аэросани-амфибия

Классы МПК:B62M27/00 Движители для саней или подобных транспортных средств
B63H7/00 Размещение движителей, воздействующих непосредственно на воздух
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа "Авиационный научно- технический комплекс им.А.Н.Туполева"
Приоритеты:
подача заявки:
1995-07-11
публикация патента:

Использование: изобретение относится к транспорту и, в частности, касается конструирования амфибийных транспортных средств, предназначенных для перемещения как по снегу, так и по воде. Сущность изобретения заключается в том, что аэросани-амфибия содержат корпус, на котором установлен моторный отсек совместно с движителем в виде воздушного винта, связанного с двигателем, расположенным в моторном отсеке, при этом корпус смонтирован на лыжном шасси посредством центрального носового амортизирующего элемента и двух бортовых кормовых амортизирующих элементов, лыжное шасси выполнено в виде единой лодки-лыжи, а бортовые кормовые амортизирующие элементы корпуса расположены на бортах этой лодки-лыжи. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Аэросани-амфибия, содержащие корпус, на котором установлен моторный отсек совместно с движителем в виде воздушного винта, связанного с двигателем, расположенным в моторном отсеке, при этом корпус смонтирован на лыжном шасси посредством центрального носового амортизирующего элемента и двух бортовых кормовых амортизирующих элементов, отличающиеся тем, что лыжное шасси выполнено в виде единой лодки-лыжи, а бортовые кормовые амортизирующие элементы корпуса расположены на бортах этой лодки-лыжи.

2. Аэросани-амфибия по п. 1, отличающиеся тем, что каждый из амортизирующих элементов включает в себя витую пружину и соосный с ней гидроамортизатор, который шарнирно закреплен концами соответственно на лодке-лыже и корпусе, при этом продольная ось носового амортизирующего элемента расположена под углом к вертикали и обращена своей верхней частью в сторону кормы лодки-лыжи, а продольные оси кормовых амортизирующих элементов расположены вертикально.

3. Аэросани-амфибия по п. 1, отличающиеся тем, что корпус присоединен к лодке-лыже также посредством одной продольной центральной тяги и двух поперечных тяг, которые расположены параллельно одна другой соответственно в передней и задней частях корпуса одна спереди, а другая сзади его центра масс, при этом одни концы поперечных тяг шарнирно подсоединены к корпусу со стороны одного из бортов лодки-лыжи, а другие шарнирно связаны с лодкой-лыжей со стороны ее противоположного борта, причем упомянутая продольная тяга шарнирно связана с корпусом и кормовой оконечностью лодки-лыжи.

4. Аэросани-амфибия по п. 1, отличающиеся тем, что днище лодки-лыжи выполнено с малой килеватостью и с двумя продольными реданами, при этом центральная часть днища между реданами покрыта слоем пластика, преимущественно полиэтилена.

5. Аэросани-амфибия по п. 1, отличающиеся тем, что они снабжена установленными на лодке-лыже управляемыми поворотными рулем-коньком и транцевой плитой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспорту и, в частности, касается конструирования амфибийных транспортных средств, предназначенных для перемещения как по снегу, так и по воде.

Известны аэросани-амфибия, содержащие корпус, на котором установлен моторный отсек совместно с движителем в виде воздушного винта, связанного с двигателем, расположенным в моторном отсеке, при этом корпус смонтирован на лыжном шасси посредством центрального носового амортизирующего элемента и двух бортовых кормовых амортизирующих элементов (патент США N 2331561, кл. B 62 M 27/00, опубл. 1943).

Однако известные аэросани обладают недостаточной проходимостью.

Технический результат от внедрения изобретения заключается в повышении проходимости аэросаней.

