способ перемещения по глубине подводного аппарата и устройство для его осуществления (варианты)

Классы МПК:B63G8/24 автоматическое регулирование глубиной погружения положения, устройства для увеличения плавучести, например отделяемый балласт, плавучие тела 
B63B22/00 Буи, бакены
B63G8/22 регулирование плавучести с помощью водного балласта; оборудование для удаления воды из балластных цистерн
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Институт океанологии им.П.П.Ширшова РАН
Приоритеты:
подача заявки:
1994-03-29
публикация патента:

Использование: техника освоения Мирового океана, а именно - подводные аппараты (буи), перемещающиеся в режиме сканирования по глубине. Сущность изобретения: способ основан на использовании разницы теплового расширения объема рабочего тела в крайних точках траектории буя и преобразовании его в противоположное по знаку изменение плавучести в режиме теплообмена буя с окружающей средой. Способ реализуется устройствами, в которых в прочном корпусе буя имеется балластная камера, соединенная посредством управляемого клапана с окружающей средой, и рабочее тело, которое может быть в виде жидкости или стержня из твердого материала, тепловое расширение которых превышает таковое материала корпуса буя. Для приема и выброса маневрового балласта предлагается использовать сильфон или эластичную оболочку, заполненные сжатым газом, взаимодействующие с рабочим телом. 4 с. з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Способ перемещения по глубине подводного аппарата, включающего в себя герметичный прочный корпус с балластной камерой и рабочим телом, заключающийся в том, что в верхней точке траектории подводному аппарату придают отрицательную плавучесть за счет приема маневрового водного балласта, а по достижении нижней точки траектории придают положительную плавучесть путем удаления маневрового водного балласта, отличающийся тем, что перед приемом маневрового водного балласта подводный аппарат выдерживают в верхней точке траектории до нагрева рабочего тела до температуры окружающей среды и образования в балластной камере пониженного давления, после чего сообщают балластную камеру с окружающей средой на время приема маневрового водного балласта, а по достижении аппаратом нижней точки траектории выдерживают его до охлаждения рабочего тела до температуры окружающей среды на соответствующей глубине и образования в балластной камере повышенного давления, после чего сообщают балластную камеру с окружающей средой на время удаления маневрового водного балласта.

2. Устройство перемещения по глубине подводного аппарата, включающего в себя герметичный прочный корпус и балластную камеру, соединенную посредством управляемого клапана с окружающей средой, содержащее рабочую камеру, заполненную рабочим телом, и перегородку, установленную между балластной камерой и рабочей камерой, отличающееся тем, что перегородка выполнена с цилиндрическим отверстием, в котором размещен пуансон, взаимодействующий с сильфоном, установленным в балластной камере и взаимодействующим другим торцом с корпусом подводного аппарата, при этом сильфон заполнен сжатым газом, а рабочим телом является жидкость с коэффициентом теплового расширения, превышающим коэффициент теплового расширения материала корпуса подводного аппарата.

3. Устройство перемещения по глубине подводного аппарата, включающего в себя герметичный прочный корпус и балластную камеру, соединенную посредством управляемого клапана с окружающей средой, содержащее рабочую камеру, заполненную рабочим телом, и перегородку, установленную между балластной камерой и рабочей камерой, отличающееся тем, что перегородка выполнена с цилиндрическим отверстием, в котором размещен пуансон, с поршнем, взаимодействующим с герметичной эластичной оболочкой со сжатым газом, установленной в балластной камере между поршнем и корпусом, при этом рабочим телом является жидкость с коэффициентом теплового расширения, превышающим коэффициент теплового расширения материала корпуса подводного аппарата.

4. Устройство перемещения по глубине подводного аппарата, включающего в себя герметичный прочный корпус и балластную камеру, соединенную посредством управляемого клапана с окружающей средой, содержащее рабочее тело, отличающееся тем, что в корпусе подводного аппарата установлен заполненный сжатым газом сильфон, один из торцов которого взаимодействует с внутренней поверхностью корпуса, а другой с рабочим телом, выполненным в виде стержня из твердого материала, соединенного другим торцом с противоположной частью внутренней поверхности корпуса, при этом коэффициент теплового расширения материала рабочего тела превышает коэффициент теплового расширения материала корпуса подводного аппарата.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технике освоения океана, а именно, к подводным аппаратам буям (ПА) с изменяемой плавучестью.

