топливопровод и устройство для крепления форсунки
Классы МПК: | F02M55/00 Топливовпрыскивающая аппаратура, отличающаяся топливопроводами или устройствами для выпуска из них воздуха F02M55/02 топливопроводы между насосами и форсунками F02M61/04 с клапанами |
Автор(ы): | Коростышевский И.М., Вебер В.Я., Громов В.Б. |
Патентообладатель(и): | Фирма "Авангард" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-03-29 публикация патента:
10.05.1997 |
Использование: двигателестроение, в частности системы топливоподачи автомобильных двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: Топливопровод содержит удлиненный корпус с продольно расположенными каналами для подачи и возврата топлива, причем канал подачи соединен с поперечно расположенными гнездами форсунок. Отличие топливопровода состоит в том, что каналы соединены между собой отверстием, являющимся продолжением одного гнезда форсунки, размещенного вблизи торца корпуса. Устройство для закрепления форсунок содержит зажим, дугообразное основание которого размещено в кольцевой канавке на корпусе форсунки, а стенки зажима расположены с противолежащих сторон основания. Отличием устройства является выполнение из материала корпуса язычков, направленных внутрь зажима и взаимодействующих с П-образной канавкой на корпусе топливопровода. 3 з.п. ф-лы. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. Топливопровод, содержащий удлиненный корпус с продольно-параллельно расположенными каналами подачи и возврата топлива, которые соединены между собой на одном конце корпуса, и несколькими поперечно расположенными гнездами для форсунок, соединенными с каналом подачи топлива, отличающийся тем, что гнезда для форсунок расположены таким образом, что их оси лежат в плоскости, проходящей через оси каналов для прохода топлива, а одно из гнезд, расположенное на конце корпуса, выполнено продленным для соединения каналов. 2. Устройство для крепления форсунки на топливопроводе, содержащее зажим с основанием, расположенным в кольцевой канавке на корпусе форсунки, причем диаметр круглого отверстия зажима больше диаметра кольцевой канавки форсунки, а стенки зажима расположены с противоположных сторон круглого отверстия, отличающееся тем, что стенки зажима направлены вдоль форсунки и снабжены направленным внутрь зажима язычком, взаимодействующим с верхним пазом П-образной канавки, расположенной на топливопроводе по обеим сторонам каждого гнезда форсунки. 3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что стенки зажима снабжены направляющими, выполненными в виде отогнутых наружу верхних кромок стенок. 4. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что язычки выполнены из материала зажима путем П-образной вырубки. 5. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что соединительный паз зажима выполнен расширяющимся к кромке основания.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к системе топливоподачи в двигателях внутреннего сгорания. Известен топливопровод, принятый за прототип, содержащий удлиненный корпус с несколькими, расположенными поперечно гнездами под топливные форсунки и парой продольно расположенных каналов для топлива, которые взаимосоединены на одном конце корпуса для обеспечения последовательного прохождения топлива. Один из указанных каналов пересекает гнезда для подачи топлива, один конец корпуса имеет круглую выемку пересекающую и охватывающую концы указанных топливных каналов. В указанной выемке установлена круглая пробка калибр для ее герметизации, при этом гнезда для форсунок расположены перпендикулярно плоскости расположений осей топливных проходов [1]Конструкция описанного топливопровода пригодна лишь для омываемых топливом форсунок, при этом затруднен отход образующихся паров топлива, т.к. пары в основном скапливаются в осевом канале форсунки, а отверстия для их отвода расположены перпендикулярно этому каналу. Кроме того, указанное расположение форсунок увеличивает габариты топливопровода и делает его громоздким. Известна самокрепящаяся электромагнитная топливная форсунка, имеющая крепежный зажим, который образован за одно целое с неметаллическим электроизолирующим материалом, отлитым вокруг электрических выводов электромагнитной форсунки. Зажим упруго шарнирно поворачивается на корпусе форсунки для разъемного крепления на уплотнительном кольце топливного коллектора, когда форсунка вставляется в уплотнительное кольцо [2]
