способ утилизации отработанного моторного масла

Классы МПК:C10M175/02 на основе минеральных масел
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Уфимский государственный нефтяной технический университет
Приоритеты:
подача заявки:
1995-08-04
публикация патента:

Изобретение относится к способам утилизации отработанного моторного масла и может быть использовано на нефтеперерабатывающих предприятиях, а также при добыче нефти для борьбы с асфальтосмолистопарафиновыми отложениями в нефтепромысловом оборудовании. Изобретение решает задачу сокращения эксплуатационных и капитальных затрат способа утилизации отработанного моторного масла и последующего квалифицированного использования продукта утилизации, в частности, в качестве реагента для борьбы с асфальтосмолистопарафиновыми отложениями. Сущность способа заключается в том, что отработанное моторное масло смешивают с 4,4-диметил-1,3-диоксаном при следующем соотношении компонентов, мас. %: 4,4-диметил-1,3-диоксан 98,0-99,5; отработанное моторное масло (ОММ) - 0,5-2,0; с последующей закачкой полученной смеси в поток нефти в нефтепромысловом оборудовании, в соотношении 1:0,005-1:0,020 мас.%, соответственно. 3 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ утилизации отработанного моторного масла путем его введения в нефть, отличающийся тем, что отработанное моторное масло предварительно смешивают с 4,4-диметил-1,3-диоксаном при следующем соотношении компонентов, мас.

Отработанное моторное масло 0,5 2,0

4,4-Диметил-1,3-диоксан 98,0 99,5

с последующим введением полученной смеси в поток нефти в нефтепромысловом оборудовании в массовом соотношении 1:0,005 0,02 соответственно.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам утилизации отработанных моторных масел (ОММ) и может быть использовано на нефтеперерабатывающих предприятиях.

Известно использование ОММ в качестве котельного топлива [1] Указанный способ экологически вреден, так как в ОММ содержится большое количество металлосодержащих и гетерогенных веществ, при сжигании которых образуются опасные для здоровья человека и окружающей среды вредные выбросы, а оборудование котельных преждевременно выходит из строя.

Наиболее близким по технической сущности (прототипом) является способ утилизации отработанных масел путем смешения их с сырой нефтью для последующей совместной переработки по полной технологической схеме [2] Способ экономически невыгоден, кроме того, повышенное содержание электропроводящих веществ (металла, золы) и наличие высокоэффективных диспергирующих присадок отрицательно влияют на процесс обессоливания нефти и выводят из строя электродегидраторы.

Предлагаемое изобретение решает задачу удешевления способа за счет сокращения эксплуатационных и капитальных затрат, снижения температуры насыщения нефти парафином за счет введения в поток нефти продукта утилизации.

Сущность способа утилизации заключается в том, что отработанное моторное масло предварительно смешивают с 4,4-диметил-1,3-диоксаном при следующем соотношении компонентов, мас.

отработанное моторное масло 0,5-2,0

4,4-диметил-1,3-диоксан 98,0-99,5

с последующим введением полученной смеси в поток нефти в нефтепромысловом оборудовании в соотношении 1:0,005-0,02 по массе соответственно.

4,4-диметил-1,3-диоксан (C6H12O2) относится к соединениям класса циклических ацеталей и представляет собой бесцветную жидкость молекулярной массой 116,16, динамическая вязкость при 20oC-1,36 мПа, плотность 960 кг/м3, имеет специфический запах, температура кипения 133oC, самовоспламенения 369oC, застывания 55oC, неограниченно растворяется в органических растворителях, устойчив в щелочных и нейтральных средах, стабилен при длительном хранении и широких интервалах температур и давлений. 4,4-диметил-1,3-диоксан растворим в воде до 18% и в минерализованной воде до 8%

Физико-химические свойства отработанного моторного масла даны в табл. 1.

Усредненный состав загрязняющих примесей в отработанном масле, мас. приведен в табл. 2.

Способ утилизации моторного масла осуществляют путем смешения 4,4-диметил-1,3-диоксана в соотношении 98,0.99,5 с ОММ в количестве 0,5.2,0 мас. с последующим введением полученной смеси в поток нефти в нефтепромысловом оборудовании в соотношении 1:0,005.0,02 мас. соответственно.

В таблице 3 приведены данные снижения температуры насыщения нефти парафином при закачке в поток нефти смеси 4,4-диметил-1,3-диоксана и отработанного моторного масла.

Как следует из табл. 3, оптимальное соотношение растворителя и добавки ОММ 99,0: 1,0 мас. так как при меньшем или большем соотношении температура насыщения нефти парафином увеличивается, при этом при соотношении компонентов 99,5: 0,5 в меньшую сторону, а при соотношении 98,0:2,0 мас. в большую.

Таким образом, предлагаемый способ утилизации экологически чист, дешев, полученный в результате смешения продукт утилизации может быть использован для борьбы с асфальтосмолистопарафиновыми отложениями, введение которого в поток нефти позволяет усилить эффект снижения температуры насыщения нефти парафином.

При использовании предлагаемой смеси растворителя и отработанного моторного масла для борьбы с асфальтосмолистопарафиновыми отложениями значительно снижается стоимость реагента, расширяется ассортимент.

Источники информации

1. Брайт Н.В. Михеев Э.А. Основные направления рационального использования отработанных нефтепродуктов в народном хозяйстве //Нефтеснабжение: Реферативный сб. 1978. N 1. С. 15-16.

2. Переработка отработанных минеральных масел / Бухтер А. И. Непогодьев А. В. Варшавский А.Н. // Темат. обзор. Сер. Переработка нефти. М. ЦНИИТЭнефтехим, 1975.

Класс C10M175/02 на основе минеральных масел

способ очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений -  патент 2528421 (20.09.2014)
устройство термогравитационной очистки турбинных и транспортных масел от механических примесей и воды -  патент 2517180 (27.05.2014)
устройство для регенерации отработанного трансформаторного масла -  патент 2504576 (20.01.2014)
способ замедления окисления трансформаторного масла -  патент 2487921 (20.07.2013)
способ очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений -  патент 2476589 (27.02.2013)
способ регенерации отработанного трансформаторного масла и очищения его от продуктов старения -  патент 2454455 (27.06.2012)
способ регенерации отработанных смазочных масел -  патент 2444563 (10.03.2012)
способ регенерации отработанных трансформаторных масел -  патент 2433165 (10.11.2011)
способ получения дизельного топлива из отработанного моторного масла -  патент 2423410 (10.07.2011)
способ регенерации отработанных трансформаторных масел -  патент 2394878 (20.07.2010)
Наверх