устройство для развертывания в воздухе спасательного оборудования (варианты)

Классы МПК:B64D1/02 отцепление, катапультирование или сбрасывание предметов
B63C9/04 спасательные плоты 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Сметанников Валерий Ильич,
Сметанников Андрей Валерьевич,
Калинкин Валентин Алексеевич
Приоритеты:
подача заявки:
1994-08-06
публикация патента:

Использование изобретения: в спасательных средствах на воде. Сущность изобретения: устройство для развертывания в воздухе спасательного оборудования содержит упаковки, каждая из которых включает в себя установленные на поддоне спасательные пакеты, каждый из которых содержит надувной спасательный плот, средство для его наполнения, разъемные приспособления для крепления пакетов на поддоне и парашют, расположенный в камере. Парашют первого отсоединяемого от упаковки пакета снабжен средством для его раскрытия, а камера каждого из последующих парашютов соединена с парашютом предыдущего по очередности развертывания плота. Все плоты соединены между собой тягами, каждая из которых несет множество поплавков. 2 с. и 4 з. п. ф-лы, 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9

Формула изобретения

1. Устройство для развертывания в воздухе спасательного оборудования, содержащее упаковку со спасательными пакетами, каждый из которых содержит плот со средством для его наполнения и связанное с ними средством для аэродинамического торможения плота в виде парашюта, при этом плоты каждого пакета соединены между собой, отличающееся тем, что каждый пакет снабжен камерой для размещения в ней парашюта, связанной с парашютом предыдущего по очередности развертывания пакета, парашют первого по очередности развертывания пакета снабжен средством для его раскрытия, а средство для наполнения плота каждого пакета установлено с возможностью срабатывания после раскрытия парашюта.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что средство для раскрытия парашюта первого по очередности развертывания пакета выполнено в виде вытяжного парашюта, расположенного в камере, соединенной с летательным аппаратом.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что соединение плотов между собой выполнено в виде тяг с поплавками.

4. Устройство для развертывания в воздухе спасательного оборудования, содержащее упаковку со спасательными пакетами, каждый из которых содержит плот со средством для его наполнения и связанное с ними средство для аэродинамического торможения плота в виде парашюта, при этом плоты каждого пакета соединены между собой, отличающееся тем, что упаковка выполнена в виде поддона с разъемными приспособлениями для крепления на нем пакетов, каждый пакет снабжен камерой для размещения в ней парашюта, связанной с парашютом предыдущего по очередности развертывания пакета, парашют первого по очередности развертывания пакета снабжен средством для его раскрытия, а средство для наполнения плота каждого пакета установлено с возможностью срабатывания после раскрытия парашюта.

5. Устройство по п. 4, отличающееся тем, что средство для раскрытия парашюта первого по очередности развертывания пакета выполнено в виде вытяжного парашюта, расположенного в камере, соединенной с летательным аппаратом.

6. Устройство по п. 4, отличающееся тем, что соединение плотов между собой выполнено в виде тяг с поплавками.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к спасательным средствам на воде, а именно к устройству для развертывания в воздухе спасательного оборудования.

В настоящее время весьма актуальной стала проблема усовершенствования устройств, предназначенных для точного сбрасывания с самолетов плотов и другого спасательного оборудования для срочного оказания помощи людям терпящим бедствие на море.

Известно устройство для развертывания в воздухе спасательного оборудования (US, A,N 4639229), согласно которому с самолета сбрасывают контейнер аэродинамической формы с носовым и хвостовым конусами. В полости контейнера установлено два спасательных пакета, каждый из которых содержит надувной спасательный плот и средство для его наполнения. На контейнере смонтировано приспособление, отделяющее хвостовой конус от контейнера после развертывания оборудования в воздухе. Отдельные элементы спасательного оборудования, упакованные внутри корпуса, выбрасываются через его хвостовой отсек.

