педаль управления транспортным средством
Классы МПК: | B60K26/04 средств соединения механизмов управления с двигателями |
Патентообладатель(и): | Маслов Валерий Федорович[UA] |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-08-23 публикация патента:
20.06.1997 |
Использование в транспортном машиностроении, в частности, в устройствах управления автомобилем, имеющим ручное и ножное управление. Сущность изобретения: педаль управления транспортным средством содержит рычаг I с опорной площадкой, шарнирно закрепленный с транспортном средстве и кинематически соединенный с управляемым объектом 4, а рычаг изготовлен из двух шарнирно соединенных между собой частей. Педаль снабжена механизмом фиксации взаимного положения частей рычага в рабочем и в нерабочем положении педали. В педали управления транспортным средством обеспечивается снижение вероятности несанкционированного воздействия на управляемый объект за счет принудительного разрыва кинематической связи между рычагом педали и управляемым объектом в ее нерабочем положении и возможности фиксации такого положения. 3 з.п.ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. Педаль управления транспортным средством, содержащая шарнирно закрепленный в транспортном средстве и кинематически соединенный с управляемым механизмом рычаг с опорной площадкой, выполненный из двух шарнирно соединенных между собой частей, отличающаяся тем, что она снабжена механизмом фиксации положения рычага в рабочем и нерабочем положениях педали. 2. Педаль по п. 1, отличающаяся тем, что механизм фиксации взаимного положения частей рычага выполнен в виде храпового механизма. 3. Педаль по п. 1, отличающаяся тем, что механизм фиксации взаимного положения частей рычага содержит выступ на одной из частей рычага и штифт на другой части, предназначенные для их взаимодействия в рабочем положении педали. 4. Педаль по п. 1, отличающаяся тем, что механизм фиксации взаимного положения частей рычага содержит первый, закрепленный на транспортном средстве, и второй, закрепленный на одной из частей рычага, элементы, один из которых представляет собой подпружиненный зуб, а другой выступ, предназначенные для взаимодействия в нерабочем положении педали.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к устройствам управления автомобилем, имеющим ручное и ножное управление, а именно, к конструкции педали, препятствующей угону автомобиля. Известна педаль управления транспортным средством, содержащая несущий рычаг с осью и с опорной площадкой, закрепленной на транспортном средстве и кинематически соединенной с управляемым объектом на транспортном средстве [1]Недостаток указанный педали состоит в отсутствии средств, которые бы снизили вероятность несанкционированного воздействия на управляемый объект. Известна педаль управления транспортным средством, содержащая рычаг с опорной площадкой, кинематически связанный с управляемым объектом, а рычаг изготовлен из двух шарнирно соединенных между собой частей [2]
Недостаток этого устройства отсутствие средств, уменьшающих вероятность несанкционированного воздействия на управляемый объект, т.е. возможность управления транспортным средством человеком, который не имеет на это права. Наиболее близким к заявляемому является педаль управления транспортным средством, содержащая шарнирно закрепленный в транспортном средстве и кинематически соединенный с управляемым механизмом рычаг с опорной площадкой, выполненный из двух шарнирно соединенных между собой частей [3]
Недостаток описанного устройства отсутствие средств, которые бы снизили вероятность несанкционированного воздействия на управляемый объект. Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение является создание такой педали управления транспортным средством, в которой бы обеспечивалось снижение вероятности несанкционированного воздействия на управляемый объект. На фиг. 1 приведено схематическое изображение педали управления транспортным средством, в котором механизм фиксации взаимного положения частей рычага выполнен в виде храпового механизма; на фиг.2 схематическое изображение педали управления транспортным средством в рабочем положении, в котором механизм фиксации положения частей рычага содержит элементы, закрепленные на частях рычага; на фиг.3 тоже, разрез A-A (конструкция фиксирующей защелки); на фиг. 4 схематическое изображение механизма фиксации положения частей рычага, содержащего элементы, закрепленные на транспортном средстве и на рычаге в рабочем положении педали; на фиг.5 тоже в нерабочем положении педали. Педаль управления транспортным средством содержит рычаг I, изготовленный из двух частей 2 и 3, которые связаны между собой цилиндрическим шарниром 4. Рычаг кинематически соединен с условно показанным объектом управления 5, например, тормозной системой. На части 2 рычага жестко закреплена опорная площадка, на которую опирается нога водителя (на чертеже не показано). Педаль управления транспортным средством снабжена механизмом фиксации положения частей рычага, который может быть выполнен в виде храпового механизма (фиг. I). При этом на части 2 рычага закреплена подпружиненная собачка 6, а на части 3 зубчатый сектор 7. Собачка 6 шарнирно соединена с коромыслом 8, установленном на шарнире 4. Собачка 6 взаимодействует с зубчатым сектором 7 и препятствует самопроизвольному изменению взаимоположения частей 2 и 3 рычага. Механизм фиксации может содержать штифт 9 на части 2 рычага и взаимодействующий со штифтом 9 выступ 10 на части 3 рычага и фиксирующую защелку 11 ( фиг.2 и 3). Механизм фиксации может содержать элементы, один из которых подпружиненный зуб 12, закреплен на корпусе 13 транспортного средства, выступ 14 на части 3 рычага и упоры 15 и 16 на частях 2 и 3, обеспечивающие фиксацию рычага в рабочем положении (фиг.4 и 5). Конструкция механизма фиксации снабжена, кроме того, замковым устройством, предназначенным для исключения перевода педали в рабочее положение без открывания замкового устройства (на чертеже не показано). После остановки транспортного средства для уменьшения вероятности несанкционированного воздействия на объект управления часть 3 рычага поворачивают на шарнире относительно друг друга приводят в нерабочее положение и при помощи механизма фиксируют взаимное положение частей рычага. Для фиксации нерабочего положения педали управления, в котором механизм фиксации выполнен в виде храпового механизма, воздействуют на собачку 6 через коромысло 8 и перемещают одну часть 2 рычага относительно другой до упора вокруг шарнира 4. Для приведения педали в рабочее положение освобождают собачку 6, приводят части рычага в рабочее положение и принудительно заводят собачку в зацепление с зубчатым сектором 7 (фиг.1). Для фиксации рабочего положения педали, содержащей механизм фиксации, включающий выступ 10 на части 3 и штифт 9 на части 2 рычага, части 2 и 3 поворачивают вокруг шарнира 4 до образования между ними угла близкого к 180o и щелчка защелки 11, фиксирующей положение педали (фиг.2). Для перевода педали в нерабочее положение нажимают на защелку 11, освобождают ее, поворачивают части 2 и 3 до образования между ними угла близкого к 90o и щелчка защелки 11, фиксирующей нерабочее положение педали (фиг.3). Для фиксации рабочего положения педали, включающей элементы, закрепленные на корпусе 13 транспортного средства и на части 3 рычага, нажимая на подпружиненный зуб 12, освобождают выступ 14 на части рычага и части рычага поворачиваются вокруг шарнира 4 до взаимодействия упоров 15 и 16 на частях рычага (фиг.4). Для фиксации нерабочего положения (фиг.5) часть рычага 3 поворачивают вокруг шарнира 4 до взаимодействия подпружиненного зуба 12 с выступом 14 и фиксирования такого положения.