мост транспортного средства
Классы МПК: | B62D17/00 Устройства на транспортных средствах для регулирования развала и сходимости передних колес или продольного наклона шкворней |
Автор(ы): | Беленький Ю.С., Боков В.Я., Долгов И.А., Шевчук В.П. |
Патентообладатель(и): | Арендное предприятие "Производственное объединение Волгоградский тракторный завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-11-08 публикация патента:
20.04.1997 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к передним управляемым мостам, преимущественно тракторов. Конструкция содержит полуось колеса с шипом, связанным с поворотной цапфой. Полуось и цапфа выполнены с буртами, между которыми расположена кольцевая ступица плоской опоры. Последняя двумя сварными швами соединяет полуось и поворотную цапфу между собой. Второй конец плоской опоры выполнен с отверстиями для крепления кронштейна, несущего палец со сферической головкой шарнира рулевой трапеции. Устройство позволяет повысить надежность соединения полуоси колеса с поворотной цапфой и упростить элементы рулевой трапеции. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1 Мост транспортного средства, включающий трубчатую балку, телескопически связанный с ней выдвижной кулак, несущий поворотную цапфу, выполненную на конце с гнездом и буртом для неподвижного соединения ее с полуосью колеса, имеющей шип и обратный бурт, и боковой элемент рулевой трапеции, связанный с поворотной цапфой, отличающийся тем, что боковой элемент рулевой трапеции выполнен в виде плоской опоры, один конец которой выполнен с кольцевой ступицей и цилиндрическим отверстием для размещения в нем полуоси, а другой с элементами для крепления шарнира рулевой трапеции, при этом плоская опора расположена между буртами полуоси и поворотной цапфы и соединена с ними сварным швов.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к передним управляемым мостам, преимущественно тракторов. Известен мост транспортного средства, включающий трубчатую балку, телескопически связанный с ней выдвижной кулак, несущий поворотную цапфу, выполненную на конце с шипом для неподвижного соединения ее с полуосью колеса. Неподвижное соединение обеспечивается запрессовкой с предварительным нагревом поворотной цапфы в отверстие полуоси и приваркой к ней снизу. Устройство содержит также боковой элемент рулевой трапеции в виде поворотного рычага, закрепленного с помощью шлицев на верхнем конце цапфы [1]Недостаток устройства связан с конечным числом шлицев на цапфе и поворотном рычаге. В связи с этим соблюдение заданной геометрии рулевой трапеции вызывает необходимость угловой ориентации шлицев поворотной цапфы при ее запрессовке в полуось и шлицев поворотного рычага относительно его другого конца. Второй недостаток связан со степенью неподвижности сочленения поворотной цапфы с полуосью колеса, о чем сказано ниже. Известно также устройство моста транспортного средства, выбранное в качестве прототипа [2] включающее трубчатую балку, телескопически связанный с ней выдвижной кулак, несущий поворотную цапфу, выполненную на конце с гнездом и буртом для неподвижного соединения ее с полуосью, имеющей шип и обратный бурт, и боковой элемент рулевой трапеции в виде поворотного рычага, связанного с верхней частью поворотного кулака с помощью шлицев [2]
Недостаток устройства также связан с конечным числом шлицев на поворотной цапфе и поворотном рычаге и необходимостью угловой ориентации шлицев на обоих элементах. Помимо этого надежность работы моста во многом зависит от степени неподвижности элементов сочлененной поворотной цапфы. В известном устройстве шип полуоси колеса запрессовывается в гнездо цапфы после нагрева головки последней до температуры 200.300oС. В связи с этим неподвижность сочленения "цапфа-полуось" помимо геометрии сопрягаемых поверхностей зависит также от химического состава материала цапфы и температурного режима нагрева и остывания элементов сочленения. Вместе с тем методика расчета на прочность полуоси исходит из жесткого зацепления ее конца. Таким образом, степень подвижности сочленения "цапфа-полуось" влияет на достоверность расчетных данных, что сказывается на работоспособности устройства. Сущность изобретения заключается в том, что в мосте транспортного средства, включающем трубчатую балку, телескопически связанный с ней выдвижной кулак, несущий поворотную цапфу, выполненную на конце с гнездом и буртом для неподвижного соединения ее с полуосью колеса, имеющей шип и обратный бурт, и боковой элемент рулевой трапеции, связанный с поворотной цапфой, новым является то, что боковой элемент рулевой трапеции выполнен в виде плоской опоры, один конец которой выполнен с кольцевой ступицей и цилиндрическим отверстием для размещения в нем полуоси, и другой с элементами для крепления шарнира рулевой трапеции, при этом плоская опора расположена между буртами полуоси и поворотной цапфы и соединена с ними швом, что позволяет повысить эксплуатационную надежность и упростить конструкцию. Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен мост транспортного средства, вид спереди; на фиг. 2 то же, вид сверху; на фиг. 3 выносной элемент 1 на фиг. 1 в увеличенном масштабе; на фиг. 4 вид по стрелке А на фиг. 3. Устройство содержит трубчатую балку 1, которая с помощью оси 2 шарнирно соединена с рамой (не показано). Выдвижной кулак 3 телескопически связан с трубчатой балкой 1 и фиксируется в ней с помощью клеммы 4. Во втулках выдвижного кулака расположена поворотная цапфа 5, неподвижно соединенная с полуосью 6 колеса 7. Для этого цапфа 5 выполнена с гнездом для запрессовки в него шипа 8 полуоси и буртом 9. Между буртами 9 и 10 на шипе 8 расположена плоская опора 11, кольцевая ступица которой приварена к цапфе 5 и полуоси 6. Противоположный конец опоры 11 выполнен с отверстиями для крепления кронштейна 12, несущего палец 13 со сферической головкой шарнира рулевой трапеции. Пальцы 13 с помощью тяг 14 и 15 соединены с одним из плеч рычага 16. Второе плечо рычага 16 имеет гнездо для присоединения штока силового гидроцилиндра 17, корпус которого шарнирно соединен с трубчатой балкой 1 с помощью кронштейна 18. Сборка моста производится в следующем порядке. Перед запрессовкой полуоси 6 в гнездо поворотной цапфы 5 на шип 8 устанавливается плоская опора 11. Прессование завершается после контакта буртов 9 и 10 с торцами плоской опоры. После приварки опоры 11 кольцевыми швами к полуоси 6 и цапфе 5 устанавливаются кронштейны 12 и пальцы 13. Симметричное положение колес 7 относительно продольной симметрии транспортного средства регулируется изменением длины тяг 14 и 15 при фиксированном размере Б. Последний соответствует расстоянию между отвеpстиями вилок гидроцилиндра 17, обеспечивающему прямолинейное движение транспортного средства. При повороте воздействие гидроцилиндра передается через рычаг 16 и тяги 14 и 15 на пальцы 13. При движении транспортного средства на его колеса действуют вертикальные и боковые силы, которые передаются через полуось 6 на поворотную цапфу 5, выдвижной кулак 3 и трубчатую балку 1. В этом случае заделка полуоси в цапфе обеспечивается путем увеличения площади поперечного сечения за счет кольцевой ступицы опоры 11 и двух кольцевых швов. Устройство позволяет стабилизировать положение сферических шарниров рулевой трапеции за счет непосредственной связи плоских опор с полуосью колеса, а ее связь сварными швами одновременно с поворотной цапфой через кольцевую ступицу плоской опоры повышает эксплуатационную надежность.
Класс B62D17/00 Устройства на транспортных средствах для регулирования развала и сходимости передних колес или продольного наклона шкворней