устройство для дистанционного регулирования числа оборотов

Классы МПК:G05D13/62 с помощью электрических средств, например тахометрических генераторов, преобразователей электрических величин в механические перемещения 
G05B11/26 в которых выходной сигнал является серией электрических импульсов 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Пивоваров Владимир Андреевич,
Панин Александр Алексеевич,
Машошин Олег Федорович,
Матвеев Валерий Германович,
Задоянов Михаил Михайлович
Приоритеты:
подача заявки:
1993-06-08
публикация патента:

Использование: авиационная техника, в частности регулировка газотурбинных двигателей вертолетов. Сущность изобретения: устройство содержит электропривод с электромеханизмом и набором втулок для насадки, расстопоривания и проворачивания регулировочного винта топливных агрегатов двигателя и дистанционный пульт управления. Устройство исключает необходимость прокрутки регулировочного винта вручную при проведении регулировочных работ, позволяет точно отрегулировать частоту вращения несущего винта вертолета непосредственно из кабины вертолета за один запуск, а также быстро и качественно устранить "разнорежимность" работы двигателя. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Устройство для дистанционного регулирования числа оборотов, содержащее реверсивный электропривод, соединенный через преобразователь электрической энергии в число оборотов вала с валом регулируемого объекта, отличающееся тем, что в него введены пульт управления с переключателем, указатель угла поворота вала регулируемого объекта и подпружиненные захваты, а преобразователь электрической энергии в число оборотов вала выполнен в виде полого насадка, который соединен с корпусом реверсивного электропривода, на валу которого внутри полого насадка установлена подпружиненная втулка для соединения с регулируемым объектом, указатель угла поворота вала регулируемого объекта размещен на валу с внешней стороны реверсивного электропривода, пульт управления подключен к реверсивному электроприводу, а подпружиненные захваты закреплены на корпусе реверсивного электропривода.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к устройствам регулирования неэлектрических величин дистанционным методом и может быть использовано в любой области техники, где стоит указанная проблема, в том числе и в авиационной технике для регулирования газотурбинных двигателей вертолетов с использованием топливорегулирующих винтов.

Известно устройство для регулирования числа оборотов вала, содержащее электропривод, соединенный через преобразователь электрической энергии в число оборотов, выполненный в виде системы шестеренчатых передач, с валом регулируемого объекта [1]

Однако это устройство сложное, не обладает достаточной точностью и не имеет дистанционного управления.

Известно также устройство для регулирования числа оборотов, содержащее электропривод, соединенный через преобразователь электрической энергии в число оборотов, в котором преобразователь выполнен магнитоиндукционным [2]

Это известное устройство обладает теми же недостатками, что и предыдущее.

Целью изобретения является обеспечение простыми средствами эффективности регулировок газотурбинных двигателей вертолетов.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для регулирования числа оборотов, содержащее реверсивный электропривод, соединенный через преобразователь электрической энергии в число оборотов вала с валом регулируемого объекта, введены пульт управления с переключателем, указатель угла поворота вала регулируемого объекта и подпружиненные захваты, а преобразователь электрической энергии в число оборотов вала выполнен в виде полого насадка, который соединен с корпусом реверсивного электропривода, на валу которого внутри полого насадка установлена подпружиненная втулка для соединения с регулируемым объектом, указатель угла поворота вала регулируемого объекта размещен на валу с внешней стороны реверсивного электропривода, пульт управления подключен к реверсивному электроприводу, а подпружиненные захваты закреплены на корпусе реверсивного электропривода.

На фиг.1 представлена конструкция устройства для регулирования числа оборотов вала; на фиг.2 -устройство с пультом дистанционного управления, вид слева.