Известен принятый в качестве ближайшего аналога способ перемещения ПА по глубине, заключающейся в том, что рабочее тело нагревают с помощью электронагревателя, преобразуя тепловое расширение рабочего тела в изменение плавучести ПА (патент США N 4183316, кл. B 63 B 39/04, 1980).

Известно также устройство перемещения по глубине, содержащее герметичный прочный корпус с балластной камерой и рабочее тело, заключенное в сильфоне, взаимодействующее с системой принудительной подачи (выпуска) воздуха в балластную камеру (заявка Великобритании N 1532411, кл. B 63 C 11/30, 1978).2 Реализация известных способа и устройства связана с непрерывным расходом энергии, что уменьшает время автономной работы и надежность ПА.

Заявленное изобретение направлено на решение задачи сокращения расхода энергии для перемещения ПА и увеличения времени его автономной работы.

Технический результат достигается за счет того, что ПА выдерживают в верхней точке траектории до нагрева рабочего тела до температуры окружающей среды, после чего сообщают балластную камеру с окружающей средой на время приема маневрового балласта, а при достижении аппаратом нижней точки траектории выдерживают его до охлаждения рабочего тела и образования в балластной камере повышенного давления, после чего сообщают балластную камеру с окружающей средой на время удаления маневрового водного балласта.

Указанный способ реализуется в устройстве перемещения ПА по глубине, содержащем герметичный прочный корпус с балластной камерой, соединенной посредством управляемого клапана с окружающей средой, и рабочей камерой, заполненной рабочим телом, между которым установлена перегородка, выполненная с цилиндрическим отверстием, в котором размещен пуасон, взаимодействующий с сильфоном, установленным в балластной камере и взаимодействующим другим торцом с корпусом, причем сильфон заполнен сжатым газом, а рабочим телом является жидкость с температурным расширением, превышающим температурное расширение материала корпуса подводного аппарата.

Технический результат достигается также в устройстве, в котором поршень пуансона взаимодействует с герметичной эластичной оболочкой со сжатым газом, установленной в балластной камере между поршнем и корпусом.

Возможно получение того же результата в устройстве с сильфоном, заполненным сжатым газом. Один из торцов сильфона взаимодействует с внутренней поверхностью корпуса ПА, а другой с рабочим телом, выполненным в виде стержня из твердого материала, соединенного другим торцом с противоположной частью внутренней поверхности корпуса, при этом тепловое расширение материала рабочего тела превышает тепловое расширение материала корпуса ПА.

На фиг. 1 показана принципиальная схема первого устройства перемещения ПА (УППА1); на фиг. 2 принципиальная схема второго устройства (УППА2) и на фиг. 3 третьего устройства (УППА3).

Устройства УППА1 и УППА2 (фиг. 1 и 2) содержат прочный корпус 1 с перегородкой 2, в которой выполнено цилиндрическое отверстие 3. Перегородка 2 разделяет внутренний объем корпуса на балластную 4 и рабочую 5 камеры. В цилиндрическом отверстии перегородки установлен пуансон 6. Внутренний объем балластной камеры соединен с окружающей средой посредством управляемого клапана 8.

В устройстве УППА1 в балластной камере установлен сильфон 7, взаимодействующий одним торцом с корпусом, а другим с пуансоном. Сильфон заполнен сжатым газом, например, азотом, а рабочим телом является жидкость, например, глицерин, с возможно меньшей сжимаемостью, у которой температурное расширение превышает температурное расширение материала корпуса. Давление газа в сильфоне должно превышать гидростатическое давление на максимальной глубине погружения ПА.

В устройстве УППА2 имеется поршень 9 и эластичная оболочка 10, заполненная сжатым газом. Пуансон соединен с поршнем, разделяющим балластную камеру на две части и взаимодействующим другим торцом с эластичной оболочкой, заполненной сжатым газом. Давление газа должно вытеснять воду из балластной камеры на максимальной глубине погружения.

УППА3 (фиг. 3), как и УППА1, содержит герметичный прочный корпус 1 с сильфоном 7, взаимодействующий одним торцом с внутренней поверхностью корпуса, и управляемый клапан 8, сообщающий внутренний объем балластной камеры 4 снаружи от сильфона с окружающей средой. Сильфон заполнен сжатым газом. Рабочее тело выполнено в виде твердотельного элемента 11, соединяющего свободный торец сильфона с противоположной внутренней поверхностью корпуса. Тепловое расширение материала элемента 11 превышает тепловое расширение материала корпуса.