Это достигается тем, что аэросани-амфибия содержат корпус, на котором установлен моторный отсек совместно с движителем в виде воздушного винта, связанного с двигателем, расположенным в моторном отсеке, при этом корпус смонтирован на лыжном шасси посредством центрального носового амортизирующего элемента и двух бортовых кормовых амортизирующих элементов, лыжное шасси выполнено в виде единой лодки-лыжи, а бортовые кормовые амортизирующие элементы корпуса расположены на бортах этой лодки-лыжи.

Кроме того, каждый из амортизирующих элементов может включать в себя витую пружину и соосный с ней гидроамортизатор, который шарнирно закреплен концами соответственно на лодке-лыже и корпусе, при этом продольная ось носового амортизирующего элемента расположена под углом к вертикали и обращена своей верхней частью в сторону кормы лодки-лыжи, а продольные оси кормовых амортизирующих элементов расположены вертикально.

Кроме того, корпус присоединен к лодке-лыже также посредством одной продольной центральной тяги и двух поперечных тяг, которые расположены параллельно друг другу соответственно в передней и задней частях корпуса одна спереди, а другая сзади его центра масс, при этом один концы поперечных тяг шарнирно подсоединены к корпусу со стороны одного из бортов лодки-лыжи, а другие шарнирно связаны с лодкой лыжей со стороны ее противоположного борта, причем упомянутая продольная тяга шарнирно связана с корпусом и кормовой оконечностью лодки-лыжи.

Кроме того, днище лодки-лыжи может быть выполнено с малой килеватостью и с двумя продольными реданами, при этом центральная часть днища между реданами покрыта слоем пластика, преимущественно полиэтилена.

Кроме того, аэросани-амфибия могут быть снабжены установленными на лодке-лыже управляемыми поворотными рулем-коньком и транцевой плитой.

На фиг. 1 показаны аэросани-амфибия, вид сбоку; на фиг. 2 то же, вид сверху; на фиг. 3 разрез А-А на фиг.1

Аэросани-амфибия имеют лыжное шасси в виде лодки-лыжи 1, на которой посредством упругих амортизирующих элементов 2 установлен корпус 3 с салоном 4 и моторным отсеком 5. Моторный отсек 5 отделен от салона 4 силовым шпангоутом, выполненным в виде противопожарной перегородки 6.

На корпусе 3 также смонтирован движитель, представляющий собой воздушный винт 7, расположенный в кольце 8.

Лодка-лыжа 1 выполнена с замкнутыми герметичными отсеками, обеспечивающими непотопляемость аэросаней. Днище лодки-лыжи имеет малую килеватость и два продольных редана. Конструкция лодки-лыжи традиционна и состоит из продольного (стрингеры) и поперечного (шпангоуты) набора и обшивки. Центральная часть днища между реданами покрыта слоем пластика 9 (полиэтилена), обеспечивающим снижение трения при передвижении аэросаней по снегу или по болоту.

Корпус 3 установлен на лодке-лыже 1 посредством одного носового и двух бортовых кормовых амортизирующих элементов 2. Носовой амортизирующий элемент установлен в диаметральной плоскости лодки-лыжи, а два кормовых амортизирующих элементах на ее бортах. Каждый из упомянутых амортизирующих элементов представляет собой витую пружину 10 и соосный ей гидроамортизатор 11, шарнирно закрепленный концами соответственно на лодке-лыже 1 и корпусе 3. Продольная ось носового амортизирующего элемента 2 расположена под углом к вертикали и обращена верхней частью в сторону кормы лодки-лыжи 1, а продольные оси кормовых амортизирующих элементов 2 вертикальны.

Корпус 3 прикреплен к лодке-лыже 1 также и посредством двух поперечных тяг 12 и одной центральной продольной тяги 13.

