способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065i спектров, заданных в форме (2).

Полученные значения способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065 представляют собой вектор собственных значений матрицы А.

Собственные вектора V определяют из матричного уравнения

FV=-Hспособ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065,

где F матрица размером m x p, где m > p число этапов испытаний, p - порядок тепловой модели, каждая строка которой является вектором правых частей системы (3) по этапам испытаний; 1, 2,m;

Н матрица, каждая строка которой представляет собой амплитудный спектр графика температуры по этапам испытаний;

l = diag{способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 20770651, способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 20770652,...способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065p} диагональная матрица собственных значений матрицы А.

По известным собственным значениям и собственным векторам восстанавливается матрица А:

A = Vспособ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065VT,

где Vт транспонированная матрица V.

Каждый элемент искомой матрицы тепловых проводимостей электрической машины получают из обратного преобразования (3):

способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065

Для практического решения этой задачи используется измерительно-вычислительная система (ИВС) сбора и обработки данных. При этом измеряются и фиксируются в памяти ИВС значения тока главной цепи электрической машины I и сетевого напряжения U, а также дискретная последовательность измеренных значений превышения температуры, взятых через интервал времени способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065t, величина которого в каждом конкретном случае определяется предварительно из условий маскировки частот: способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065t < 1/2 способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065max, где способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065max максимально возможное для данного типа машины собственное значение матрицы тепловых проводимостей ЭТС.

Используя измеренные значения U и I и известные соотношения между ними и тепловыми потерями в электрической машине вычисляют последние как Qi - f(U, I), а также находят переменные по выражению (3).

Исходя из требований вычислительной процедуры определения способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065 число этапов испытаний определяется из условия n > p, т.е. должно быть не менее увеличенного на единицу порядка тепловой модели электрической машины (количества узлов ее ЭТС).

Электрическая нагрузка (ток главной цепи) и напряжение на каждом этапе испытаний должны задаваться из условия линейной независимости правых частей уравнений системы (3), т.к. лишь в этом случае имеется возможность получения единственного его решения относительно А. Практически это условие может быть реализовано, в частности, заданием этапных значений U и I на нескольких постоянных уровнях в неповторяющихся сочетаниях.

Продолжительность этапа испытаний определяют исходя из условий фильтрации сигнала q(t) на низких частотах. Практически достаточной будет продолжительность одного этапа испытаний в пределах от 10 до 20% от продолжительности испытаний электрической машины в стандартном продолжительном режиме.

Рассмотрим реализацию способа на примере асинхронного короткозамкнутого двигателя закрытого исполнения. ЭТС двигателя включает в себя обмотку статора, ротор, сталь статора и внутренний воздух, т.е. может быть представлена системой 4 порядка. Датчик температуры встраивается в корпус. Таким образом число испытаний должно составлять не менее пяти. На чертеже, поясняющем реализацию способа, показаны графики изменения электрических параметров испытуемого двигателя (ток I и напряжение U статора). По оси абсцисс римскими цифрами обозначены этапы испытаний. Первые три этапа испытаний производят при включении обмоток статора в треугольник, т.е. при номинальном напряжении Uном. Ток статора меняют произвольно путем изменения нагрузки на валу двигателя. Пределы изменения этого параметра: от минимального, соответствующего режиму холостого хода (Ixx), до (1,1,1,2)Iном. По окончании третьего этапа автоматически производят переключение обмоток статора в звезду, что ведет к снижению напряжения в способ измерения тепловых параметров электрической машины, патент № 2077065 раз. Изменение тока в следующих этапах производят аналогично.

Алгоритмом обработки данных испытаний предусмотрено использование избыточной информации для проверки полученных результатов и их уточнения. В силу этого обстоятельства желательно увеличение числа этапов испытания свыше необходимого их числа. Так, измерение тепловых параметров электродвигателя, выполненное в рамках испытаний, основанных на заявляемом способе, дало погрешность при определении значений элементов матрицы А для минимально допустимого числа испытаний n 5 в пределах (5.10)% Увеличение числа этапов испытаний до n 7 позволило снизить погрешность до (3.7)%

Класс G01R31/34 испытание электрических машин

устройство контроля работоспособности электродвигателя постоянного тока -  патент 2526500 (20.08.2014)
способ обнаружения витковых замыканий в обмотке вращающегося якоря коллекторной электрической машины с уравнительными соединениями -  патент 2523730 (20.07.2014)
стенд для исследования и испытания электроприводов -  патент 2521788 (10.07.2014)
способ и система мониторинга сигналов от вала вращающейся машины -  патент 2518597 (10.06.2014)
устройство контроля продолжительности контактирования элементов качения подшипникового узла электрической машины -  патент 2510562 (27.03.2014)
способ контроля качества пропитки обмоток электротехнических изделий -  патент 2503116 (27.12.2013)
способ определения параметров асинхронного электродвигателя -  патент 2502079 (20.12.2013)
устройство для испытаний частотно-управляемого гребного электропривода системы электродвижения в условиях стенда -  патент 2498334 (10.11.2013)
способ согласования магнитопроводов ротора и якоря в двухмерных электрических машинах-генераторах -  патент 2496211 (20.10.2013)
способ диагностирования электрических цепей, содержащих активное сопротивление и индуктивность -  патент 2496115 (20.10.2013)

Класс H02K11/00 Конструктивное сопряжение с измерительными или защитными приборами или электрическими элементами, например с резистором, выключателем, устройством для подавления радиопомех

Наверх