способ раскачивания качелей и устройство для его осуществления
Классы МПК: | A63G9/08 качели, описывающие петлю |
Патентообладатель(и): | Гнездилов Владимир Алексеевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-05-25 публикация патента:
10.05.1997 |
Изобретение относится к аттракционам, а именно к качелям, и представляет собой способ раскачивания качелей с помощью двигателя и устройство для его осуществления. Способ состоит в том, что противовес качелей смещают от периферии к центру в начальной фазе движения гондолы качелей вниз и от центра к периферии в начальной фазе подъема гондолы, причем смещением центра тяжести подвижной массы качелей в противоположное гондоле относительно оси качания положение, гандолу раскачивают над осью качания. Ускорение гондолы можно изменять регулируя скорость перемещения противовеса и его крайние положения. Особенность качелей состоит в том, что двигатель для перемещения противовеса по радиальной направляющей укреплен на противовесе и снабжен системой переключателей для остановки и реверса двигателя в начальных фазах подъема и опускания гондолы. 2 с. и 3 з. п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Способ раскачивания качелей, имеющий подвижно установленный на радиальной направляющей противовес с помощью двигателя, отличающийся тем, что противовес смещают от периферии к центру в начальной фазе движения гондолы вниз и от центра к периферии в начальной фазе подъема гондолы. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что путем смещения центра тяжести подвижной массы качелей в противоположное гондоле относительно оси качания положение качели раскачивают при расположении гондолы над осью качания. 3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что качели вращают в одном направлении. 4. Способ по пп. 1 3, отличающийся тем, что ускорение качелей в процессе раскачивания регулируют путем изменения крайних положений и/или скорости противовеса во время перемещения по направляющей. 5. Качели, содержащие установленную на оси с возможностью вращения штангу с гондолой и радиальной направляющей, установленный на последней с возможностью осевого перемещения противовес, а также двигатель для перемещения противовеса, отличающиеся тем, что двигатель укреплен на противовесе и снабжен системой переключателей для остановки и реверса двигателя в начальных фазах подъема и опускания гондолы, а также регулятором для изменения скорости перемещения противовеса.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к аттракционам, а именно к качелям, и представляет собой способ раскачивания качелей с помощью двигателя и устройство для осуществления этого способа. Известны способы раскачивания качелей, имеющих подвижно установленный на радиальной направляющей противовес, с помощью двигателя. Известны также качели, содержащие подвижно на радиальной направляющей установленный противовес и двигатель для радиального перемещения противовеса. Недостатком известных способа и качелей является использование двух двигателей, один из которых используется для раскачивания качелей, а другой для перемещения по радиальной направляющей противовеса, служащего исключительно для уравновешивания качелей. Применение двух двигателей существенно удорожает качели и усложняет их эксплуатацию. Изобретение позволяет использовать только один двигатель как для раскачивания, так и для уравновешивания качелей, что устраняет указанные выше недостатки. Достигается это тем, что раскачивание качелей осуществляют смещая двигателем противовес от периферии к центру в начальной фазе движения гондолы вниз и от центра к периферии начальной фазе подъема гондолы, причем смещая центр тяжести подвижной массы качелей в противоположное гондоле относительно оси качения положение, качели раскачивают при расположении гондолы над осью качания. Способ позволяет вращать качели в одном направлении, а также регулировать ускорение качелей в процессе раскачивания путем изменения крайних положений противовеса и скорости противовеса во время перемещения по направляющей. В устройстве для осуществления этого способа двигатель укреплен на противовес и снабжен системой переключателей для остановки и реверса двигателя в начальных фазах подъема и опускания гондолы, а также регулятором для изменения скорости перемещения противовеса. На фиг. 1 показана схема качелей при раскачивании, когда гондола и центр тяжести подвижной массы находятся с одной стороны от оси качания; на фиг. 2 схема качелей при раскачивании, когда гондола и центр тяжести подвижной массы находятся с противоположных сторон от оси качания. Качели имеют штангу 1, которая с помощью шарнира оси качания 2 закреплена на опоре 3. На штанге 1 закреплена радиальная направляющая 4, на которой с возможностью продольного перемещения установлен противовес 5. Двигатель, например линейного типа, электрический или гидравлический 6, укреплен непосредственно на противовесе 5. На нижнем конце штанги 1 шарнирно подвешена гондола 7 для размещения людей. На направляющей 4 закреплены переключатели 8, 9, 10, например, инерционного типа, а также выключатели 11, 12. Раскачивание качелей осуществляется следующим образом. В начальной фазе движения гондолы качелей вниз, как это показано на фиг. 1, 2, противовес 5 смещают от периферии к центру, т. е. к шарниру оси качания 2. В начальной фазе подъема гондолы 7 противовес 5 смещают в противоположном направлении от оси 2 к периферии. В крайнем положении двигатель 6 останавливается по команде от конечных выключателей 11, 12. Переключатели 8, 9, 10 служат для реверса и включения двигателя в указанных начальных фазах движения гондолы. Двигатель снабжен также не показанным на фиг. 1, 2 регулятором для изменения скорости перемещения противовеса 5, что позволяет по желанию задавать закон изменения ускорения гондолы 7 по углу поворота штанги 1. Подобный результат может быть получен путем изменения крайних положений противовеса 5. Смещая противовес 5 в сторону оси 2 можно сместить центр тяжести подвижной массы качелей так, чтобы он оставался по другую сторону от оси 2 по отношению гондоле 7. В этом случае, как показано на фиг. 2, гондола 7 в процессе раскачивания будет располагаться над осью 2, что увеличит остроту ощущений из-за подъема гондолы на максимальную высоту над землей. Как показано на фиг. 1, за каждый цикл раскачивания двигатель 6 дважды поднимает противовес 5 весом G на некоторую высоту h, равную максимальному смещению центра масс противовеса. Таким образом, за каждый цикл раскачивания к подвижной массе качелей от двигателя подводится механическая энергияE 2Gh,
которая расходуется на увеличение энергии качелей в процессе раскачивания, на аэродинамическое трение и механическое трение в шарнире 2. Для торможения и остановки качелей следует работать в "обращенном" режиме, т. е. смещать противовес 5 от периферии к центру в начальной фазе подъема гондолы и от центра к периферии при опускании гондолы. Таким образом, изобретение позволяет уменьшить стоимость качелей и их обслуживания путем использования единственного двигателя как для раскачивания, так и для уравновешивания качелей при одновременном значительном расширении их функциональных возможностей.