судно на подводных крыльях
Классы МПК: | B63B1/28 подвижными |
Автор(ы): | Бурнаев В.И., Дадаев Г.А., Овсиенко Е.И., Пронин Б.Н., Мышакин А.П. |
Патентообладатель(и): | Зеленодольское проектно-конструкторское бюро |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-01-10 публикация патента:
20.04.1997 |
Использование: изобретение относится к судостроению и может быть использовано при конструировании судов с подводными крыльями. Сущность изобретения состоит в том, что судно на подводных крыльях содержит корпус, подъемное носовое подводное крыло со стойками и наклонными подкосами-стабилизаторами, соединяющими стойки с корпусом с помощью стопора, выполненного из двух валов с кулачками с Т-образным пазом в корпусе, в который входит Т-образный выступ подкосов-стабилизаторов. Кулачки прижимают выступ к корпусу, при этом сопрягаемые поверхности паза и выступа выполнены по радиусу с центром на оси оворота стоек и крыла. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1 Судно на подводных крыльях, содержащее корпус с пазом, носовое подводное крыло, установленное на шарнирно-поворотных стойках с устройством для его подъема и стопорения в опущенном положении, отличающееся тем, что упомянутое устройство выполнено со стопором носового подводного крыла в опущенном положении, при этом его стойки выполнены с наклонными подкосами-стабилизаторами, имеющими консольный выступ, указанный стопор выполнен из двух валов с кулачками, а консольный выступ подкосов-стабилизаторов и упомянутый паз выполнены Т-образными, при этом кулачки стопора и Т-образный выступ выполнены с возможностью взаимодействия между собой и с корпусом судна, а сопрягаемые поверхности указанных выступа и паза спрофилированы по радиусу с центром на оси поворота стойки носового подводного крыла.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при конструировании судов с подводными крыльями. Известно судно на подводных крыльях, содержащее корпус с пазами, носовое и подводное крыло, установленное на шарнирно поворотных стойках с устройством для его подъема и стопорения в опущенном положении (GB, патент 1400537, В 63 В 1/26, 1995). Однако оно обладает низкими эксплуатационными характеристиками. Технический результат от внедрения описываемого изобретения заключается в повышении эксплуатационных характеристик судна на подводных крыльях. Этот технический результат достигается тем, что судно на подводных крыльях содержит корпус с пазами, носовое и подводное крыло, установленное на шарнирно поворотных стойках с устройством для его подъема и стопорения в опущенном положении, устройство выполнено со стопором носового подводного крыла в опущенном положении, при этом его стойки выполнены с наклонными подкосами-стабилизаторами, имеющими консольный выступ, вышеуказанный стопор выполнен из двух валов с кулачками, а консольный выступ подкосов-стабилизаторов и вышеупомянутый паз выполнен Т-образными, при этом кулачки стопора и Т-образный выступ выполнены с возможностью взаимодействия между собой и с корпусом судна, а сопрягаемые поверхности вышеуказанных выступа и паза спрофилированы по радиусу с центром на оси поворота стойки носового подводного крыла. На фиг. 1 показан боковой вид судна на подводных крыльях с вырывами; на фиг. 2 вид по стрелке А фиг.1 с вырывами; на фиг.3 узел Б фиг.1; на фиг.4 - вид по стрелке В фиг.3; на фиг.5 разрез Г-Г фиг.3 при узле стопора в застопоренном положении; на фиг.6 разрез Г-Г фиг.3 при узле стопора в расстопоренном положении. Судно на подводных крыльях содержит корпус 1, подъемное носовое подводное крыло 2 с поворотными стойками 3 и наклонными подкосами-стабилизаторами 4, соединяющими стойки 3 с корпусом 1. Верхние концы стоек 3 шарнирно закреплены на корпусе 1 с помощью поворотного вала 5, имеющего механизм поворота в виде гидроцилиндров 6. В опущенном рабочем положении крыло со стойками фиксируется стопором 7, соединяющим расположенный на стыке подкосов-стабилизаторов консольный выступ 8 с корпусом 1. В поднятом положении крыло со стойками удерживается другим стопором 9, который может быть клиновым или штыревым, поскольку в этом положении стопор нагружен только массой крыла и стоек, а эта нагрузка в несколько раз меньше гидродинамических сил поддержания, действующих в рабочем положении. Не требуется и высокая точность сопряжения. Консольный выступ 8 подкосов-стабилизаторов 4 вверху имеет Т-образную форму и входит в Т-образный паз корпуса 1. Стенки паза, сопрягаемые с выступом выполнены по радиусу R, центр которого расположен на оси поворота стоек, с верхней поверхностью Т-образного выступа сопрягается стопор 7. Стопор 7 состоит из станины 10, вваренной в корпус судна, и крышки 11, прикрепленной болтами к станине, двух валов 12 с кулачками 13, установленных на станине и в крышке. Концы валов имеют шлицы, на которых насажены рычаги 14, шарнирно связанные с приводным гидроцилиндром 15. Рычаги 14 обоих валов 12 связаны между собой серьгой 16. Кулачки 13 валов 12 вверху взаимодействуют с крышкой 11, а снизу они взаимодействуют с накладками 17 на Т-образном выступе. Накладка 17 имеет радиусное углубление по форме кулачка. Кормовая (левая) стенка выступа соприкасается со стенкой 18 паза в корпусе судна. Работает описываемое устройство следующим образом. При проходе мелководья, на стоянке, при обслуживании крыльевого устройства, оно поднимается в верхнее положение и фиксируется стопором 9 (фиг. 1). Для опускания крыла отдается стопор 9, подается рабочая жидкость в гидроцилиндре 6, крыло опускается вниз. В конце опускания Т-образная часть консольного выступа крыла входит в Т-образный паз до упора в стенку 18. Кромки выступа и паза имеют скосы, чем обеспечивается надежный заход выступа в паз при возможных отклонениях выступа от номинального положения из-за упругих деформаций крыла, стоек и корпуса. Подается рабочая жидкость в гидроцилиндр 15 стопора 7, поворачиваются валы 12, и кулачки 13 воздействуют на верхнюю плоскость Т-образного выступа, прижимая его вниз до упора. Подкосы-стабилизаторы при этом испытывают упругую деформацию на величину зазора "б" (фиг.6). Крыло 2 зафиксировано, судно готово к ходу на крыльях. Отдача стопора 7 и подъем крыла вверх производятся в обратном порядке. Положение оси вала 5 выбрано так, что при ходе на крыльях консольный выступ поджимается к стенке 18 (равнодействующая от гидродинамических сил проходит кормовое оси поворота стоек с крылом). Технико-экономическими преимуществами изобретения являются:повышение надежности стопорения, увеличение ресурса, удлинение межремонтного периода, повышение безопасности работы.