После отделения контейнера от самолета наполняется тормозной парашют малой площади для снижения горизонтальной скорости полета корпуса. Через определенное время срабатывает таймер, и отделяется хвостовой отсек. Из контейнера извлекается первый спасательный пакет, содержащий аэродинамический тормоз (парашют), надувной спасательный плот и средство для его наполнения, срабатывающее через определенное время после извлечения пакета из контейнера.

Парашют обеспечивает необходимую скорость падения на воду первого пакета.

Первый пакет соединен со вторым тросом, который свернут в моток и находится в контейнере. При торможении первого пакета происходит разматывание троса и извлечение из контейнера стабилизирующего парашюта, обеспечивающего устойчивое положение контейнера со вторым пакетом до падения на воду.

После падения корпуса со вторым пакетом на воду срабатывает специальное устройство, находящееся в корпусе между вторым пакетом и носовым конусом, которое выталкивает второй пакет их корпуса, при этом включается средство для наполнения второго плота. Высота сбрасывания контейнера составляет 70 180 м над поверхностью воды.

Существенным недостатком этого устройства является возможность сбрасывания в связке не более двух плотов. Кроме того, при увеличении высоты сброса контейнера спасательные пакеты будут приводняться рядом, так как за счет разности площадей парашютов и масс первого пакета и контейнера со вторым пакетом они будут иметь разные скорости падения и в итоге выйдут на одну вертикаль. Другим недостатком этого устройства является большая скорость падения контейнера со вторым пакетом, что не обеспечивает безопасность людей на поверхности воды и, следовательно, исключает возможность сбрасывания плотов в непосредственной близости от находящихся на поверхности воды людей.

К недостаткам следует отнести также то, что трос, соединяющий плоты, не имеет положительной плавучести и не может удержать на поверхности воды людей, оказавшихся между плотами и, наконец, существенным недостатком является относительная сложность устройства для осуществления этого способа, наличие в нем ряда механизмов, необходимых для его работы. Это снижает надежность его работы.

В основу изобретения положена задача создания устройства для развертывания в воздухе спасательного оборудования, который обеспечивал бы увеличение количества сбрасываемых спасательных пакетов при упрощении конструкции и повышении надежности работы устройства.

Поставленная задача решается тем, что устройство для развертывания в воздухе спасательного оборудования, содержит упаковку со спасательными пакетами, каждый из которых состоит из плота со средством для его наполнения и связанного с ними средства для аэродинамического торможения плота в виде парашюта, при этом плоты каждого пакета соединены между собой, согласно изобретению, каждый пакет устройства снабжен камерой для размещения в ней парашюта, связанной с парашютом предыдущего по очередности развертывания пакета, парашют первого по очередности развертывания пакета снабжен средством для его раскрытия, а средство для наполнения плота каждого пакета установлено с возможностью срабатывания после раскрытия парашюта.

Предлагаемое устройство позволяет эффективно осуществлять сброс спасательных плотов людям, терпящим бедствие на море. Используемое аэродинамическое торможение плотов позволяет значительно увеличить количество плотов в связке до пяти штук, что, в свою очередь, обеспечивает спасение значительно большего количества людей по сравнению с известным устройством.

Предлагаемое устройство просто по конструкции и, следовательно, надежно. Оно позволяет последовательно отсоединять от упаковки большое количество спасательных пакетов, развертывая их в воздухе на расстоянии 50 60 м один от другого, снижать скорость падения каждого плота до 10 12 м/с. При этом обеспечивается сохранность плотов при приводнении и безопасность для людей, находящихся в воде.

Предлагаемое устройство позволяет расширить диапазон возможных высот сбрасывание пакетов от 150 м до 500 м и выше в зависимости от высоты облачности и средней скорости ветра.

Кроме того, парашюты на водной поверхности выполняют роль дополнительных якорей, препятствующих сносу плотов и облегчая их сбор спасательными судами.

Весьма целесообразно, чтобы средство для раскрытия парашюта первого по очередности развертывания пакета было выполнено в виде вытяжного парашюта, расположенного в камере, соединенной с летательным аппаратом.

