способ нанесения антифрикционного материала в парах трения
Классы МПК: | B23K9/04 для иных целей, чем соединение, например с целью наплавки |
Автор(ы): | Ватлин Юрий Геннадиевич, Журавлев Геннадий Николаевич |
Патентообладатель(и): | Ватлин Юрий Геннадиевич, Журавлев Геннадий Николаевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-11-04 публикация патента:
27.05.1997 |
Использование: в машиностроении для улучшения качества нанесения антифрикционного покрытия в парах трения. Сущность изобретения: для нанесения антифрикционного материала в парах трения используют пруток и расплавляют его неплавящимся электродом в среде инертного газа.
Формула изобретения
Способ нанесения антифрикционного материала в парах трения, при котором на поверхность детали наносят антифрикционный материал, отличающийся тем, что наносимый антифрикционный материал в виде прутка расплавляют неплавящимся электродом в среде инертного газа.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, к области электродуговой наплавки материалов и предназначено для нанесения слоя антифрикционного материала в подшипниках скольжения и других узлах трения машин различного назначения, например двигателя внутреннего сгорания. Известны различные способы нанесения антифрикционных материалов, имеющих различные теплофизические свойства:напайка способ нанесения материала путем расплавления припоя на поверхности более тугоплавкого материала;
наплавка способ нанесения слоя методом сварки плавления. Наибольшее распространение для нанесения антифрикционного материала в парах трения получил способ заливки, который заключается в нанесении антифрикционного материала в расплавленном состоянии на поверхность основы (вкладыш или непосредственно в деталь). Этот способ включает сложную последовательность химических и механических операций:
1. Очистку: механическую, промывку керосином, обдув сжатым воздухом. 2. Травление в растворе соляной кислоты. 3. Обезжиривание в растворе едкого калия. 4. Смачивание травленой соляной кислотой. 5. Лужение. 6. Плавление антифрикционного материала. 7. Заливку расплавленного антифрикционного материала на поверхность вкладыша или подшипника. Недостатками этого способа являются: его технологическая сложность, вредность производства для персонала и окружающей среды, большой процент брака из-за плохого качества соединения заливаемого материала с основой подшипника или вкладыша и, как следствие, отставание антифрикционного слоя при работе подшипника. Целью изобретения является упрощение технологии нанесения антифрикционных покрытий, повышение качества соединения антифрикционного материала с материалом основы. Поставленная цель достигается тем, что нанесение слоя антифрикционного материала проводится наплавкой в дуге неплавящегося вольфрамового электрода в среде защитного газа. Существенным отличием предлагаемого способа является применение присадочного прутка, выполненного из антифрикционного материала и наплавкой его в защитной среде на поверхности основы. Для этого наплавленную поверхность предварительно очищают механическим способом, затем в зону зажженной дуги вводят присадочный пруток из наплавляемого материала. Под воздействием высокой температуры дуги нагревается материал основы (почти до температуры плавления) и плавится присадочный пруток. Так как все это происходит в среде защитного газа, то на наплавляемой поверхности отсутствует окисление и выгорание составляющих антифрикционного материала, и присадочный материал в расплавленном состоянии хорошо растекается по нагретой поверхности, происходит взаимопроникновение молекул этих материалов, что обеспечивает хорошее их соединение. Использование предложенного способа нанесения антифрикционного слоя на подшипник скольжения обеспечивает по сравнению с существующим способом заливки упрощение технологии, снижение загрязнения окружающей среды и вредности производства, повышение качества соединения антифрикционного слоя с материалом основы и, как следствие, повысит надежность и моторесурс работы машин.
Класс B23K9/04 для иных целей, чем соединение, например с целью наплавки