Устройство содержит на валу 1 стрелку 2 реверсивного электропривода 3, к корпусу которого болтами 4 прикреплен полый насадок 5, в стенке которого выполнено отверстие 6, в которое ввернут винт для фиксации втулки 7 в нерабочем положении. Втулка 7 изготовлена из материала, обладающего небольшими противозадирными характеристиками. В паз втулки 7 вставлен регулировочный винт топливного агрегата 8, который удерживается захватами 9, прикрепленными к корпусу электропривода 3 и подпружиненными пружинами 10. Пружина 11 служит для выведения шлицевой втулки 12 из зацепления в нерабочем положении.

Питание устройства осуществляется от розетки бортовой сети (27 В), расположенной в кабине вертолета. Включение электропривода производится с дистанционного пульта управления 13, который электрическим кабелем 14 при помощи штепсельного разъема 15 и гнезда 16 соединен с реверсивным двигателем 3.

На дистанционном пульте 13 размещены предохранитель 17, вмонтированный в цепь питания, для защиты от перенапряжения, сигнальная лампа 18 и тумблер 19, с помощью которого осуществляется включение электропривода 3. С внешней стороны реверсивного электропривода 3 размещен лимб 21.

Устройство работает следующим образом.

До начала выполнения регулировочных работ инженер, выполняющий их, устанавливает электропривод 3 с насадком 5 на топливный агрегат 8 с помощью подпружиненных захватов 9, предварительно выставив указатель 2 лимба 21 на "0", а пульт дистанционного управления 13 при этом располагается в кабине пилота. Затем производится запуск двигателя вертолета и выведение его на обороты так называемой контрольной точки, зависящей от температуры и давления окружающей среды (имеется ввиду обороты ротора самого газотурбинного двигателя, индикации которых осуществляется по кабинному тахометру). После этого по указателю приборной доски в кабине вертолета снимается значение оборотов несущего винта. Если обороты не попадают в диапазон 95,5 + 0,5% требуется регулировка. Сам процесс регулирования с помощью данного устройства производится следующим образом. Инженер, нажимая тумблер 19 на дистанционном пульте 13 управления в сторону увеличения (уменьшения) оборотов, приводит в движение вращающуюся втулку 7, установленную на валу электропривода, которая находится в зацеплении с регулировочными винтом топливного агрегата 8. Поворот втулки 7 приводит к перенастройке топливного агрегата и увеличению (уменьшению) оборотов несущего винта. Динамика изменения оборотов несущего винта отслеживается по кабинному указателю оборотов несущего винта.

Таким образом, инженер непосредственно из кабины вертолета управляет настройкой величиной оборотов несущего винта. Немаловажно, что это позволяет добиться точной регулировки (оптимальной считается та, при которой обороты составляют 96%).

После окончания работы выключается двигатель и снимается с топливного агрегата электропривод с насадком. По указателю лимба 21 определяется величина (в долях оборота) и направление (по или против часовой стрелки) поворота регулировочного винта топливного агрегата 8 и затем эти данные заносятся в "Журнал регулировок".

Предложенное устройство позволяет существенно экономить топливо, экономить ресурс двигателя по запускам, значительно экономить время настройки, создать комфортные условия при регулировочных работах.

Класс G05D13/62 с помощью электрических средств, например тахометрических генераторов, преобразователей электрических величин в механические перемещения 

электронная система управления полетом для летательного аппарата, выполненного с возможностью висения -  патент 2529573 (27.09.2014)
способ фазирования вращающегося вала электродвигателя и устройство для его осуществления -  патент 2475932 (20.02.2013)
способ цифрового управления угловой скоростью трехфазного вентильного двигателя с учетом знака противо-эдс -  патент 2438158 (27.12.2011)
система управления -  патент 2300794 (10.06.2007)
устройство и способ регулирования мощности силовой установки приведения в движение несущего винта вертолета -  патент 2267020 (27.12.2005)
способ цифрового управления угловой скоростью трехфазного бесконтактного двигателя постоянного тока -  патент 2183031 (27.05.2002)
цифровая система стабилизации скорости -  патент 2047890 (10.11.1995)

Класс G05B11/26 в которых выходной сигнал является серией электрических импульсов 

Наверх