узел скольжения секций телескопической стрелы

Классы МПК:B66C23/04 со стрелами, полная длина которых меняется при работе крана, например со стрелами, смещающимися по длине с вытягивающимися стрелами 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Лунден Евгений Ефимович
Приоритеты:
подача заявки:
1995-06-13
публикация патента:

Использование: подъемно-транспортное машиностроение, а именно узлы скольжения секций телескопической стрелы, и может быть использовано в грузоподъемных машинах, в частности, стреловых самоходных кранах. Сущность изобретения: наружная поверхность корпуса 3 выполнена в виде части круглого цилиндра, а ширина установочного гнезда меньше или равна проекции цилиндрической части корпуса со стороны стягивающей корды. Стенка 8 корпуса 3 выполнена ниже остальных для обеспечения прохода основания 4 с пластиной скольжения 5 между корпусом и сопрягаемой секцией, а основание снабжено рукояткой 9. При этом основание может быть установлено в корпусе 3 подвижно, а узел скольжения снабжен каналами "а", "б", "в", "г" для подвода смазки на поверхность пластины скольжения. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Узел скольжения секций телескопической стрелы, содержащий установленный посредством сварки в установочном гнезде, образованном в стенке секции у ее торца, полый корпус, внутренняя поверхность которого представляет собой ограниченный стенками ложемент для установки пластины скольжения с основанием, которое соединено с корпусом с помощью фиксирующего приспособления, отличающийся тем, что наружная поверхность корпуса выполнена в виде части круглого цилиндра, ориентированного вдоль продольной оси секций, а ширина установочного гнезда меньше или равна проекции цилиндрической части корпуса со стороны стягивающей хорды, при этом одна из стенок корпуса, размещенная перпендикулярно продольной оси секций, со стороны ее торца выполнена ниже остальных для обеспечения прохода основания с пластиной скольжения между корпусом и стенками взаимодействующих секций, при этом основание пластины скольжения снабжено рукояткой, прикрепленной к нему со стороны более низкой стенки корпуса, а пластина скольжения прикреплена к основанию.

2. Узел по п.1, отличающийся тем, что основание с пластиной скольжения установлено с возможностью перемещения относительно фиксирующего приспособления в плоскости скольжения, ограниченного стенками корпуса.

3. Узел по п.2, отличающийся тем, что фиксирующее приспособление для соединения основания с корпусом представляет собой болт, при этом отверстие корпуса под болт выполнено с зазором для обеспечения взаимодействия основания со стенками корпуса, а обращенная к корпусу поверхность головки болта размещена относительно корпуса с зазором, при этом установочное гнездо выполнено с проемом для обеспечения установки болта.

4. Узел по п.2, отличающийся тем, что фиксирующее приспособление для соединения основания с корпусом включает в себя прикрепленный к корпусу со стороны рукоятки штырь и закрепленную на рукоятке для взаимодействия с ним защелку.

5. Узел по п.1, отличающийся тем, что он выполнен с каналом для подвода смазки на поверхность пластины скольжения.

6. Узел по пп.3 и 5, отличающийся тем, что канал для подвода смазки на поверхность пластины скольжения выполнен внутри болта и в пластине скольжения.

7. Узел по пп. 4 и 5, отличающийся тем, что канал для подвода смазки выполнен состоящим из сообщенных между собой отверстий в пластине скольжения, основании и рукоятке.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к узлам скольжения секций телескопической стрелы, и может быть использовано в грузоподъемных машинах, в частности, в стреловых самоходных кранах.

Известен узел скольжения секций телескопической стрелы, содержащий жестко прикрепленный к секции на стыке ее стенок корпус, внутренняя поверхность которого представляет собой ложемент с днищем в виде части круглого цилиндра, образованного скруглением кромок стенок секций, и подвижно установленный на ложементе элемент скольжения. Одна из сторон элемента скольжения взаимодействует с цилиндрическим днищем корпуса, вследствие чего она выполнена с ответной днищу цилиндрической поверхностью, а противоположная сторона элемента скольжения выполнена с плоской поверхностью для взаимодействия с направляющей, закрепленной на продольной кромке сопрягаемой секции (заявка ФРГ N 2303644, B 66 C 23/04, 1974).

Элементы скольжения, по данному решению, которые, как правило, выполняются из специальных антифрикционных материалов, в известном устройстве обладают значительной материалоемкостью. При этом следует отметить, что известная конструкция узла скольжения требует высокой точности изготовления самих секций, поскольку наличие возможности самоустановки элементов скольжения с наклонно расположенными поверхностями скольжения сопрягаемых секций известного устройства приводит к изменению взаимоположения секций относительно друг друга и при наличии больших зазоров может произойти неконтролируемое перераспределение усилий в узлах скольжения.