Применение вытяжного парашюта обеспечивает удаление упаковки после ее сброса на безопасное для самолета расстояние к моменту отделения и наполнения основного парашюта. Кроме того, уменьшается нагрузка на основной парашют при его наполнении за счет торможения упаковки встречным потоком воздуха.

В соответствии с одним из вариантов изобретения соединение плотов между собой выполнено в виде тяг с поплавками.

Такая конструкция обеспечивает сбор и поддержку на плаву людей, оказавшихся между плотами, что позволяет им достичь ближайшего плота.

В предпочтительном варианте изобретения устройство для развертывания в воздухе спасательного оборудования содержит упаковку со спасательными пакетами, каждый из которых состоит из плота со средством для его наполнения и связанное с ними средство для аэродинамического плота в виде парашюта, при этом плоты каждого пакета соединены между собой, упаковка выполнена в виде поддона с разъемными приспособлениями для крепления на нем пакетов, каждый пакет снабжен камерой для размещения в нем парашюта, связанной с парашютом предыдущего по очередности развертывания пакета, парашют первого по очередности развертывания пакета снабжен средством для его раскрытия, а средство для наполнения плота каждого пакета установлено с возможностью срабатывания после раскрытия парашюта.

Весьма целесообразно, чтобы средство для раскрытия парашюта первого по очередности развертывания пакета было выполнено в виде вытяжного парашюта, расположенного в камере, соединенной с летательным аппаратом.

В соответствии с одним из вариантов изобретения соединение плотов между собой выполнено в виде тяг с поплавками.

На фиг. 1 изображена упаковка спасательного оборудования устройства; на фиг. 2 то же, вид в плане; на фиг. 3 поддон упаковки; на фиг. 4 упаковка спасательного оборудования в развернутом положении; на фиг. 5 принципиальная схема работы устройства; на фиг. 6, 7 ремни разъемного приспособления для крепления пакетов на поддоне; на фиг. 8 фрагмент соединения ремней разъемного приспособления для крепления пакетов на поддоне; на фиг. 9 схема заходов самолета в районе бедствия для сброса упаковок.

Устройство для развертывания в воздухе спасательного оборудования выполнено в виде упаковки 1 (фиг. 1, 2), включающую в себя поддон 2 (фиг. 3), выполненный, например, из фанеры, на котором закреплены спасательные пакеты 3. Каждый пакет 3 (фиг. 5) содержит надувной спасательный плот 4 со средством его наполнения (на фиг. не показан) и аэродинамический тормоз, выполненный в виде парашюта 5. Первый сбрасываемый пакет 3 снабжен также вытяжным парашютом 6. Плот 4 снабжен аварийным пакетом, (на фиг. не показан) содержащим, например, продукты питания, одежду, средства для оказания первой помощи и сигнальные средства.

В упаковку 1 входят также тяги 7 с поплавками 8, соединяющие плоты 4 (фиг. 4) между собой.

Парашюты 5, 6 первого пакета 3 упакованы в камеры 9, 10 соответственно, при этом камера 10 снабжена карабином 11 для соединения с тросом 12, закрепленным в грузовом отсеке самолета 13 (фиг. 5), а парашют 6 соединен тягой 14 с уздечкой камеры 9 парашюта 5.

На тяге 14 имеется петля 15, через которую продет шнур 16, рассчитанный на определенное усилие разрыва для крепления камеры 9 к плоту 4.

Плот 4 расположен в оболочке 17, обвязанной лентой 18 с двумя коушами, соединенной посредством тяги 19 с коушем парашюта 5. С тягой 19 соединена тяга 20, соединяющая парашют 5 с плотом 4 и имеющая шпильку 21 соединенную со средством (на фиг. не показано) для наполнения плота 4.

С коушем парашюта 5 соединена тяга 22 с двумя шпильками 23, 24, а также тяга 25, соединенная с камерой 9. На тяге 25 имеется петля 26, через которую продет шнур 16 крепления камеры 9 к плоту 4. Один конец тяги 7 соединен с тягой 25 и камерой 9, а другой с коушем парашюта 5 соседнего плота 4.