Недостатком такого крепления форсунки является недостаточная надежность в эксплуатации, т.к. вследствие старения пластмассы с течением времени зажим теряет свои упругие свойства, приобретает хрупкость, что может привести к поломке зажима и к невозможности эксплуатации топливной форсунки. Известно также принятое за прототип крепежное устройство для топливной форсунки, содержащее цилиндрическую часть топливной форсунки с кольцевой канавкой и зажимное приспособление. В основании зажимного приспособления образовано круглое отверстие, диаметр которого больше диаметра кольцевой канавки на форсунке. Соединительный паз, соединяющий круглое отверстие с кромкой зажимного приспособления, имеет ширину меньшую диаметра кольцевой канавки. Стенки зажимного приспособления, направляющие топливную форсунку, расположены с двух противоположных сторон круглого отверстия и направлены по окружности против соединительного отверстия топливопровода для установки форсунки [3]
Недостатком такой конструкции зажимного приспособления является то, что для замены одной из средних форсунок необходимо снимать близлежащие к краю топливопровода форсунки. Данная конструкция топливопровода решает задачу повышения технологичности изготовления топливопровода и сборки топливопровода с форсунками, а также сокращает время и повышает удобство замены форсунок на топливопроводе при эксплуатации. Сущность изобретения заключается в следующем. Топливопровод содержит удлиненный корпус вдоль которого параллельно друг другу проходят каналы для подачи топлива к форсункам и возврата топлива в топливный бак. Каналы соединены между собой на одном из концов корпуса. С каналом подачи топлива соединены поперечно расположенные гнезда форсунок. Отличие топливопровода состоит в том, что гнезда форсунок расположены таким образом, что их оси лежат в плоскости, проходящей через оси каналов для подачи и возврата топлива, и одно из гнезд, расположенное на конце корпуса выполнено продленным для соединения каналов. Такое расположение гнезд для подключения форсунок и соединение каналов отверстием, являющимся продолжением одного из гнезд, позволяет повысить технологичность изготовления корпуса топливопровода и исключить из конструкции заглушку. Устройство для крепления форсунки содержит зажим с основанием, расположенным в кольцевой канавке на корпусе форсунки. Диаметр круглого отверстия в основании зажима выполнено большим, чем внутренний диаметр кольцевой канавки на корпусе форсунки. Отверстие соединено с кромкой основания соединительным пазом, ширина которого меньше внутреннего диаметра кольцевой канавки форсунки. Стенки зажима размещены по двум противолежащим сторонам отверстия. Устройство отличается тем, что стенки зажима направлены вдоль форсунки и снабжены направленным внутрь зажима язычком, взаимодействующим с верхним пазом П-образной канавки, которая расположена на топливопроводе по обеим сторонам каждого гнезда форсунки. Данная конструкция зажима и введение П-образной канавки на корпусе обеспечивает технологичность и удобство в эксплуатации. Выполнение стенок зажима с направляющими элементами в виде отогнутых кромок, язычков из материала стенок и расширяющегося к кромке соединительного паза также улучшает технологичность конструкции. На чертежах представлено:
