охлаждаемый ленточно-колодочный тормоз
Классы МПК: | F16D65/80 для тормозов с наружной рабочей поверхностью |
Автор(ы): | Петрик А.А., Вольченко Д.А., Вольченко Н.А. |
Патентообладатель(и): | Кубанский государственный технологический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-03-05 публикация патента:
20.06.1997 |
Использование: в области в качестве тормоза в тормозной лебедке. Сущность изобретения: тормозная лента охватывает тормозной шкив и на ней закреплены фрикционные накладки. Над набегающим участком тормозной ленты расположено воздушное охлаждающее устройство. На концах фрикционных накладок вдоль оси шкива закреплены квадратные трубки, герметизированные по торцам. Полости трубок соединены с воздуховодом и с отверстиями в колодках. Отверстия, обращенные к сбегающему концу ленты выполнены расширяющимися в направлении шкива, а отверстия, обращенные к набегающему концу ленты, выполнены сужающимися в направлении шкива. Такое решение позволяет более равномерно охлаждать шкив. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Охлаждаемый ленточно-колодочный тормоз, содержащий тормозной шкив, охватывающую его тормозную ленту с фрикционными накладками и смонтированное над набегающим участком ленты воздушное охлаждающее устройство, отличающийся тем, что он снабжен расположенными на фрикционных накладках вдоль оси шкива прямоугольными трубками с герметизированными торцами, полости которых сообщены с охлаждающим устройством и с выполненными во фрикционных накладках отверстиями, одно из которых, расположенное в обращенном к сбегающему концу ленты участке фрикционной накладки, выполнено расширяющимся в направлении шкива, а другое отверстие, расположенное в обращенном к набегающему концу ленты участке фрикционной накладки, сужающимся в направлении шкива.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения и может быть пользовано в ленточно-колодочных тормозах буровых лебедок. Известен охлаждаемый ленточно-колодочный тормоз, содержащий тормозной шкив, охватывающую его тормозную ленту с фрикционными накладками и смонтированное над набегающим участком ленты воздушное охлаждающее устройство, в виде воздуховода с отростками в виде цилиндрических сопел [1]Данное устройство не обеспечивает охлаждение с одинаковой интенсивностью участков фрикционных накладок в окружном направлении. Задачей изобретения является повышение долговечности путем выравнивания интенсивности охлаждения фрикционных накладок. Поставленная задача достигается тем, что охлаждаемый ленточно-колодочный тормоз, содержащий тормозную ленту, охватывающую тормозной шкив, фрикционные накладки на ленте и смонтированное над набегающим участком ленты воздушное охлаждающее устройство, снабжен расположенными на накладках вдоль оси шкива прямоугольными трубками с герметизированными торцами, полости которых соединены с охлаждающим устройством и с выполненными во фрикционных накладках отверстиями, одно из которых, расположенное в обращенном к сбегающему концу ленты участке фрикционной накладке, выполнено расширяющимся в направлении шкива, а другое отверстие, расположенное в обращенном к набегающему концу ленты участке фрикционной накладке, сужающимся в направлении шкива. Изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид тормоза; на фиг2 продольный разрез участка тормоза с фрикционной накладкой. Охлаждаемый ленточно-колодочный тормоз содержит тормозной шкив 1, тормозную ленту 2 со сбегающей 3 и набегающей 4 ветвями и пазами 5, а также фрикционные накладки 6. В теле последних заформованы крепежные планки 7, которые армируются с помощью поперечно расположенной армирующей проволоки 8. С помощью планок 7 накладки 6 крепятся через поперечные пазы 5 к ленте 2. На торцах фрикционных накладок выфрезерованы продольные пазы 9 на величину допустимого износа, в которых установлены прямоугольные трубки 10, торцы которых герметизированы. Трубки 10 через отростки (не показаны) соединены, например, посредством термостойкого клея с телом накладки 6 и через свои отверстия с отверстиями 11, распложенными в обращенном к набегающему концу ленты участке 12 накладки и к сбегающему концу ленты участке 13 поверхности фрикционной накладки 6. При этом отверстия 11 в участке 12 накладки 6 выполнены сужающимися в направлении обода, а на участке 13 расширяющимися. Кроме того, отверстия 11 упомянутых поверхностей накладки6 смещены так, что почти перекрывают своими сечениями рабочую ширину шкива 1. Сверху прямоугольные трубки 10 через отверстия 11 посредством штуцеров 14 и трубопроводов 15 связаны с радиальным воздуховодом 16, огибающим набегающую ветвь 4 тормозной ленты 2. Воздуховод 16 с одного торца герметизирован, а с другого подключен к источнику сжатого воздуха. Тормоз работает следующим образом. Сжатый воздух по воздуховоду 16 через трубопроводы 15, штуцеры 14, трубки 10 и отверстия 11 попадает одновременно под участки 12 и 13 накладок 6 и их интенсивно охлаждает, а также удаляет продукты износа из пар трения. При этом скорость прохождения воздуха через сужающиеся отверстия выше, чем через расширяющиеся, следовательно и количество воздуха, омывающего участок 12 накладки 6, будет больше, чем ее участок 13. Дозировка разного количества воздуха на поверхности накладки 6 связана с тем, что на участке 12 развиваются большие удельные нагрузки, чем на участке 13 и, следовательно, теплонагруженность упомянутых поверхностей будет почти одинаковая. Охлаждение поверхностей накладок 6 только в зоне набегающей ветви4 ленты 2 позволяет снизить их теплонагруженность до теплового состояния неохлаждаемых накладок на сбегающей ветви 3. Расположение отверстий 11 смещенными на участках 12 и 13 накладок 6 позволяет равномерно охлаждать рабочую поверхность шкива 1 по его ширине. Применение охлаждения каждой фрикционной накладки позволяет влиять на продольную и поперечную (при разомкнутом тормозе) и поперечную (при торможении) циркуляцию воздуха, т. е. изменять направление и скорость движения потоков воздуха, что интенсифицирует воздухообмен и, как следствие, снижает теплонагруженность пар трения.