В устройстве имеется разъемное приспособление 27 (фиг. 6, 7) для крепления пакетов 3 на поддоне 2. Приспособление 27 содержит ремни 28 и 29, снабженные по концам кольцами 30 и 31 большего и меньшего диаметров соответственно. Ремень 29 снабжен вблизи колей 31 петлями 32 для ввода шпилек 23 и 24.

Поддон 2 снабжен отверстиями 33 (фиг. 3) через которые пропущены ремни 28, 29, а также отверстиями 34, через которые продет шнур 35 для крепления камеры 9 к поддону 2, и тяга 36 для соединения поддона 2 с коушем парашюта 5 последнего отсоединяемого от упаковки 1 пакета 3.

При подготовке к сбрасыванию устройство для развертывания в воздухе спасательного оборудования раскладывают на всю длину и соединяют все элементы согласно фиг. 4. Выполняют укладку основных парашютов 5 в камеры 9 и вытяжного парашюта 6 в камеру 10. Производят подсоединение ленты 18 к оболочке 17 плота 4, а затем ленты 18 вместе с тягой 20 подсоединяют тягой 19 к коушу парашюта 5.

Монтаж упаковки 1 начинают на поддоне 2 с последнего по схеме развертывания пакетов 3 парашюта 5. Парашют 5 крепится к поддону 2 шнуром 16, продетым через петлю 26 тяги 25. Под шнур 16 укладывается зигзагом тяги 36. Третий и второй пакеты 3 плотов 4 в оболочке 17 укладывают на поддон 2 тягами 20 в сторону последнего парашюта 5. Оболочка 17 плотов 4 крепятся к поддону 2 ремнями 28, 29, при этом кольца 31 ремней 29 продеваются через кольца 30 ремней 28, одеваются на петли 32 и фиксируются шпильками 23 и 24 тяги 22.

На оболочки 17 плотов 4 укладываются тяги 7 с поплавками 8 и привязываются к ремням 28, 29 нитью, рассчитанной на определенное усилие разрыва.

Между оболочками 17 третьего и второго плотов 4 со стороны последнего парашюта 5 крепится второй парашют 5 с помощью шнура 16, продетого через петлю 26 тяги 25.

Сверху на вторую и третью оболочки 17 плотов 4 укладывается оболочка 17 первого плота 4 тягами 20 в сторону последнего парашюта 5 и крепится ремнями 28 и 29, как описано выше.

На торец оболочки 17 первого плота 4 со стороны, противоположной последнему парашюту 5, крепится первый парашют 5 с помощью шнура 16, пропущенного через петлю 15 тяги 14. Тяги 25 и 19 привязываются к ремням 28, 29 нитью.

Сбрасывание упаковок 1 осуществляют с транспортных самолетов, оснащенных десантным оборудованием для сбрасывания поддонов с грузами. В различных типах самолетов может размещаться от шести до двадцати шести упаковок 1, на каждой из которых может быть от трех до пяти пакетов 3.

Загрузку поддонов 2 с упаковками 1 в летательный аппарат 13 осуществляют с автомобиля с помощью тельферов или кран-балок (на фиг. не показаны). Каждый поддон 2 захватывается стропами и устанавливается на роликовые дорожки или транспортер (в зависимости от оборудования самолета), продвигается в грузовую кабину летательного аппарата и фиксируется замками самолетного оборудования или тягами. Подсоединяют карабины 11 камер 10 вытяжных парашютов 6 к тросу 12 самолетного оборудования.

Сбрасывание упаковок 1 с самолетов 13 можно как одиночно, так и серией в один или несколько заходов. Перед сбрасыванием упаковок 1 экипаж самолета 13 предварительно проводит пролет над районом А (фиг. 9) бедствия с целью уточнения его размеров и направления ветра у поверхности воды.

