водозаборник судовой движительной установки

Классы МПК:B63H11/10 средства для отклонения струи или воздействия на ее сечение 
B63H11/103 со средствами повышения эффективности движущей текучей среды, например выпускное сопло, снабженное средствами для улучшения струйного истечения текучей среды
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Военно-морская академия им.Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова
Приоритеты:
подача заявки:
1994-08-09
публикация патента:

Использование: относится к судостроению, а именно водозаборникам движительных установок судов с водометными и гидрореактивными движителями, гребными винтами. Сущность изобретения: водозаборник судовой движительной установки содержит водоприемный патрубок и проточный трубопровод с поворотным коленами. Внутри проточного трубопровода по его высоте, перпендикулярно диаметральной плоскости судна размещены один или несколько цилиндров с возможностью их вращения. В местах размещения цилиндров цилиндрические поверхности носовой и кормовой частей трубопровода выполнены по форме, соответствующей линиям тока воды при работе установки в режиме крейсерской скорости. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Водозаборник судовой движительной установки, размещенный на судне, содержащий водоприемный патрубок и проточный трубопровод с поворотными коленами, отличающийся тем, что внутри проточного трубопровода перпендикулярно диаметральной плоскости судна размещены по высоте трубопровода один или несколько цилиндров с возможностью вращения, причем в местах размещения цилиндров цилиндрические поверхности носовой и кормовой частей трубопровода выполнены по форме, соответствующей продольным линиям тока воды при работе установки в режиме крейсерской скорости.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, а именно к водозаборникам движительных установок судов с водометными и гидрореактивными движителями, гребными винтами. Может быть использовано на быстроходных судах на подводных крыльях, СВП скегового типа, полупогружных, водоизмещающих и глиссирующих судах. Имеет более высокий коэффициент полезного действия. Может быть использовано для конструирования водозаборников с регулируемыми характеристиками.

Известны водозаборники судовых движительных установок, содержащие водоприемный патрубок (водоприемное отверстие)) и проточный трубопровод (водоводную трубу) с поворотными коленами (а.с. N 391004, B 63 H 11/02, СССР, 1973; а.с. N 423702, B 63 H 11/00, СССР, 1974; а.с. N 548486, B 63 H 11/04, СССР, 1977, а.с. N 931588, B 63 H 11/08, СССР, 1982; заявка Японии N 60-35689, B 63 B 39/08, 1985; заявка Японии N 1-50639, B 63 H 11/04, 1989 и др. ). Основной недостаток этих устройств сравнительно небольшой коэффициент полезного действия, не превышающий 0,60.

В качестве прототипа использован водозаборник судовой движительной установки (1, с 170 173, рис. 5.8 и 5.12). Он состоит из водоприемного патрубка (водоприемного отверстия) и проточного трубопровода (водопроводной трубы) с поворотным коленами (одним, двумя).

Недостаток прототипа сравнительно небольшой КПД при скорости хода менее 60 65 узлов.

Для увеличения КПД судовой движительной установки в известном устройстве, содержащем водоприемный патрубок и проточный трубопровод с поворотными коленами, внутри проточного трубопровода перпендикулярно диаметральной плоскости судна размещены по высоте (длине) трубопровода один или несколько цилиндров с возможностью вращения, причем в местах размещения цилиндров цилиндрические поверхности носовой и кормовой частей трубопровода выполнены по форме, соответствующей продольным линиям тока воды при работе установки в режиме крейсерской скорости.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявленное устройство отличается от прототипа тем, что

внутри проточного трубопровода перпендикулярно диаметральной плоскости судна по высоте трубопровода размещены один или несколько цилиндров с возможностью вращения;

в местах размещения цилиндров цилиндрические поверхности носовой и кормовой частей трубопровода выполнены по форме, соответствующей продольным линиям тока воды при работе установки в режиме крейсерской скорости.

Из близких аналогов рассмотрен водозаборник водометного движителя по а. с. N 391004, B 63 H 11/02, СССР, 1973.

Аналог содержит входной патрубок, проточный трубопровод с поворотными коленами и направляющие лопатки. Здесь конструктивным элементом повышения КПД за счет уменьшения гидравлических потерь служат направляющие лопатки в поворотных коленах. Однако добиться существенного увеличения КПД с их помощью не удается. В заявленном устройстве дополнительно к существующим мерам повышения КПД используется размещение вращающихся цилиндров внутри трубопровода водозаборника.

На фиг. 1 представлено продольное сечение устройства с глубокопогруженной приемной частью, на фиг. 2 водозаборник с малопогруженным водоприемным отверстием. Устройство содержит проточный трубопровод 1, входной патрубок (водоприемное отверстие) 2, направляющие лопатки 3 и 4 в поворотных коленах, движитель (водометный насос, гребной винт и др.) 5, установленный в корпусе судна 6, и цилиндр 7.

Устройство функционирует следующим образом.

