Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, Институт машиноведения и металлургии Дальневосточного отделения РАН
Приоритеты:
подача заявки: 1994-03-15
публикация патента: 10.06.1997
Использование: выполнение ледокольных работ водоизмещающими судами. Сущность изобретения: судно, идущее вдоль кромки ледяного поля, подвергают искусственной качке, что наряду с основной корабельной системой волн вызывает дополнительную, которые взаимодействуя, воздействуют на кромку ледяного покрова /припая/, вызывая его разрушение. 2 ил.
Способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в воздействии на сплошной ледяной покров гравитационными волнами от идущего вдоль кромки ледяного покрова судна, отличающийся тем, что судно дополнительно подвергают искусственной качке.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, в частности к способам разрушения ледяного покрова. Известен способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в воздействии на сплошной ледяной покров гравитационными волнами от идущего вдоль кромки ледяного судна /см. Рывлин А.Н. Хейсин Д.Е. Испытание судов во льдах, Л. Судостроение, 1980/. Данный способ выбран в качестве наиболее близкого аналога изобретения. Недостатком его является ограниченная толщина разрушаемого льда. Техническим результатом изобретения является повышение ледоразрушаемой способности судна. Он достигается тем, что в способе разрушения ледяного покрова, заключающемся в воздействии на сплошной ледяной покров гравитационными волнами от идущего вдоль кромки ледяного покрова судна, судно дополнительно подвергают искусственной качке. На фиг.1 представлена основная корабельная система волн; на фиг.2 - система волн, возникающая при искусственной качке судна. Способ разрушения ледяного покрова по изобретению заключается в следующем. При движении судна 1 вдоль кромки ледяного покрова его подвергают искусственной качке путем, например, перекачки воды в балластных отсеках. При этом создаются две системы волн: основная от поступательного движения судна 1 и дополнительная от искусственной качки. В результате наложения двух систем волн, основной и дополнительной, возникает волновая система большей интенсивности. Таким образом, при неизменной мощности главных двигателей судно за счет искусственной качки способно возбудить гравитационные волны большей амплитуды. Это обстоятельство является положительным фактором, т.к. при возбуждении волн большей интенсивности во льду возникают большие напряжения, а значит, волны способны разрушить лед большей толщины.