прицепное почвообрабатывающее орудие
Классы МПК: | A01B63/111 регулирующих рабочую глубину орудий A01B59/04 для машин с тракторной тягой или толкаемых трактором |
Автор(ы): | Гасилин В.И., Гончаренко В.М., Житник С.М., Торгало В.Г., Крымов А.В., Ящик С.Е., Парфенов Э.Я. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "Красный Аксай" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-10-03 публикация патента:
27.06.1997 |
Использование: в сельскохозяйственном машиностроении. Сущность изобретения: сница прицепного почвообрабатывающего орудия снабжена двухплечим рычагом, шарнирно закрепленным на ее конце, вертикальное плечо которого посредством тяги связано со звеном четырехзвенного механизма подъема-опускания сницы с образованием со свободным участком последней дополнительного четырехзвенника, при этом прицепной элемент сницы закреплен на конце горизонтального плеча двуплечего рычага. Горизонтальное плечо двуплечего рычага параллельно плоскости рамы и величина его вертикального перемещения относительно рамы равна и обратно пропорциональна величине подъема или опускания рамы. Регулируемое звено четырехзвенных механизмов размещено в шарнире соединения верхнего звена четырехзвенного механизма подъема-опускания сницы и общего вертикального звена упомянутого четырехзвенного механизма с дополнительным четырехзвенником, с возможностью образования между ними тупого угла. Регулируемое звено имеет два упора, один из которых выполнен подвижным и размещен на звене по ходу движения перед шарниром, а второй неподвижный - за шарниром. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Прицепное почвообрабатывающее орудие, включающее раму с рабочими органами, опорные колеса, шарнирно смонтированную на раме сницу с прицепным элементом, четырехзвенные механизмы подката опорных колес и подъема-опускания сницы, связанные посредством регулируемого звена, отличающееся тем, что сница снабжена двуплечим рычагом, шарнирно закрепленным на ее конце, вертикальное плечо которого посредством тяги связано со звеном четырехзвенного механизма подъема-опускания сницы с образованием со свободным участком последней дополнительного четырехзвенника, при этом прицепной элемент сницы закреплен на конце горизонтального плеча двуплечего рычага. 2. Орудие по п.1, отличающееся тем, что горизонтальное плечо двуплечего рычага параллельно плоскости рамы и величина его вертикального перемещения относительно рамы равна и обратно пропорциональна величине подъема или опускания рамы. 3. Орудие по п.1, отличающееся тем, что регулируемое звено четырехзвенных механизмов размещено в шарнире соединения верхнего звена четырехзвенного механизма подъема-опускания сницы и общего вертикального звена упомянутого четырехзвенного механизма с дополнительным четырехзвенником с возможностью образования между ними тупого угла, при этом регулируемое звено имеет два упора, один из которых выполнен неподвижным и размещен на звене по ходу движения перед шарниром, а второй, неподвижный, за шарниром.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к прицепным почвообрабатывающим орудиям. Известно прицепное почвообрабатывающее орудие, включающее раму с рабочими органами, опорные колеса, шарнирно смонтированную на раме сницу с прицепным элементом, четырехзвенные механизмы подката опорных колес и подъема-опускания сницы, связанные посредством регулируемого звена (заявка FRN 2318566, кл A 01 B 63/10, 63/111, 1977). Недостатком известного решения является отсутствие автоматического сохранения параллельности прицепа относительно земли при изменении угла наклона сницы совместно с подъемом-опусканием опорных колес или изменении угла между трактором и орудием при копировании рельефа почвы, что приводит к снижению надежности всего прицепного устройства и безопасности труда оператора в процессе соединения орудия с трактором. Целью изобретения является повышение надежности прицепного устройства, безопасности присоединения его