При работе движителя 5 и под действием скоростного напора (для фиг. 1) вода поступает во входной патрубок (водоприемное отверстие) 2 и с помощью лопаток 3 направляется к цилиндру 7. При вращении цилиндра 7 в результате эффекта Магнуса на цилиндре возникают подъемная сила (здесь дополнительная сила тяги) и сила сопротивления. В дальнейшем вода движется к направляющим лопаткам 4 и далее к движителю 5.

Дадим оценку эффекта размещения цилиндра (см. фиг. 1 и 2). Пусть имеем судно с водометным движителем (2, с. 208). Скорость судна Yос 34 узла, диаметр насоса д 0,91 м, объемный расход воды Q0 6 м3/c, упор движителя T0 81,4 кН, скорость воды в трубопроводе Y0 10 м/с. Примем проходное сечение в месте размещения цилиндра равным 0,6 х 1,0 м, тогда размеры цилиндра будут: длина l 0,6 м, диаметр Dц 0,3 м.

Подъемная сила и сила сопротивления на цилиндре будут

водозаборник судовой движительной установки, патент № 2079420

Здесь S lводозаборник судовой движительной установки, патент № 2079420Dц площадь диаметральной плоскости цилиндра;

Cy коэффициент подъемной силы (в изолированном состоянии Cy 8.15).

Cx коэффициент сопротивления цилиндра.

Примем с учетом стесненности потока в районе работы цилиндра Cy 3,0 и Cx 0,5водозаборник судовой движительной установки, патент № 2079420Cy 1,5. Возможно, что реальные значения коэффициентов окажутся существенно выше. В этом случае получим

водозаборник судовой движительной установки, патент № 2079420

На вращение цилиндра требуется в среднем 7,5% от подъемной силы, что равносильно снижению упора движителя на величину, равную

водозаборник судовой движительной установки, патент № 2079420

Учитывая взаимодействие потоков в трубопроводе (вращательного и поступательного) с целью снижения до минимума сопротивления трения носовая и кормовая части внутри трубопровода выполнены по форме линий тока реальной жидкости для крейсерской скорости судна. Сила Px приложена через вал цилиндра к обшивке водозаборника, направлена примерно по вертикали вверх и приводит к разгрузке судна. Одновременно при вращении цилиндра повышается скорость движения воды по внутренней поверхности трубопровода, главным образом, в районе размещения цилиндра (примерно на длине 4 5 диаметров цилиндра). Примем, что увеличение трения приведет к повышению необходимого напора насоса Н на 20% по сравнению со случаем, когда цилиндр отсутствует.

Найдем скорость судна с заявленным водозаборником из выражения

водозаборник судовой движительной установки, патент № 2079420

КПД движителя определяется по формуле

водозаборник судовой движительной установки, патент № 2079420

Разделим КПД предлагаемого водозаборника на КПД прототипа, получим

водозаборник судовой движительной установки, патент № 2079420

Здесь водозаборник судовой движительной установки, патент № 2079420рк КПД насоса, которое будет считать неизменным.

Представляя в (*) Y 37,2 узла, Т 81,4 + 27 2 106,4 кН, H 1,2 Но, Q Q0, получим водозаборник судовой движительной установки, патент № 2079420 1,19, т. е. при КПД прототипа 0,6 будем иметь новое КПД равным 0,71, что представляет существенное увеличение пропульсивных качеств движителя.

Наибольшая дополнительная сила тяги и КПД возможны при натекании воды на цилиндр под углом 26o к вертикали. В этом случае равнодействующая сил Py и Px будет равна водозаборник судовой движительной установки, патент № 2079420 и КПД установки 0,73, где водозаборник судовой движительной установки, патент № 2079420

Оптимальное проектирование устройства, использование нескольких цилиндров позволит получить более высокие пропульсивные характеристики движителей.

Следует ожидать, что работа цилиндров может обеспечить высокую эффективность как в режиме разгона судна, так и на полном ходу, заменив достаточно громоздкие конструкции, реализующие в настоящее время двухрежимную работу движителей быстроходных судов.

Класс B63H11/10 средства для отклонения струи или воздействия на ее сечение 

струйный движитель с управляемым вектором тяги -  патент 2431583 (20.10.2011)
вспомогательное гидрореактивное устройство для подводных аппаратов -  патент 2364747 (20.08.2009)
двухрежимный водозаборник водометного движителя судна -  патент 2360832 (10.07.2009)
способ и система для создания потенциала по поверхности тела -  патент 2350507 (27.03.2009)
реверсивно-рулевое устройство водометного движителя -  патент 2324621 (20.05.2008)
водометный движитель судна с центробежным насосом -  патент 2303556 (27.07.2007)
выдвижная роторная движительно-рулевая колонка -  патент 2282559 (27.08.2006)
водометный движительно-рулевой комплекс -  патент 2282558 (27.08.2006)
устройство, повышающее пропульсивные показатели водометных движителей -  патент 2247058 (27.02.2005)
вставка-водовод водометного движителя скоростного судна -  патент 2240951 (27.11.2004)

Класс B63H11/103 со средствами повышения эффективности движущей текучей среды, например выпускное сопло, снабженное средствами для улучшения струйного истечения текучей среды

Наверх