тормозная колодка
Классы МПК: | B61H1/00 Применение или устройство тормозов, в которых тормозной элемент взаимодействует с внешней поверхностью обода колеса, барабана и тп B61H5/00 Применение или устройство тормозов с радиальными тормозящими поверхностями, прижимаемыми друг к другу в аксиальном направлении, например дисковые тормоза |
Патентообладатель(и): | Дорожкин Владимир Николаевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-05-04 публикация патента:
10.05.1997 |
Использование: применяется на рельсовом транспорте и может быть использовано на подвижном составе железнодорожного транспорта. Сущность изобретения: в тормозной колодке, содержащей фрикционный элемент и устройство для крепления колодки к деталям рычажной передачи транспортного средства, поверхность фрикционного элемента со стороны гребня колеса покрыта слоем антифрикционного материала. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Тормозная колодка, содержащая фрикционный элемент и устройство для крепления колодки к деталям рычажной передачи, отличающаяся тем, что поверхность фрикционного элемента со стороны гребня колеса покрыта слоем антифрикционного материала.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к рельсовому транспорту, касается конструкции тормозных колодок и может быть использовано на подвижном составе железнодорожного транспорта. Известны гребневые тормозные колодки подвижного состава, состоящие из фрикционной части и устройства для крепления к башмаку рычажной передачи (Иноземцев В.Г. и др. Автоматические тормоза. Учебник для вузов ж.д. транспорта, М, Транспорт, 1981, с.276). При торможении колодку прижимают к поверхности катания колеса. В результате трения фрикционной части колодки о колесо возникает тормозная сила. В процессе торможения фрикционная часть колодки взаимодействуют не только с поверхностью катания колеса, но и с гребнем, что снижает срок службы колес. Также известны безгребневые композиционные (чугунные) тормозные колодки подвижного состава, состоящие из фрикционной части и устройства для крепления колодки к деталям рычажной передачи транспортного средства (там же). Колодки создают тормозную силу за счет фрикционного взаимодействия с поверхностью катания колес. При этом боковая поверхность колодок также взаимодействует с поверхностью гребней колес, способствуя их износу. Цель изобретения повышение срока службы колес подвижного состава. Для достижения цели в тормозной колодке, состоящей из фрикционного элемента и устройства для крепления колодки к деталям рычажной передачи транспортного средства, поверхность фрикционного элемента со стороны гребня колеса покрыта слоем антифрикционного материала. Наличие антифрикционного слоя исключает износ гребней, кроме тогo, использование в качестве материала антифрикционного слоя твердой смазки, например, дисульфидмолибдена /MoS2/ способствует созданию на гребнях колес пленки, обладающей смазывающими свойствами. Это также увеличивает срок службы колес за счет снижения износа гребней при взаимодействии их с рельсами в кривых (Тепловоз ТЭЗ, М. Транспорт, 1976, с.360). На чертеже показано сечение предлагаемой колодки при взаимодействии с колесом транспортного средства. Предлагаемая тормозная колодка содержит фрикционный элемент 1, устройство для крепления колодки к башмаку 2, состоящее из проушины 3 и чеки 4. На фрикционном элементе 1 со стороны гребня колеса 5 установлена антифрикционная пластина 6 (например, из дисульфидмолибдена MoS2 либо графитсодержащей сухой смазки, сохраняющей свои свойства до температуры 600oC). При торможении колодку прижимают к колесу с силой Р. В результате элемент 1, выполненный из чугуна (композиционного материала, металлокерамики и т. д.) взаимодействует с рабочей поверхностью колеса 5. Гребень колеса 5 отделен от элемента 1 пластиной 6. Это исключает износ гребня. Кроме того, пластина 6 наносит на гребень слой сухой смазки. При отпуске тормозов колодка отходит от поверхности катания на величину 10-15 мм. Взаимодействие колодки при этом прекращается. Однако пленка антифрикционного материала, нанесенная на гребень пластиной 6, сохраняется, что снижает износ гребней и рельсов, особенно в кривых. Антифрикционный слой на боковую поверхность фрикционного элемента может быть нанесен при изготовлении колодки, например, путем использования клея с антифрикционным наполнителем, сформирован при литье колодок, получен методом напыления, использования технологии порошковой металлургии и т.д. Применение предлагаемой колодки позволит снизить износ гребней колес подвижного состава за счет нанесения на них слоя антифрикционного материала.Класс B61H1/00 Применение или устройство тормозов, в которых тормозной элемент взаимодействует с внешней поверхностью обода колеса, барабана и тп
Класс B61H5/00 Применение или устройство тормозов с радиальными тормозящими поверхностями, прижимаемыми друг к другу в аксиальном направлении, например дисковые тормоза