способ получения сырья для каталитического крекинга
Классы МПК: | C10G11/00 Каталитический крекинг углеводородных масел в отсутствие водорода C10G55/06 включая по крайней мере одну ступень каталитического крекинга |
Автор(ы): | Хайрудинов И.Р., Везиров Р.Р., Султанов Ф.М., Явгильдин И.Р., Мингараев С.С., Хамитов Г.Г., Райкова Р.С., Теляшев Э.Г., Имашев У.Б. |
Патентообладатель(и): | Институт проблем нефтехимпереработки АН Республики Башкортостан |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-12-27 публикация патента:
20.05.1997 |
Использование: нефтехимия. Сущность: сырье для каталитического крекинга получают смешением деасфальтизата пропан-бутановой деасфальтизации гудрона с вакуумным газойлем. Деасфальтизат предпочтительно используют в количестве 10-20% мас. на смесь. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Способ получения сырья для каталитического крекинга путем смешения вакуумного газойля с остаточным нефтепродуктом, отличающийся тем, что в качестве остаточного нефтепродукта используют деасфальтизат пропан-бутановой деасфальтизации гудрона. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что используют деасфальтизат пропан-бутановой деасфальтизации гудрона в количестве 10 20 мас. на смесь.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности, к способу получения сырья для каталитического крекинга, целевым назначением которого является производство дополнительных ресурсов моторных топлив (автобензина и дизтоплива) из остаточного сырья. Известен способ получения сырья для каталитического крекинга путем вакуумной перегонки мазута, который является остатком атмосферной перегонки нефти [1]Получение вакуумного газойля по известному способу требует перевода установок вакуумной перегонки мазута, эксплуатируемых в отрасли, на режим глубоковакуумной перегонки мазута, создания и освоения нового оборудования для такой перегонки. Наиболее близким к предлагаемому способу является способ получения сырья каталитического крекинга путем смешения вакуумного газойля, выкипающего в пределах 350-495oC, с мазутом, имеющим коксуемость 6,6% в соотношениях 75:25 и 80:20 [2]
Присутствие в мазуте значительного количества смол и асфальтенов (16,1 и 3,3% соответственно), тяжелых металлов (ванадия 58 ррт, никеля 24 ррт) заметно ухудшает качество сырья для каталитического крекинга и приводит к быстрому закоксовыванию катализатора. Предлагаемое изобретение направлено на снижение в углеводородном сырье для каталитического крекинга содержания асфальто-смолистых веществ и тяжелых металлов. Это достигается тем, что в способе получения сырья для каталитического крекинга путем смешения вакуумного газойля с остаточным нефтепродуктом, в качестве остаточного нефтепродукта используют деасфальтизат пропан-бутановой деасфальтизации гудрона, преимущественно 10-20% мас. на смесь. Использование предлагаемого способа позволяет добиться существенного облагораживания остаточного смешанного сырья по показателям коксуемости, содержания тяжелых металлов. Способ осуществляют следующим образом. Вакуумный газойль смешивают с деасфальтизатом пропан-бутановой деасфальтизации гудрона. Целесообразно последний использователь в количестве 10-20% мас. на смесь. Ниже приведены примеры по получению сырья для каталитического крекинга согласно предлагаемому способу и для сравнения по прототипу. В табл. 1 приведены характеристики компонентов остаточного сырья, взятые в примерах. Полученное сырье подвергали каталитическому крекингу на пилотной установке со стационарным слоем шарикового цеолитсодержащего катализатора марки "Цеокар-ЗФ" зернением 0,25-0,5 мм при температурах 489-494oC и подаче сырья 1,5 час-1. Объем катализатора 80 мл. Кроме того, для сравнения качества получаемых продуктов подвергали каталитическому крекингу при тех же условиях вакуумный газойль, деасфальтизат, мазут. Полученные продукты каталитического крекинга анализировали стандартными методами (см. табл.1). Условия проведения примеров и выход продуктов каталитического крекинга представлены в табл. 2. Пример 1. (по предлагаемому способу). 90% вакуумного газойля смешали с 10% деасфальтизата пропан-бутановой деасфальтизации гудрона. Смесь подвергали крекингу при 492oC в течение 1 часа. Аналогично получили сырье в примерах 2 и 3, но с изменением количества смешиваемых компонентов. Сырье также подвергали крекингу при 493oC и 492oC соответственно в течение 1 часа. Пример 4 (по прототипу). 90% вакуумного газойля смешали с 10% мазута. Смесь подвергали крекингу при 491oC в течение 1 часа. Аналогично получили сырье в примерах 5 и 6, но с изменением количества смешиваемых компонентов. Сырье подвергали крекингу при 491oC и 489oC соответственно в течение 1 часа. Примеры 7-9. Подвергали крекингу 100%-ный вакуумный газойль при 493oC, 100-ный деасфальтизат при 492oC, 100-ный мазут при 494oC в течение 1 часа. Анализ результатов, приведенных в табл. 2, показывает, что при смешении вакуумного газойля с деасфальтизатом (примеры 1-3) коксуемость сырья и содержание металлов ниже, чем в случае смешения вакуумного газойля с мазутом (примеры 4-6), а это приведет к снижению выхода кокса, откладываемого на катализаторе. Кроме того, использование смеси вакуумного газойля с деасфальтизатом в качестве каталитического крекинга (примеры 1, 2) позволит добиться увеличения выхода бензиновой фракции на 2,2-3,1% по сравнению с чистым вакуумным газойлем (пример 7) и на 3,6-4,5% по сравнению со смесями вакуумного газойля с мазутом (примеры 4,5). При содержании деасфальтизата в сырье 30% мас. и выше (пример 3) выход бензина в продуктах крекинга остается на уровне, достигнутом на чистом вакуумном газойле. Это связано с изменением условий испаряемости смешанного сырья и с ростом его коксуемости и концентрации в нем металлов, отравляющих катализатор. При крекинге чистого деасфальтизата (пример 8) и мазута (пример 9) имеет место значительный выход кокса, пониженный выход бензиновой фракции, что также является следствием отравления катализатора. Таким образом, использование смеси вакуумного газойля и деасфальтизата пропан-бутановой деасфальтизации гудрона в качестве сырья для каталитического крекинга обеспечит улучшение качества последнего по коксуемости и содержанию металлов в нем и снизит закоксовывание катализатора.
Класс C10G11/00 Каталитический крекинг углеводородных масел в отсутствие водорода
Класс C10G55/06 включая по крайней мере одну ступень каталитического крекинга