Сбрасывание упаковок 1 производят перпендикулярно ветру, согласно фиг. 9, при этом следующие заходы делаются на удалении 100 200 м от предыдущих встречно направлению ветра.

Таким образом можно более эффективно осуществить подбор на плоты 4 людей, а также ограничить количество людей, достигших наплывающих на них плотов 4.

Сбрасывание упаковок 1 производят на скорости полета самолета 300 320 км/час с высоты 150 м и выше при визуальной видимости района бедствия, учитывая высоту облачности и величину скорости ветра, при этом его величина не влияет на развертывание в воздухе спасательного оборудования.

Количество сбрасываемых упаковок 1 в один заход самолета 13 и количество заходов определяется протяженностью и шириной района бедствия.

Развертывание в воздухе спасательного оборудования происходит следующим образом.

После сбрасывания из самолета 13 упаковки 1 с плотами 4 над районом бедствия упаковка 1 падает по траектории. При натяжении вытяжного парашюта 6 раскрывается камера 10 парашюта 6 и он, попав в воздушный поток, наполняется. Усилием парашюта 6 петля 15 обрывает шнур 16 крепления парашюта 5 к упаковке 1 и тяга 14 отделяет с упаковки 1 камеру 9 с парашютом 5. За счет падения упаковки 1 происходит вытягивание строп парашюта 5, выход купола парашюта 5 из камеры 9 и его наполнение.

Наполнившись, парашют 5 с помощью звена 22 с двумя шпильками 23 и 24 рассоединяет ремни крепления первого пакета 3, снимает его звеном 19 с упаковки 1 и тормозит до скорости 10 12 м/с. При этом, тяга 20 натягивается и выдерживает шпильку 21 из средства для наполнения плота 4 и происходит раскрытие оболочки 17 и он, выпав из нее, повисает на тяге 20. При дальнейшем движении упаковки 1 с оставшимися пакетами 3 по траектории снижения происходит натяжение тяги 25, которая петлей 26 отрывает шнур 16 крепления второго парашюта 5 в камере 9 к упаковке 1, снимает с упаковки 1 камеру 9 с парашютом 5. Далее процесс раскрытия парашюта 5, отделение и наполнение второго плота 4 повторяется. При этом при движении по траектории упаковки 1 происходит вытягивание тяги 7 с поплавками 8.

После наполнения последнего парашюта 5 и отделение плота 4 с оболочкой 17 от поддона 2 последний повисает на тяге 36, чтобы обезопасить людей от падения поддона 2 с большой скоростью.

Таким образом, получаем в воздухе связку наполненных плотов 4, удаленных друг от друга на расстояние 50 60 м, соединенных тягами 7 с поплавками 8, и снижающуюся на парашютах 5 со скоростью 10 12 м/с. При этом плоты 4 успевают наполниться до приводнения даже при сбрасывании упаковок 1 с высоты 150 м.

Класс B64D1/02 отцепление, катапультирование или сбрасывание предметов

способ сброса полезной нагрузки с летательного аппарата -  патент 2506205 (10.02.2014)
устройство сброса груза с летательного аппарата -  патент 2499741 (27.11.2013)
замок с автоматической отцепкой для подвески транспортируемого на летательном аппарате груза -  патент 2429164 (20.09.2011)
устройство для выполнения старта ракеты с самолета и способ для его осуществления -  патент 2422329 (27.06.2011)
устройство для крепления и сброса груза с летательного аппарата -  патент 2402460 (27.10.2010)
способ экстренной доставки на изолированный объект полезного груза -  патент 2390468 (27.05.2010)
способ моделирования процесса отделения ракеты от авиационного носителя при проведении наземных испытаний -  патент 2385445 (27.03.2010)
унифицированное внутрифюзеляжное катапультное устройство и его силовой привод -  патент 2381146 (10.02.2010)
замок с принудительным отделением сбрасываемого объекта -  патент 2374139 (27.11.2009)
стреляющий механизм -  патент 2334933 (27.09.2008)

Класс B63C9/04 спасательные плоты 

Наверх