Устройство УППА1 работает следующим образом. На поверхности океана рабочая жидкость в камере 5 ПА нагревается, перемещая пуансон 6, сжимая сильфон 7 и увеличивая размер балластной камеры 4. Открывают управляемый клапан 8, после чего вода заполняет балластную камеру, ПА начинает погружаться, клапан закрывается до конца погружения, когда ПА приобретет нейтральную плавучесть. В глубине океана рабочая жидкость охладится и будет стремиться сжаться. При открытии клапана сжатый газ раздвинет сильфон и вода будет удалена из балластной камеры. Клапан закрывается и ПА всплывает к поверхности.

Второе устройство работает аналогично первому, с тем отличием, что удаление воды из балластной камеры на глубине при открытии клапана осуществляется с помощью поршня 9 под давлением сжатого газа в эластичной оболочке 10.

В устройстве УППА3 сжатие сильфона 7 и увеличение размера балластной камеры 4 происходит за счет расширения стержня рабочего тела 11 при нагреве на поверхности океана, а уменьшение размера соответственно за счет охлаждения рабочего тела на глубине.

Предложенный способ реализуется через работу указанных устройств.

Значительная часть Мирового океана имеет градиент температур по глубине 10-15oC. Расчеты подтверждают, что при этом для ПА с рабочей камерой длиной 3,0 м и внутренним диаметром 0,2 м (объемом 0,3768 м2), заполненной глицерином, рассчитанного на максимальную глубину погружения 1000 м, возможно получение подъемной силы около 24,5Н. Достаточная величина подъемной силы обеспечивается и при использовании в качестве рабочего тела алюминия (по третьему варианту устройства).

Использование предложенных способа и устройств, требующим минимального расхода энергии (только на включение-выключение управляющего клапана), обеспечивает ПА большой ресурс времени автономной работы и высокую надежность.

Класс B63G8/24 автоматическое регулирование глубиной погружения положения, устройства для увеличения плавучести, например отделяемый балласт, плавучие тела 

камера плавучести подводного аппарата -  патент 2529589 (27.09.2014)
система обеспечения плавучести -  патент 2525248 (10.08.2014)
способ управления плавучестью подводного аппарата робота-зонда -  патент 2482001 (20.05.2013)
способ экстренного всплытия во льдах подводного промышленного объекта и устройство для его осуществления -  патент 2473451 (27.01.2013)
система управления плавучестью проницаемого подводного аппарата -  патент 2296693 (10.04.2007)
способ аварийного всплытия подводной лодки при взрыве или пожаре, приводящем к потере плавучести -  патент 2264325 (20.11.2005)
способ создания положительной плавучести в океанской и морской среде -  патент 2222458 (27.01.2004)
подводная лодка -  патент 2202493 (20.04.2003)
устройство перемещения по глубине подводного аппарата с использованием температурного градиента термоклина -  патент 2153439 (27.07.2000)
тепловое устройство перемещения по глубине подводного аппарата -  патент 2142385 (10.12.1999)

Класс B63B22/00 Буи, бакены

способ применения радиогидроакустических буев реактивных (варианты) -  патент 2525189 (10.08.2014)
способ подачи сигналов об аварии подо льдом с помощью гидроакустического сигнализатора и устройство для его осуществления -  патент 2520985 (27.06.2014)
система швартовки с отделенными якорными оттяжками и/или системой водоотделяющих колонн -  патент 2519456 (10.06.2014)
устройство для отсоединения швартовки (варианты) -  патент 2516960 (20.05.2014)
турель бурового судна -  патент 2508223 (27.02.2014)
способ отсоединения буя от судна и устройство для использования в этом способе -  патент 2508222 (27.02.2014)
способ и устройство доставки дрифтеров в зону исследований -  патент 2506193 (10.02.2014)
судно для бурения и добычи в ледовых водах -  патент 2499724 (27.11.2013)
разъединяемое швартовное устройство -  патент 2493041 (20.09.2013)
плавучая платформа, оснащенная турелью с опорами качения, расположенными вне воды -  патент 2492102 (10.09.2013)

Класс B63G8/22 регулирование плавучести с помощью водного балласта; оборудование для удаления воды из балластных цистерн

Наверх