к трактору и снижение трудоемкости агрегатирования. На чертеже изображена кинематическая схема предложенного прицепного почвообрабатывающего орудия в рабочем и транспортном положениях. Почвообрабатывающее орудие содержит раму 1 с рабочими органами 2 и опорными колесами 3 на кронштейнах 4 подката. Подкат колес 3 осуществляется гидроцилиндром 5. Кронштейны 4 связаны с прицепным устройством орудия с помощью регулируемого звена 6, которое проходит через отверстие шарнира 7, а его перемещение в шарнире 7 ограничивается неподвижным упором 8 с одной стороны и подвижным упором 9 с другой. Эта система образует четырехзвенник 10 подката колес. Прицепное устройство состоит из двух последовательно связанных четырехзвенников 11 и 12, заканчивающихся двуплечим рычагом 13, состоящим из вертикального плеча 14 и горизонтального плеча 15 с отверстием 16 прицепного элемента сницы. Четырехзвенники образованы: рамой звеном 1, сницой-звеном с плечами 17 и 18 и шарниром 19, вертикальным плечом 14 двуплечего рычага 13, шарниром 20, общим вертикальным звеном с плечами 21, 22 и шарниром 23, тягой 24 и звеном 25 с шарнирами 26, 27, а также шарниром 28. Прицепное почвообрабатывающее орудие работает следующим образом. В рабочем положении орудия опорные колеса 3 максимально приближены к раме 1, рабочие органы 2 находятся ниже горизонтального уровня опорных колес 3 и при движении агрегата по полю производят технологический процесс обработки почвы. При этом плечо 15 двуплечего рычага с отверстием 16 занимает горизонтальное положение на определенной высоте от земли, равной высоте прицепного устройства трактора. Для перевода орудия в транспортное положение гидроцилиндр 5 воздействует на кронштейн 4, опорные колеса 3, перемещаясь по дуге окружности радиусом вращения, равным длине кронштейна 4, приподнимают раму 1. При этом, регулируемое звено 6 перемещается сначала внутри шарнира 7 до соприкосновения с ним подвижного упора 9 и далее вместе со звеньями 22 и 25 до конечного положения кронштейна 4, соответствующего расчетной высоте подъема рамы 1. В результате, угол между звеньями 22, 25 увеличивается и происходит поворот сницы звеньев 17, 18 к земле вокруг шарнира 28. В процессе движения рама 1 поднимается, а шарнир 20 остается на месте, чем обеспечивается сохранение высоты шарнира 20 горизонтального плеча 15 с прицепным элементом от земли. Одновременно, при повороте общего вертикального звена с плечами 21, 22 происходит перемещение к раме 1 и соответствующие повороты плеча 14 и прицепного элемента, чем обеспечивается сохранение параллельности последнего поверхности рамы и земли. Таким образом, при подъеме орудия в транспортное положение плечо 15 с отверстием прицепного элемента не изменяет своего положения относительно земли и прицепного устройства трактора, чем обеспечивается его надежность, удобство отсоединения и присоединения к трактору. При возвращении орудия в рабочее положение регулируемое звено 6 перемещается в шарнире 7 до его соприкосновения с неподвижным упором 8, далее звенья перемещаются в обратных направлениях, при этом плечо 15 с отверстием прицепного элемента также сохраняет свое положение. Регулируемое расстояние между упорами 8, 9 на звене 6 обеспечивает возможность угловых колебаний между трактором и орудием в процессе копирования рельефа почвы, кроме того, упор 8 обеспечивает величину тупого угла между плечом и звеном 22, 25 меньше 180o во избежание их перехода через "мертвую" точку. Постоянное положение прицепного элемента относительно земли независимо от перемещения по вертикали рамы орудия обеспечивает отсутствие изгибающих усилий в прицепных элементах трактора и орудия, что увеличивает срок их службы, обеспечивает удобный и безопасный процесс соединения и рассоединения трактора и орудия, что определяет экономическую эффективность изобретения.Класс A01B63/111 регулирующих рабочую глубину орудий
Класс A01B59/04 для машин с тракторной тягой или толкаемых трактором