Наиболее близким к заявляемому является узел скольжения секций телескопической стрелы, содержащий расположенное в стенке секции, вблизи ее конца установочное гнездо, закрепленный в гнезде посредством сварки полый корпус, внутренняя поверхность которого представляет собой ограниченный стенками ложемент для установки пластины скольжения с основанием, которое соединено с корпусом с помощью фиксирующего приспособления (патент США N 7404838, B 66 C 23/68, 1974 г.).

Данное устройство значительно более технологично в сборке. Однако возникает необходимость в повышенных требованиях к точности изготовления узлов скольжения, а также сложность установки рабочих поверхностей пластин скольжения при изготовлении стрелы, что может привести к перекосу секций и как следствие к ухудшению грузовых характеристик крана. При этом из-за жесткого крепления основания с пластиной скольжения к корпусу резьбовое соединение болта известного устройства воспринимает значительные нагрузки, что снижает надежность конструкции в целом.

Технической задачей изобретения является обеспечение точности установки поверхностей скольжения сопрягаемых секций стрелы в заданном положении при изготовлении и монтаже стрелы, упрощение контроля и замены изношенных пластин скольжения и обеспечение разгрузки фиксирующих приспособлений от нагрузок, возникающих в плоскости скольжения.

Для решения данной задачи узел скольжения секций телескопической стрелы содержит расположенное в стенке секции вблизи ее конца установочное гнездо, закрепленный в гнезде посредством сварки полый корпус, внутренняя поверхность которого представляет собой ограниченный стенками ложемент для установки пластины скольжения с основанием, которое соединено с корпусом с помощью фиксирующего приспособления. Наружная поверхность корпуса выполнена в виде части круглого цилиндра, ориентированного вдоль продольной оси секции, а ширина установочного гнезда меньше или равна проекции цилиндрической части корпуса со стороны стягивающей хорды, при этом одна из стенок корпуса, размещенная перпендикулярно продольной оси секции со стороны ее конца, выполнена ниже остальных для обеспечения прохода основания с пластиной скольжения между корпусом и стенками сопрягаемой секции. Основание пластины скольжения снабжено рукояткой, прикрепленной к нему со стороны более низкой стенки, а пластина скольжения прикреплена к основанию. Основание с пластиной скольжения могут быть установлены с возможностью перемещения относительно фиксирующего приспособления в плоскости скольжения. Причем по одному из вариантов выполнения фиксирующее приспособление представляет собой болт, при этом отверстие корпуса под болт выполнено с зазором для обеспечения взаимодействия основания со стенками корпуса. Обращенная к корпусу поверхность головки болта размещена относительно корпуса с зазором, а установочное гнездо выполнено с проемом для установки болта. По другому варианту выполнения фиксирующее приспособление включает в себя прикрепленный к корпусу со стороны рукоятки штырь и закрепленную на рукоятке для взаимодействия с ним защелку. Узел скольжения может быть также снабжен каналом для подвода смазки на поверхность пластины скольжения. Канал для подвода смазки на поверхность пластины скольжения по первому варианту может быть выполнен внутри болта и в пластине скольжения, а по второму выполнен состоящим из сообщенных между собой отверстий в пластине скольжения, основании и рукоятке.

Конструкция узла скольжения позволяет при изготовлении и монтаже стрелы с высокой точностью выставлять поверхности скольжения сопрягаемых секций и упростить процесс контроля и замены изношенных пластин скольжения. Подвижная установка основания с пластиной скольжения обеспечивает разгрузку фиксирующего приспособления от составляющих веса секций и поднимаемого груза, а также нагрузок, возникающих при перемещении секций. При этом подвод смазки к пластине скольжения способствует повышению ее долговечности.

На фиг. 1 дано изображение телескопической стрелы с размещенными на ее секциях узлами скольжения; на фиг. 2 поперечное сечение узла скольжения секций телескопической стрелы; на фиг. 3 продольный разрез узла скольжения с фиксирующим приспособлением в виде болта; на фиг. 4 то же, с фиксирующим приспособлением в виде защелки; на фиг. 5 разрез по А-А на фиг. 4.

Узел скольжения секций телескопической стрелы содержит расположенное в стенке секции 1 вблизи ее конца установочное гнездо 2, которое может быть выполнено по-разному, например, в виде проема, образованного вырезом углового участка профиля стрелы. В гнезде закреплен посредством сварки полый корпус 3, внутренняя поверхность которого представляет собой ограниченный стенками корпуса ложемент для установки основания 4 с пластиной скольжения 5. Основание 4 прикреплено к пластине скольжения 5 одним из известных способов, например, винтами 6 и соединено с корпусом 3 с помощью фиксирующего приспособления, которое по одному из вариантов выполнения представляет собой болт 7.

Для удобства сборки узла с требуемой точностью установки поверхностей скольжения наружная поверхность корпуса 3 выполнена в виде части круглого цилиндра, причем проекция цилиндрической части корпуса со стороны стягивающей хорды больше или равна ширина установочного гнезда. Это обеспечивает возможность поворота корпуса в гнезде перед сваркой для установки рабочей поверхности пластины скольжения на требуемый угол без изменения размеров гнезда, а также без изменения проектного положения кромок свариваемых деталей, нарушение которого может привести к снижению прочности сварного соединения. В случае выполнения установочной части корпуса не в виде круглого цилиндра одно из этих условий не выполняется и сборка усложняется.