фиг. 1 топливопровод в сборе; фиг. 2 вид А-А фиг. 1; фиг. 3 зажим, общий вид; фиг. 4, 5 зажим, вид А и Б фиг. 3. Топливопровод содержит корпус 1, в котором выполнены каналы 2 и 3 для подачи и возврата топлива, расположенные параллельно один другому. В корпусе выполнены гнезда 4 для установки топливных форсунок 5, оси которых размещены в плоскости расположения осей каналов и перпендикулярно к этим осям, при этом гнезда топливных форсунок пересекают канал 2 подачи топлива. В конце канала подачи топлива 2 по оси гнезда 4 выполнено отверстие для соединения конца канала 2 подачи топлива с началом канала 3 возврата топлива. В конце канала возврата топлива расположен регулятор 6 давления топлива. Канал подачи топлива снабжен входным штуцером 7, а начало канала возврата топлива соединено с торцом корпуса топливопровода 1 отверстием, в котором размещен диагностический штуцер 8. В стенке между каналами подачи и возврата топлива вдоль оси форсунок выполнены сквозные отверстия 9 для выхода образующихся при работе форсунок паров топлива непосредственно в канал 3 возврата топлива. Топливопровод может быть выполнен формованием (прессованием) из высокопрочной пластмассы, причем выходы каналов подачи топлива и канала возврата топлива выведены на противолежащие торцовые поверхности корпуса 1. Одновременно с формованием каналов подачи и возврата топлива могут быть сформированы гнезда 4 для крепления форсунок, отверстие для подсоединения регулятора 6 давления топлива, отверстия 10 для крепления топливопровода к двигателю и П-образные канавки 11. Гнезда 4 и отверстия 10 могут быть выполнены и механической обработкой, например, сверлением после формования корпуса с каналами подачи и возврата топлива. Устройство для крепления форсунки содержит зажим 12 с основанием 13 и стенками 14. В основании 13 выполнено круглое отверстие 15, диаметр которого больше внутреннего диаметра кольцевой канавки 16 форсунки 5. Отверстие 15 соединено с кромкой основания соединительным пазом 17, наименьшая ширина которого меньшей внутреннего диаметра кольцевой канавки 16 форсунки. Паз выполнен расширяющимся к кромке для облегчения установки зажима на форсунке. Стенки 14 зажима в своей верхней части 18, удаленной от основания, отогнуты наружу (в сторону от круглого отверстия). В стенках 14 зажима выполнены язычки 19, взаимодействующие с горизонтальным пазом П-образных канавок 11 на боковых стенках корпуса 1 топливопровода. Язычки выполнены из материала стенок зажима путем П-образной вырубки и отгибки их внутрь зажима (по направлению к круглому отверстию 15 в основании зажима), причем ширина язычка меньше ширины вертикальных пазов П-образных канавок корпуса. Крепление форсунок 5 к топливопроводу осуществляют следующим образом. Зажим через соединительный паз 17 заводят в кольцевую канавку 16 форсунки, а затем поднимают ее вместе с зажимом вверх к корпусу топливопровода до введения язычков 19 в верхний паз П-образной канавки. Форсунка надежно закреплена на топливопроводе благодаря упругим свойствам язычков 19. При необходимости снятия любой форсунки с топливопровода ее перемещают вдоль корпуса до выведения язычков 19 в вертикальные пазы П-образных канавок, а затем выводят форсунку из топливопровода. Устройство в целом работает следующим образом. Входной штуцер 7 топливопровода подключают через систему трубопроводов к насосу подачи топлива, выходное отверстие регулятора давления к топливному баку, форсунки вставляют в входной патрубок коллектора двигателя внутреннего сгорания. При работающем двигателе во входной канал 2 топливопровода насосом непрерывно подается топливо. Часть его форсунки 5 впрыскивают в цилиндры двигателя. Регулятор 6 поддерживает постоянным давлением в топливопроводе, а излишки его сливаются в топливный бак через выходное отверстие регулятора 6. Преимуществом заявляемой конструкции топливопровода и устройства крепления форсунок является высокая технологичность изготовления и сборки, т.к. П-образная канавка на корпусе выполняется одновременно с формованием корпуса топливопровода и обеспечивает вместе с зажимом снятие и замену любой из форсунок без снятия остальных форсунок, а предлагаемое соединение каналов позволяет исключить из конструкции заглушку.
Класс F02M55/00 Топливовпрыскивающая аппаратура, отличающаяся топливопроводами или устройствами для выпуска из них воздуха
Класс F02M55/02 топливопроводы между насосами и форсунками