Поперечные тяги 12 расположены параллельно друг другу соответственно в передней и задней частях корпуса, соответственно одна спереди, а другая сзади его центра масс. Одни концы поперечных тяг 12 шарнирно подсоединены к корпусу со стороны одного из бортов лодки-лыжи 1, а другие шарнирно связаны с лодкой-лыжей со стороны противоположного ее борта. Продольная тяга 13 шарнирно присоединена одним концом к задней части корпуса, а другая своим концом шарнирно связана с лодкой-лыжей 1 в ее кормовой оконечности. Шарнирные узлы крепления всех тяг представляют собой пространственные шарнирные соединения, имеющие резиновые вкладыши (не показаны) для компенсации пространственного перемещения тяги в результате перемещения корпуса относительно лодки-лыжи.

В салоне 4 корпуса 3 в зависимости от компоновки могут быть установлены 2, 4 или 6 кресел (включая кресло водителя), а также возможна установка носилок.

Корпус 3 оснащен по обоим бортам входными дверьми 14 гильотинного типа.

Каждая дверь 14 закреплена на корпусе 3 посредством поперечного горизонтальной оси 15 с возможностью поворота относительно нее вверх при открывании.

Масса двери сбалансирована посредством пружины 16, которая закреплена одним своим концом на рычаге 17, неподвижно закрепленном на оси 15 двери, а другим концом прикреплена к основанию корпуса 3.

В моторном отсеке 5 расположены автомобильный двигатель 18 с редуктором, радиатор, топливный бак и выхлопная система. Двигатель 18 и все агрегаты моторного отсека установлены на моторной раме 19, крепящейся к корпусу 3. Моторный отсек закрыт легкосъемными капотами.

За моторным отсеком 5 на выходном валу редуктора насажан воздушный винт 7 с изменяющим шагом. Вокруг винта 7 расположено кольцо 8. Движитель крепится к моторной раме 19 посредством системы тяг 20.

Таким образом, масса корпуса вместе со смонтированными на ней агрегатами в 4-5 раз превышает массу лодки-лыжи, что обеспечивает высокую эффективность подрессоривания.

Кроме того, для обеспечения удобства использования аэросаней-амфибии все узлы крепления корпуса к лодке-лыже выполнены легкосъемными, что позволяет в случае повреждения лодки-лыжи быстро заменить последнюю на новую лодку-лыжу.

Система управления аэросанями амфибией включает в себя управление по курсу, управление продольным дифферентом на воде и торможением на воде, снегу и льду. Управление по курсу осуществляется воздушным рулем 21, установленным в кольце 8 сразу за воздушным винтом 7, а также посредством руля-конька 22, установленного на транце корпуса лодки-лыжи 1 и работающего как водяной руль при перемещении по водной поверхности или как поворотный конек при перемещении по снегу и льду.

Лодка-лыжа 1 оснащена также транцевой плитой 23, состоящей из левой и правой частей, установленных с возможностью поворота относительно поперечных осей, расположенных вдоль кромок, образованных сопряжением транца лодки-лыжи с ее днищем.

Управление рулевыми поверхностями обеспечено с рабочего места водителя с помощью рулевой колонки 24 по курсу и с помощью рычага транцевой плитой 23. Проводка управления смешенная тросовая внутри корпуса 3 и с помощью тяг вне корпуса.

Для торможения аэросаней отклоняют вниз транцевую плиту, а при движении по водной поверхности поворот транцевой плиты на угол до 5o обеспечивает облегчение выхода аэросаней-амфибии на глиссирование.

Данное конструктивное решение аэросаней-амфибии позволяет уменьшить в 3-5 раз ударные перегрузки и уровень низкочастотных вибраций корпуса, а также обеспечивает низкий уровень угловых колебаний корпуса.

При эксплуатации аэросаней-амфибии работает двигатель 18, вращающий в кольце 8 винт 7 изменяемого шага, который создает пропульсивную тягу при движении аэросаней-амфибии на лыжном шасси. При перемещении по воде используется плавучесть лодки-лыжи 1.

Класс B62M27/00 Движители для саней или подобных транспортных средств

Класс B63H7/00 Размещение движителей, воздействующих непосредственно на воздух

Наверх