Одна из двух стенок корпуса, размещенных перпендикулярно продольной оси секции со стороны ее конца, вблизи которого расположен узел скольжения - стенка 8 выполнена ниже остальных для обеспечения прохода основания 4 с пластиной скольжения 5 между корпусом и стенками сопрягаемой секции при сборке, а также контроле или замене пластины скольжения, со стороны стенки 8 к основанию 4 прикреплена рукоятка 9.

Для разгрузки фиксирующего приспособления основание с пластиной скольжения может быть установлено с возможностью перемещения в плоскости скольжения и ограничено стенками корпуса, которые воспринимают нагрузки, возникающие в плоскости скольжения.

В варианте выполнения фиксирующего приспособления для соединения основания с корпусом в виде болта 7 свободное перемещение основания с пластиной скольжения и взаимодействие их со стенками корпуса 3 без нагружения болта обеспечивается благодаря выполнению отверстия корпуса под болт с зазором и размещению обращенной к корпусу поверхности головки болта с зазором относительно корпуса (фиг.3). Для обеспечения монтажа основания с пластиной скольжения с помощью болта 7 установочное гнездо 2 должно быть выполнено с проемом.

В случае выполнения фиксирующего приспособления в виде прикрепленного к корпусу со стороны рукоятки 9 штыря 10 и защелки 11, разгрузка также обеспечивается взаимодействием основания 4 со стенками корпуса 3 благодаря применению упругой защелки.

Узел скольжения может быть также снабжен каналом для подвода смазки на поверхность пластины скольжения, выполненным, например, в виде отверстий внутри болта "а" и пластине скольжения "б" или же состоящим из сообщенных между собой отверстий: в пластине скольжения 5 "б", основания 4 "в" и рукоятке 10 "г".

Узел скольжения секций телескопической стрелы монтируется следующим образом.

В размещенное в стенке секции установочное гнездо 2 вставляется своей наружной поверхностью, выполненный в виде части круглого цилиндра, полый корпус 3. Затем поворотом корпуса вокруг продольной оси его цилиндрической наружной поверхности, устанавливают его в требуемое положение, после чего приваривают корпус к гнезду. Затем производят сборку стрелы из секций, при этом сборка возможна как вместе с основанием и пластиной скольжения, так и без них.

Установку пластины с основанием в собранной стреле производят предварительно обеспечив зазор между контактирующими поверхностями скольжения больший, чем суммарная высота пластины скольжения 5, основания 4 и стенки 8. Это достигается, например, для верхних узлов при полностью втянутой горизонтальной стреле, когда под действием тяжести корень каждой секции опускается вниз, а для нижних узлов при полностью выдвинутой горизонтальной стреле и опирании головки стрелы на опору, когда под действием тяжести опускается головка каждой секции. В этом положении пластина с основанием заводится со стороны стенки 8 и после установки запирается от выпадения фиксирующим устройством.

Снятие пластины скольжения для контроля и замены производится при указанных положениях стрелы в обратном порядке.

Соединение каналов для подачи масла с источником его подачи производят с помощью известных средств перед установкой основания с пластиной скольжения.

Выполнение узла скольжения заявляемой конструкции позволяет с наименьшими затратами обеспечить установку пластины скольжения в требуемое положение, а также упростить процесс контроля и замены изношенных пластин скольжения. При этом обеспечивается разгрузка фиксирующего приспособления для соединения основания с корпусом от нагрузок путем установки основания с пластиной скольжения с возможностью перемещения в плоскости скольжения. Кроме того, предусмотрено выполнение каналов для подвода смазки к пластине скольжения, что способствует повышению ее износостойкости.

Класс B66C23/04 со стрелами, полная длина которых меняется при работе крана, например со стрелами, смещающимися по длине с вытягивающимися стрелами 

способ оптимизированного управления выдвижением/втягиванием одноцилиндровой шрифтовой телескопической стрелы и её система управления -  патент 2507146 (20.02.2014)
стрела грузоподъемной машины -  патент 2458850 (20.08.2012)
манипулятор -  патент 2356827 (27.05.2009)
манипулятор -  патент 2345947 (10.02.2009)
консольно-поворотный кран -  патент 2255038 (27.06.2005)
стрела грузоподъемного средства -  патент 2231494 (27.06.2004)
гидравлический кран-манипулятор -  патент 2193518 (27.11.2002)
стреловое устройство грузоподъемной машины -  патент 2191740 (27.10.2002)
телескопическая стрела -  патент 2180313 (10.03.2002)
стрела грузоподъемного средства -  патент 2178382 (20.01.2002)
Наверх